Статья на тему: Мой опыт работы по повышению орфографической грамотности младших школьников

Мой опыт работы по повышению орфографической грамотности младших школьников
Л. А. Клюева
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №61 г. Липецка
отличник просвещения
победитель ПНПО
лауреат премии
имени К. А. Москаленко
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Вопрос: как добиться орфографической грамотности? Актуален.
В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идёт стереотипно: дети сначала учат правило, а потом упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные. Одна из главных целей - научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.
Каковы же условия формирования орфографической грамотности?
Знание правила - является теоретической базой.
Знание приёмов применения правила – рассуждение на основе алгоритма – способствуют усвоению орфограммы.
Включение в урок различные виды упражнений, которые вырабатывают орфографические навыки.
Знание приёмов самоконтроля.
Изучение способов проверки.
Знание звукового анализа слова.
Развитие фонематического слуха.
Умение соотносить звучащие единицы речи и графические единицы письма.
Мотивирование орфографических умений и навыков через активизацию познавательных интересов, занимательность форм и методов работы.
Контролирование ЗУН.
Проведение индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.
На протяжении 30 лет работы в школе, я пришла к выводу, что в обучении младших школьников грамотному письму не хватает применения правила на практике на основе алгоритма.
Как я применяю правило на практике, как совместно с учащимися составляю алгоритм, покажу на примере темы: «Правописание безударных окончаний имён существительных». Так как смешение падежных окончаний – е и – и довольно частое явление в письменных работах учащихся, я старалась привить ученикам навыки осознанного рассуждения. По ходу изучения правила была выведена таблица:
Склонение
Родительный падеж
Дательный
падеж
Предложный падеж

1 – е склонение
- и
- е
- е

2 – е склонение
-
-
- е

3 – е склонение
- и
- и
- и

Провожу беседу с учащимися:
Как определить, какое окончание нужно написать у существительного?
- Надо определить падеж, посмотреть окончание по таблице.
- Достаточно ли определить только падеж, если, например, в дательном падеже пишутся окончания – е и – и?
- Нужно знать склонение.
- Как определить склонение существительных?
- По роду.
- В чём ещё нужно быть уверенным?
- Что это имя существительное, что орфограмма в окончании, что окончание безударное.
При ответах всё выписывается на доску снизу вверх в той последовательности, в какой говорили дети.
После записи рядом вывешивается готовый алгоритм. Предлагаю детям сравнить.
Правописание – е и - и в окончаниях
существительных

Запись на доске
Алгоритм

Орфограмма.
1.Найди орфограмму.
2. Определи тип орфограммы:
а) гласная или согласная?

Безударная.
б) ударная или безударная?

Окончание.
в) в какой части слова находится орфограмма?

Существительное.
3. К какой части речи относится слово?

Род.
4. Вспомни род.

Склонение.
5. Определи склонение?

Падеж.
6. По вопросу и предлогу определи падеж.


7. Вспомни правило, напиши правильно.


В результате сравнения ученики делают вывод, что готовый алгоритм и есть то, что они составили в совместной работе.
Используя алгоритм, дети сами ведут себя по пути рассуждения, объясняя правописание – е и - и в безударных окончаниях имён существительных, например: На сирени набухли почки.
Образец ответа ученика: «На сирени. Не знаю, что писать, - е или – и. Это гласный. Смотрю, в какой части слова возникла задача: сирень, сирени, сиренью, меняется окончание. Узнаю, ударное оно или безударное. Это существительное, значит, орфограмма – безударные окончания – е и - и в именах существительных. По роду определяю склонение (сирень – женский род, 3 – е склонение). Ставлю вопрос, от главного слова. Определяю падеж. Набухли на чём? где? - П. По таблице вспоминаю, какое окончание имеют существительные 3 –го склонения в предложном падеже. Пишу окончание – и».
Такая работа с алгоритмом идёт на этапе изучения нового правила. Именно на этом этапе полезны и уместны развёрнутые решения орфографических задач. К развёрнутым решениям обращаюсь не только при изучении нового орфографического материала, но и при повторении, обобщении, проверке умений. Когда учащиеся отработают применение алгоритма до автоматизма, алгоритм проходит стадию свёртывания. Возвращаюсь к нему и в трудных случаях, так как он учит детей рассуждать, логически мыслить.
Большое значение придаю графическому изображению орфограммы.
Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы, необходима «грамматическая база», умение видеть орфограммы. Всё это связано и взаимообусловлено.
Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, но важно при этом не забывать - определение места нахождения орфограммы.
На своих уроках я часто использую разнообразные диктанты: «Проверяю себя», с обоснованием, с постукиванием, «Найди слова», «Не знаю, что писать – оставлю пустое место, а потом подумаю». Провожу комментированное письмо, игру «Огоньки», письмо с проговариванием, письмо по памяти, ежедневные орфографические пятиминутки, работу над ошибками. Обучаю способам проверки орфограмм.
Постепенно в ходе разнообразных тренировочных упражнений дети учатся самоконтролю, что тоже очень важно для формирования грамотного письма.
Знание звукового анализа слова, умение соотносить звучащие единицы речи и графические единицы письма учащимися – ещё немаловажное для формирования грамотного письма. Поэтому на каждом уроке стараюсь вводить фонетический разбор слов, развивать фонематический слух учащихся. На основе развития фонематического слуха, дети вооружаются знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами обнаруживать подавляющее число орфограмм.
Орфографическая зоркость легко поддаётся учёту. Я предлагаю, критерии изменения орфографической зоркости, воспользовавшись системой нумерации орфограмм. Что стоит за номером орфограммы?
Умение видеть орфограмму.
Правильно решать орфографическую задачу.
Поэтому в системе моей работы, начиная с 1 класса, имеют место такие задания:
указать над буквами порядковые номера орфограмм, приведённых на доске,
цифровое обозначение орфограмм с целью предупреждения ошибок,
проведение орфографических минуток,
поставить номера изученных орфограмм.

Нумерацию орфограмм заучивать не рекомендую, список даю на индивидуальных карточках или плакате. Например:
№1 – проверяемая безударная гласная в корне;
№2 – непроверяемые гласные и согласные;
№3 – парные звонкие и глухие согласные.
Различные виды упражнений, связанных с нумерацией уменьшают количество ошибок.
В системе контроля ЗУН учащихся провожу мониторинг ошибок детей на изученные орфограммы. Цель мониторинга – проведение работы над ошибками, индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, вариативность домашних заданий и самостоятельных работ на уроках.
Таким образом, разработанная мною система работы по повышению орфографической грамотности младших школьников даёт хорошие результаты. В классе по русскому языку 100% успеваемость, высокое качество знаний и уровень обученности учащихся.

15