Статья Мой опыт работы
-689610-72390
Муниципальное образовательное учреждение
Новобокинская средняя общеобразовательная школа
Подготовил
учитель
ОБЖ
Малышев И.В.
-937260-691515
В настоящее время вопросы по обеспечению безопасности
жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого
человека, общества и государства. Жизнь общества сегодня ставит
серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения.
Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться,
работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» с каждым годом
повышает свою значимость в школьном образовании. Он предназначен для
приобретения школьниками обширных практических знаний в обучении
безопасности повседневной жизни и деятельности. Подготовка
подрастающего поколения россиян в области безопасности
жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к
формированию у подростков современного уровня культуры безопасности,
индивидуальной системы здорового образа жизни.
За свой небольшой педагогический опыт работы в должности учителя ОБЖ я выстроил схему преподавания курса предмета ОБЖ.
Структура изучения предмета ОБЖ состоит из:
Урочная и внеурочная формы;
Антитеррористическая защита;
Противопожарная безопасность;
Инструктирование учащихся, педагогического и технического коллектива по охране труда, здоровья и жизни;
Учеба по ГО и ЧС;
Внеклассные занятия по БЖ;
Индивидуальная работа.
-651510-691515
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым
годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество
людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными
явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо
парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал
технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность
своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с
производством и использованием техники. Очевидно, что в современных
условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в
условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно
возникновение ситуаций опасности.
Возникает проблема «Развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности»
Для решения этой проблемы ставлю цель в подготовке физически здоровых,
нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться и
существовать в изменяющемся мире.
Сегодня в сознании многих людей патриотическое воспитание
подрастающего поколения сводится лишь к выполнению воинского долга, но
становление мощного стабильного государства невозможно без общества
высокообразованных граждан – патриотов своей страны.
Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как
патриотизм, патриот, чувство патриотизма, Родина, отчизна, гражданин,
чувство долга значимыми для школьников, или наши дети всегда будут
цинично улыбаться, смеяться или раздражаться при этих словах?
И здесь, как учитель, я считаю, что моя цель, моя задача – сделать
все возможное, чтобы воспитать учащихся как Граждан, обладающих
-1003935-691515
позитивным, созидательным мировоззрением, которое выражается в чувстве
ответственности, способности делать осознанный выбор и принимать
самостоятельные решения, направленные на благо Отечества, общества.
Сегодня учащиеся – завтра полноправные граждане, строители
будущего государства. От нас зависит, каким будет это будущее.
Основными направлениями своей работы считаю военно – патриотическую
и практическую направленность уроков ОБЖ и внеклассных мероприятий.
В связи с этим на первый план в работе выдвигаю соблюдение
обучающимися правил безопасности во время учебно-воспитательного
процесса и в любой жизненной ситуации, умение применять полученные
знания и умения на практике. На учебных занятиях, внеклассных
мероприятиях стараюсь воспитывать у учащихся лучшие нравственные
качества: любовь к Родине, гордость за свою страну и ее народ, уважение к
людям и внутреннюю потребность достойно служить на благо своей Родины.
Юноши 10-классов ежегодно проходят военно-полевые учебные сборы
на базе школ Сараевского района, где на практике обучаются
таким воинским дисциплинам как: огневая, строевая, физическая,
тактическая подготовка, уставы ВС РФ, практические стрельбы из
пневматической винтовки, т.е. юноши полностью знакомятся с
жизнью и бытом в воинских частях. По итогам учебно-полевых сборов в
2014 году учащиеся 10 класса показали отличную военно-спортивную
подготовку. Юрасов Дмитрий-1 место по подтягиванию,1 место по прыжкам
в длину, Поляков Алексей – 3 место по стрельбе.
Выбранные мной направления работы реализуются как на уроках ОБЖ,
-1003935-462915
например, урок «Оказание первой помощи при ранениях и травмах», так и во
внеклассной и внешкольной работе. Это ряд мероприятий, как «А ну-ка,
парни!», «Смотр строя и песни», « Жди меня, и я вернусь», участие в
соревновании, посвященном памяти В.В.Соловова ( Пехлец), в праздновании в
школе дня рождения И. О. Копенкина, просмотр презентаций и видеороликов,
фильмов о вооруженных силах России о героях Великой отечественной
войны и т.д. Ряд презентаций о том, «Что такое пожар», « О вреде курения»
Ребята осваивают строевую подготовку, учатся стрелять из винтовки,
изучают устройство автомата, получают умение оказывать первую помощь.
Также в школе имеется наглядный демонстрационный, методический
материал по предмету ОБЖ, стенды « Уголок гражданской обороны», «Уголок
пожарной безопасности» и ряд других.
Для развития способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы использую совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: «Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда». Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группе, где каждый обучающийся субъект познания нового. Все эти методы работы способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.
Применение ИКТ на учебных занятиях способствует повышению мотивации у обучающихся к изучению теоретических вопросов основ безопасности жизнедеятельности, вызывает интерес, дает возможность
-1061085-558165организации дискуссии по сюжетам, непосредственные жизненные примеры позволяют вырабатывать собственные правила поведения.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес.
Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех
моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах
(физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном,
интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия,
благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую
учебный материал для популяризации здорового образа жизни. Выполняю
санитарно-гигиенические требования при проведении занятий в классах.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях обязателен для всех
учащихся. Учебный процесс стараюсь, вести так, чтобы ничто не вредило
здоровью ученика, в ходе каждого урока использую упражнения для
укрепления отдельных мышечных групп, формирования правильной осанки.
Как учитель ОБЖ - уточняю представление учащихся об элементарных правилах здоровьесбережения, добиваюсь сознательного выполнения этих правил, вовлекаю детей в участие в оздоровительных мероприятиях.
В заключение замечу, что мы живем, не всегда задумываясь, что представляет
наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. Разве не
должен каждый современный человек, в том числе и каждый школьник, быть
в состоянии оказать в случае необходимости помощь себе и своему близкому?
-946785-653416
Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять
единственно правильное решение, отчего зависят не только здоровье, но
зачастую и жизнь попавшего в беду человека. Вот почему этому необходимо
учиться на уроках основ безопасности жизнедеятельности, серьезно
относиться ко всему, о чем сообщается на уроках ОБЖ.