Мой опыт работы с классным коллективом

Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Главный мой принцип:
Учитель должен доверять ученику, ибо глубоко убеждена в том, что оно и ученика, в свою очередь, располагает доверять учителю. Только в этом случае педагог может рассчитывать на то, что те мысли, идеи, которые он хочет донести до своих питомцев, будут восприняты и усвоены ими глубоко и всерьёз, а не формально.
Мой взгляд на ребёнка
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему.
Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?
Моя роль в процессе обучения
Учитель не передатчик знаний, информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с ребёнком. Он идёт к детям не со своим предметом, он вместе с детьми идёт к предмету. Учитель – это человек, дающий ребёнку способы понимания целостной картины мира.

В 2007 году я набрала новый класс. Незаметно пролетело 4 года, и вот вновь наступает выпускной! Хочется подвести итоги работы с этим классным коллективом.
Позитивная динамика учебных достижений учащихся


Показатели
Качество знаний/успеваемость



2008-2009уч.г.
2009-2010 уч. г
2010-2011 уч. г

1.
Результаты обученности учащихся
64% /100%
71% / 100%
78% / 100%

2.
Результаты обученности по русскому языку
79% /100%
82% /100%
86% / 100%

3.
Результаты обученности по литературному чтению
60% / 100%
75% / 100%
93% /100%

4.
Результаты обученности по математике
82% /100%
85% / 100%
89% /100%


Данные результатов обученности моих учащихся за последние три года свидетельствуют о позитивной динамике учебных достижений. 
Качество знаний  составляет  64 -78%, успеваемость - 100 %. 
Результаты обученности учащихся по предметам показывает тоже позитивную динамику  результатов обучения за три года.
Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, оценить его работу высокой оценкой. Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними результатами. У каждого ученика есть «Дневник индивидуальных достижений» и портфолио.
 
Результаты участия моих учеников в конкурсах, олимпиадах:


Наименование мероприятия
2008 – 2009 уч. год
2009 – 2010 уч. год
2010 – 2011 уч. год

1.
Школьные олимпиады по русскому языку и по математике
4 человека
4 человека
6человек

2.
Межтерриториальная интернет-викторина «Флаг России – наша гордость!»,


1 место Уркашова Аня,
3место – Новикова Саша

3.
Муниципальный этап областного конкурса «Мы выбираем будущее»,


1 место Уркашова Аня,
2 место – Новикова Саша


5.
Федеральный уровень «Золотое руно»


Участники - 15 чел. (итоги в июне)


Участие в городском фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
2008 -2009 уч.г. - Защита коллективного проекта «По сказам Бажова»;
Индивидуальные: Новикова Саша, Большакова Лиза, Уркашова Аня
2009 – 2010 уч.г.– Защита коллективного проекта «Наша школьная библиотека».
Индивидуальные проекты: Ипполитов Юра, Новикова Саша.
2010 – 2011 уч. год -
1.Защита проектов: Групповой «Дома старого Ирбита».
Индивидуальные проекты: Мурзин Семен «Мой семейный герб».
2.Конкурс «Серебряное пёрышко».
В номинации «Проза» 3 место Зуева Ирина, «Журналистика» 2 место Баталов Женя.
3. Конкурс экологической газеты «Если б Земля говорила» Городского Экологического форума ЮНЭКО – 2011 (младшая возрастная группа)
1 место. Участники областного конкурса.

Мои ученики являются победителями школьных олимпиад по русскому языку и математике, показали хорошие результаты на городских олимпиадах.
Принимают активное участие во всех городских конкурсах и фестивалях. Пробуют свои силы в конкурсах областного и федерального уровня.
В этом учебном году многие наши дела были успешными, отмечены дипломами и даже материальными поощрениями.
Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
Внеурочную деятельность осуществляю по следующим направлениям:
учебно-познавательное,
культурно-просветительское,
общественно-патриотическое,
нравственно-правовое,
эстетическое,
спортивно-оздоровительное.
Наиболее успешно и в комплексе реализуются эти направления в проектной деятельности. При работе с классным коллективом сложилась следующая система в создании проектов.

Результаты участия детей в проектной деятельности


Название проекта
Класс, кол-во чел
Место презентации
поощрение

1.
Групповые проекты «Наши друзья – деревья»
Все учащиеся,2 класс
Класс, школа, родители
Благодарности учителя, родителей

2.
Коллективный проект «По сказам Бажова»
2 класс
Городской Фестиваль проектов
Грамота «За личностный подход в изучении сказов Бажова и активную читательскую позицию»

3.
Индивидуальные проекты:
Новикова Саша «Кремль вчера, сегодня», Уркашова Аня «Разработка экскурсионного маршрута по столице»
Групповой проект:
Большакова Лиза, Курдакова Лиза «Капуста – чемпион среди овощей».
2 класс, 4 чел.
Городской Фестиваль проектов
Грамоты

4.
Коллективный проект «Наша школьная библиотека»
3 класс
Городской Фестиваль проектов
Грамота «За пропаганду детской книги и чтения»

5.
Индивидуальные проекты:
«Ловкие руки – как это важно!»,
«Танки Т-34 – самые надёжные в мире!», «Как жили наши предки в Московской Руси»,
«Мои друзья – домашние животные», «Жизнь в океане» и др.
3 класс, 8 чел.
Класс, присутствовали родители
Победители стали участниками Фестиваля проектов.
Дипломы.

6.
Индивидуальные проекты «Мой семейный герб»
4 класс, 15 чел
Класс присутствовали родители
Победители стали участниками Фестиваля проектов.
Дипломы.

7.
Групповой проект «Дома старого Ирбита»
4 класс, 5 чел
ГородскойФестиваль проектов
Грамота «За любовь к родному городу»

8.
Индивидуальный проект «Мой семейный герб» Мурзин Семён
4 класс
ГородскойФестиваль проектов
Грамота «За глубокое изучение истории своей семьи»


Результаты проектной деятельности:
У детей развивается  навык поиска информации: умение работать с литературой,  Интернетом и др.  
Дети учатся мыслить, последовательно действовать, добиваться поставленных целей.
Проект  даёт  возможность   реализовывать познавательный мотив, который возможно применить затем в процессе обучения. Неоценимым следствием развития такого навыка  является то, что младший школьник становится на новую ступень развития и может  успешно  реализовать себя в учебе в среднем и старшем звене. Ведь главное, что у  ребенка  вырабатываются навыки самостоятельной работы при  поиске и  обработке информации.
Проект - инструмент для развития коммуникативных и исследовательских навыков.
Начиная с первого класса, веду факультатив «Тропинка к своему Я». Цель данного курса – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями, родителями, найти своё место в школьной жизни.
В познании учеником самого себя помогают «Дневники самовоспитания», с помощью которых приобретаются следующие умения и навыки:
Самонаблюдение,
Самоанализ,
Самооценка.
Основные критерии самооценки:
Соблюдение общечеловеческих нравственных норм (гуманизм, правдивость, честность, добросовестность, общительность и т.д.)
Полезность совершенного для себя и для окружающих.
Виды самооценки:
Количественная (1-5);
Качественная, символами которой являются звёзды трёх цветов.
Психологические тесты показали, что в классе сложился благоприятный психологический климат (Приложение), при переходе в 5 класс наблюдается низкий уровень тревожности. На основании анкетирования родителей можно говорить о том, что детям комфортно и спокойно в классе, у них много друзей, они очень любят вместе общаться, играть и познавать новое. Мои дети – постоянные участники Акций Доброты!
В 2010 году педагогической коллегией школы я награждена дипломом «За высокую активность родительского и ученического актива»
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Участие детей в общественно значимой деятельности даёт возможность каждому ребёнку попробовать себя в самых различных видах деятельности, обучает определению своей роли в общем деле. Дети учатся сопереживать, помогать, ценить друг друга. У школьников развиваются такие качества, как милосердие, сопереживание. А такая личность будет всегда востребована.
1.С первого класса в нашем коллективе действует отряд «Пчёлки». Мы стремимся жить по таким правилам:
Помогай людям;
Будь честным и правдивым;
Старайся вести себя естественно и с достоинством;
Люби себя и других;
Активно проявляй себя в учёбе, досуге.
2.Учащиеся моего класса принимают самое активное участие в городских мероприятиях, посвященных проблемам местного социума:
2.1.«Благотворительные акции:
«Ко дню пожилого человека»: концерты, театр, сувениры, подарки.
«Помощь нуждающимся»: игрушки, канцелярские товары, одежда, поделки.
«Забота о ветеранах»
8 мая проводим «Урок Мужества». Мы подружились с ветераном труда Грицковой Н. Т., которая рассказывала о своем военном детстве, зачитывала письма отца с фронта. Два раза в год посещаем ветерана войны Камышина Н.А. Он нам рассказывает о военных эпизодах, дети читают стихи, поют песни военных лет. Перед праздником Победы пишем сочинения на тему «Орден в твоём доме». Учащиеся узнают о подвигах ветеранов на фронте и в тылу. Ветераны тепло отзываются о работе детей, благодарят за оказанную помощь и внимание.
2.2.Городские конкурсы, викторины, проводимые пожарной частью, больницей, ГАИ:
Конкурс рисунков «Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра!» Болдышева Настя-1 место, Баталов Женя - 2 место в 2009году;
Конкурс рисунков «Я – пешеход» Перевозов Петя 1 место в 2010 году
Конкурс фотоплакатов «За здоровый образ жизни»2 участника;
2.3.Тесное сотрудничество с библиотекой:
Проект «Приглашаем в Почитайск».
Мы создали этот проект с целью приобщить учеников нашей начальной школы к чтению книг. Мои ученики рекламировали книги, объявляли задания на месяц и подводили итоги конкурсов. Победители туров стали участниками игры «Путешествие в Лукоморье».
Библиотекарь отметила, что число читателей книг за это время возросло в 2 раза! Тесно сотрудничаем с городской библиотекой.

Наши успехи в городских библиотечных конкурсах


Наименование мероприятия
2008 – 2009 уч. год
2009 – 2010 уч. год
2010 – 2011 уч. год

1.
«Акуловские чтения».
Портфолио «Я – читатель!»1человек
Портфолио «Я – читатель!»5 человек.
Благодарность в номинации «Мал золотник да дорого!»


2.
«Лидер чтения»

Проект «Наша школьная библиотека» Благодарственное письмо в номинации «Чудесный мир школьной библиотеки»
«Портфолио класса»
2 место в номинации «Реклама книге»

3.
Конкурс чтецов.
Школьный уровень - 3 человека
Школьный уровень - 4 человека
Городской Конкурс поэтического творчества «Юность беспокойная моя», Молодых Игорь, 3 место



Благоустройство пришкольного участка:
Воспитательная система дает хорошие результаты:
учащиеся удовлетворены жизнью класса.
в классе отсутствуют правонарушения;
у моих учеников наблюдается положительная динамика уровня
воспитанности;
в классе крепкий коллектив, благоприятный морально-психологический климат, дух взаимопомощи, уважения;
развитое самоуправление. (Приложение):

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Я считаю, что одна из форм методической работы учителя – это обобщение своего педагогического опыта. Работая в этом направлении, учитель может следить за своим профессионально-личностным ростом. Накопленным   педагогическим опытом я стараюсь делиться с коллегами  на педагогических чтениях (2009г.), заседаниях школьного и городского методического объединения учителей начальных классов (2010г.)
Моя методическая тема называется «Работа с «Читательским дневником» как условие активизации коммуникативной деятельности младших школьников.
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Поэтому неслучайно основным направлением в моей работе с классом я определила формирование коммуникативной компетентности учащихся.
В процессе работы стараюсь формировать следующие коммуникативные умения и навыки:

·  способность вступать в общение с целью быть понятым,

·  умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией,

·  умение вести дискуссию,

·  умение отстаивать свою точку зрения,

· навыки устного опроса, интервьюирование,

·  навыки монологической речи.
  Эту работу организую на всех уроках, а особенно на уроках чтения, внеклассного чтения, окружающего мира и во внеклассной деятельности.
Задачи этой деятельности:
1. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель+ ученик», «ученик + ученик», «взрослый + ученик».
2. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
3. Учить учащихся приёмам преодоления проблем в общении.
Для организации коммуникативного взаимодействия я выбираю следующие формы:

·  Коллективный выпуск журнала «Читалочка»

·  Агиттеатр.

·  Различные игры, особенно «Интервью», «Умники и умницы»

·  Работа над творческими проектами

·  Создание и защита «Дневника читателя».
Активизировать коммуникативную деятельность младших школьников мне помогает детская книга: художественная, научно-познавательная, справочная и другая. После прочтения интересной книги у ребёнка возникает естественная потребность поделиться о прочитанном: поведать о любимом герое, пересказать смешной эпизод. В этом ему помогает «Дневник читателя».
«Дневник читателя» - это книжка-малышка, в которой ребёнок создаёт свой творческий отчёт о прочитанном. Это рисунок любимого героя или понравившийся эпизод, письменный рассказ «С каким сказочным героем ты хотел бы подружиться», «Интересное об авторе», «Мой словарик» и другие странички.
В классе определились следующие этапы работы с «Дневником читателя»:
Посещение библиотеки.
Выбор книг по теме.
Чтение книг по теме.
Выбор понравившегося произведения.
Работа на страничках «Дневника читателя». Ученик выступает в роли «автора – художника», «автора – писателя».
Защита читательского дневника. Ученик выступает в роли читателя-критика.
Итог работы:
- Взаимоконтроль, взаимооценка.
- Вручение медалей «Лучший рассказчик», «Лучшее произведение», «Лучший критик»
- Выставка работ.
 Защита читательского дневника – это представление понравившейся книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором. Дети рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с наиболее понравившейся книгой.
Выступление перед классом, разговор в паре или взаимодействие в группе способствует формированию основных форм учебной коммуникации:
 
Монологические формы речевой коммуникации
Диалогические формы речевой коммуникации

Рассказывать
Учебная беседа «учитель+ученик»

Спрашивать и задавать вопросы
Работа в парах, в группах

Сообщать
Дискуссия

Отвечать на вопросы
Дебаты

Аргументировать
Ответы на вопросы

Критиковать
Ролевая игра

Доказывать и опровергать
Театрализация

Защищать и доказывать своё мнение
Блиц-турнир


Для создания коммуникативной обстановки на занятиях важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Это достигается путём мобилизации внимания всех присутствующих заданиями на извлечение и использование информации из диалога или монолога, на комментирование речи одноклассников и т.д.
Я использую следующие приёмы:
1)Приёмы, которые помогают научить слышать и слушать других:

«Установка»
«Пауза»

«Когда будете слушать, постарайтесь понять главное»
«Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете!»

«Приготовьтесь к оцениванию ответа, вы будете контролёрами»


2) Включение детей в активное восприятие речи одноклассников: 
Оцени ответ Саши
Кто сможет поспорить с Димой
Дополни то, что не сказала Юля.
Как ты понял, о чём говорил Сергей?
Повтори самое главное, что сказал Таня?


Успешному формированию коммуникативной компетенции способствуют памятки для учащихся:
ПРАВИЛА ЧИТАЮЩЕГО
1.Читаю быстро (скорость чтения).
2. Понимаю прочитанное.
3. Умею пользоваться библиотекой.
4. Читаю художественную литературу.
5. С желанием выполняю творческие работы в «Дневнике читателя».

ПРАВИЛА ГОВОРЯЩЕГО
1. Логично строю речь.
2. Ясно излагаю мысли.
3. Не теряю «нити» разговора.
4. Правильно и красиво говорю.
5. Владею интонацией.
6. Владею вниманием слушателей.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
В период летних каникул общение с книгой продолжается. В этом мне помогают родители. А в помощь детям я разработала летний «Дневник читателя». Работая на страничках «Читательского дневника», ребёнок выступает вновь в роли «автора-художника», «автора-писателя». Родители являются главными слушателями и критиками. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции у ребёнка продолжается и летом.
  Подводя итоги работы, хочу отметить следующее:
Мои дети стали свободнее выражать свои мысли, вести диалог. Дети научились слушать и слышать друг друга. Расширился запас слов, улучшилась аргументированность их высказываний. Исчез страх выступления перед аудиторией.
Родители отмечают: «С помощью «Дневника читателя» знаешь, о чём поговорить с ребёнком после чтения книг. Это стоящее дело!» Думаю, главный мой принцип - «Обучаем общению, общаясь!» - реализуется на деле.
 










Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
В своей педагогической деятельности я успешно реализую современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения:
1)Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление физического и психического здоровья:
Упражнения для глаз по схеме “зрительно- двигательных траекторий” по В. Ф. Базарному.
Организация обучения в режиме “ динамических поз”. Чередование в соответствии видом работы.
Рациональная смена (частота чередования) различных видов деятельности.
Подвижные и развивающие игры;
Пальчиковая гимнастика;
Необычные движения.
Динамическая пауза после 1 урока.
Моя деятельность в области здоровьесберегающего воспитания носит просветительский и практический характер. Особое место занимают классные часы по формированию навыков гигиены. Выступаем с пропагандой здорового образа жизни перед другими классами. Вместе с родителями организуем День Здоровья, проводим спортивные мероприятия. Чтобы быть более подкованной в области проведения динамической паузы, я посещаю группу Здоровья, где на практике познакомилась с разнообразными комплексами упражнений для детей.
2)Технология проблемно-диалогического обучения. Эта технология используется мною на уроках открытия нового знания. Она результативна, так как позволяет мне формировать ключевые надпредметные компетенции, обеспечивает усвоение всеми учащимися обязательного минимума, предлагаемого программой, помогает осуществить межпредметные интеграции, создаёт условия для применения полученных на уроках знаний во внеучебной научно-творческой деятельности.
3)Проектная технология позволяет мне включать в урочную деятельность моих учеников систему проектных заданий, аккумулирующих знаний по предметам и развивающие такие качества ребенка, как оригинальность, любознательность.
4) Использование информационных технологий помогают мне научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее в эпоху информационного общества? Проведение уроков и использованием ИТ (в частности, использование электронных презентаций)является мощным стимулом в обучении. Использование электронных презентаций создаёт эффект присутствия «Я это видел», у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Дети активно включаются в самостоятельную работу, у них появляется желание создавать собственные проекты, представлять их на суд зрителей и защищать. Использование Интернет - ресурсов облегчает поиск информации в ходе подготовки к урокам, создания слайдов, создания презентаций к урокам.
5)Используя методические приёмы технологии критического мышления, я создаю условия для раскрытия творческого потенциала моих учеников. Наиболее значимым этапом считаю рефлексию, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации.
6) Проблемно – поисковый метод обучения стал ведущим на моих уроках. «Обучение через открытие» вызывает положительные изменения в эмоционально – волевой сфере учащихся. («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно).
Как только ребенок приходит в школу, ему необходима педагогическая помощь и поддержка. Такую поддержку я осуществляю на трех принципах деятельности Ш.А. Амонашвили:
Любить ребенка.
Очеловечивать среду, в которой он живет.
Прожить в ребенке свое детство.
Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным нужно немного: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление добывать знания и применять их в разнообразной интересной для него деятельности.
Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
Учитель, сколько бы ему не было лет, должен всегда учиться. Я постоянно повышаю свой кругозор, знакомлюсь с новыми методиками и опытом других учителей. Постигаю педагогическое мастерство через участие в заседаниях МО школы и города, проведение открытых уроков, активно прохожу курсовую переподготовку, принимаю участие в профессиональных конкурсах.
Участие в ГМО учителей начальных классов:
Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала».
Представление опыта работы с «Дневником читателя»
Выступление на тему «Корректировка программы по курсу ОРКиСЭ»

Городские педчтения:
Работа в секции «Медиаобразование – пространство сотрудничества»
Представление опыта работы по теме: «Работа с «Дневником читателя» как условие активизации коммуникативной деятельности младших школьников» (2009г)
Курсовая подготовка:

2008 -2009уч.г.
«Инновационные формы работы с семьёй на современном этапе развития образования».

2009-2010уч.г.
«Реализация ФГСНП средствами развивающего обучения»

2010 – 2011уч.г.
«Содержание и технологии реализации ФГОСНОО»
«Изучение ОРКиСЭ в начальной школе».
Интерактивная доска как средство развития критического мышления через чтение и письмо»


Участие в профессиональных конкурсах:
Фестиваль учебно-методических разработок в технологии РКМ с использованием интерактивной доски. Награждена дипломом 1 степени в номинации «Учебная разработка урока»
Авторские разработки:
Информационные технологии в начальной школе: серия интегрированных уроков информатика + окружающий мир.
Пособие для учеников начальной школы 1, 2, 3, 4 класса «Дневник читателя»
Проект для учеников начальной школы «Путешествие в Почитайск»

Презентации:
«По сказам Бажова»
«Дома старого Ирбита»
«Работа с «Дневником читателя»
«Наша школьная библиотека»
Презентации к урокам окружающего мира





























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415


Панова Светлана Анатольевна
МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 18»