Материал к презентации мой инновационный педагогический опыт
Мой инновационный педагогический опыт
«Формирование здорового образа жизни»
Слайд№1
Я - Денисова Татьяна Сергеевна, с 2011 года работаю воспитателем в СПУ№1 закрытого типа с «трудными» подростками. Методическая тема над которой я работаю – (СЛАЙД№2)
«Формирование здорового образа жизни», суть которой будет раскрыта ниже.
(СЛАЙД№3)
Считаю, что выбранная мною тема актуальна так как, подростковый возраст является для человека основополагающим и определяющим всю дальнейшую жизнь. Это период интенсивного роста организма и формирования соматических структур и функций, обеспечивающих пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и самореализацию человека в целом. В этот период закладываются все структурно-функциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие направления формирования личностных качеств. Из комплекса факторов риска: природная среда, образ жизни и т.д. – наиболее управляемым является организация здоровьесберегающего педагогического процесса.
(СЛАЙД№4)
Основной замыселмоей Программы по формированию ЗОЖ предполагает создание и развитие единой системы здоровьесбережения детей и подростков в образовательном учреждении, формирование единых ценностных установок и подходов кздоровьесбережению воспитанников.
(СЛАЙД№5)
Целью своей работы в данном направлении – обеспечение воспитанникам моего отделения возможности сохранения здоровья в период нахождения в СПУ№1, формирование у него необходимых знаний по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни
(СЛАЙД№6)
Задачи:
- научить воспитанников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье
- научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на её основе самостоятельно поддерживать своё здоровье
- формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.
-пропаганда здорового образа жизни, профилактика борьбы с табакокурением, наркоманией, алкоголем, понятием ПАВ, курительных смесей.
(СЛАЙД№7,8,9,10,11,)
В нашем училище созданы условия для воспитания у подростков здорового образа жизни:
-имеется тренажёрный зал для занятий легкой и тяжелой атлетикой, спортивный зал, хоккейная коробка, разбиты два волейбольных поля, футбольное поле. В летний период подростки с удовольствием посещают открытый бассейн, выезжают на природу.
- в зимнее время года проводятся лыжные турниры, футбол на снегу.
- подростки получают разнообразное сбалансированное питание
- имеется медицинский кабинет, стоматологический и фзиокабинеты.
-в библиотеке организуются выставки с подбором литературы и периодической печати по ЗОЖ.
(СЛАЙД№12)
Повышение квалификации:
- посещаю курсы повышения квалификации (слайд СЕРТИФИКАТ повыш.Квалиф)
-изучаю документы и материалы, представляющие профессиональный интерес;
-работаю над темой самообразования: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников»
(СЛАЙД№13)
-принимаю участие в реализации программы развития образовательного учреждения, обобщаю свой опыт и делюсь им: провожу открытые занятия; имею свой сайт в сети интернет, где публикую свои методические разработки.
(СЛАЙД№14)
С учётом специфики деятельности училища поставленную цель и задачи реализую через следующие направления работы:
Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний
Питание и здоровье воспитанников
Основы личной безопасности и профилактика травматизма
Предупреждение употребления психоактивных веществ
Создание благоприятной психологической атмосферы в отделении
В рамках каждого направления осуществляю работу с воспитанниками, педагогами и родителями.
Направления реализуются через следующие виды деятельности:
- групповые развивающие занятия;
- беседы;
- лекции;
- ролевые игры;
- тестирование;
- анкетирование;
- занятия профилактической направленности,
- спортивные соревнования и т.д.
(СЛАЙД№15)
(СЛАЙД№16)
1.Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний.
В данном направлении работы (реализуется в основном через индивидуальные беседы, практические занятия)над личной гигиеной воспитанников и предупреждение инфекционных заболеванийрезультатом работы считаю:
Воспитанники имеют навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях.
Умеют подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами; ( умеют выбирать зубную щетку, зубную пасту с учетом индивидуальных особенностей)
Знают о необходимости один раз в три месяца менять щетку и посещать стоматолога с целью профилактического осмотра не реже одного раза в год.
(СЛАЙД№17)
2.Питание и здоровье воспитанников
Примером реализации данного направления служат групповая беседа «Здоровое питание» и проведения группового мероприятия воспитателемСкакалиной О.А
Результатом работы считаю:
Воспитанники знают основные группы пищевых продуктов и умеют составить индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма
Знают какие овощи и фрукты, аптечные препараты повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям и способствуют профилактике авитаминоза.
Умеют избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья
(СЛАЙД№18)
3. Основы личной безопасности и профилактика травматизма
(например, инструктаж по ТБ и др.)
Результат
Обладают автоматизированными стереотипами падения на улице
( наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин)
Умеют безопасно переходить через дорогу
Умеют оказать элементарную помощь пострадавшим
4.Предупреждение употребления психоактивных веществ:
(Я)
Актуальность данного направления, обусловлена широкомасштабным использованием наркотических веществ среди молодёжи. В работе использовались следующие приемы обучения:показ, использование наглядных пособий, ИКТ, помощь, описание, пояснение, беседа, проведение занятий в игровой форме. Работа в виде групповых бесед на темы «Сегодня – поступок, завтра - характер», «О пагубном влиянии ПАВ на молодой организм». «Звезды против наркотиков». Постоянная связь с родителями через переписку и оставление отзывов о работе воспитательского персонала при посещении родителями училища лично
«Я и вредные привычки»
Большое внимание уделяю диагностике.
Результаты анкетирования учащихся представлены на слайде.
(СЛАЙД №19)
Результатом работы считаю:
Обладают сформировавшимся устойчивым представлением о том, что « легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и « нелегальные»
Владеют в случае возникновения необходимыми навыками отказами от приема психоактивных веществ в группе
Пока не все обладают сформированной позицией по вопросам отношения к наркомании, алкоголизму, табакокурению как к сложно излечимым заболеваниям
Знают алгоритмы поведения в экстремальных ситуациях общения с нарокоманами и пьяницами5. Создание благоприятной психологической атмосферы в отделении
(Я)
Благоприятная психологическая атмосфера, важнейшее условие воспитания и развития подростка.
Моя работа не была бы результативной без создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе отделения
(СЛАЙД№20)
Ведь основными характеристиками благоприятного социально-психологического климата являются: преобладание в группе бодрого, жизнерадостного тона взаимоотношений между воспитанниками, оптимизма в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности. Следующее социально-педагогические условие формирования здорового образа жизни у подростков в училище это создание активной творческой обстановки подростков.
(Я)
На основании выше изложенного считаю:
Результатом работы считаю:
Воспитанники умеют представлять себя в выгодном свете
Умеют аргументированно отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях
Обладают базовыми навыками позитивного общения (умеют слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор)
Умеют критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия
Умеют распознать такие состояния как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия
Понимают необходимость избегания форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни, и обладают соответствующими приемами поведения
(СЛАЙД№21)
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: следует отметить, что проведенные нами мероприятия принесли положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привела к переоценке воспитанниками своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья.
Так, в нашем отделении, практически все учащиеся (85%) занимаются на уроке физкультуры, посещают все спортивные мероприятия с полной отдачей. Это говорит о том, что большинство воспитанников прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Также изменилось отношение к состоянию своего здоровья у учащихся. Оценка состояния здоровья стала более адекватной: 35% воспитанников считают, что у них здоровье "отличное", 50% учащихся считают свое здоровье "удовлетворительное".
Увеличилось количество учащихся, отметивших алкоголь ,курение и наркоманию как вредные привычки: 95%. Поэтому считаю, что необходимо продолжить дальнейшую работу по данному направлению, чтобы достигнуть 100% результата.
(Я)
Таким образом, формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья воспитанников через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением сторон, связанных с жизненными ситуациями
В перспективе планирую следующее:
- участие в вебинарах по теме самообразования;
- посещение курсов повышения квалификации по формированию у воспитанников здорового образа жизни;
- составление и апробация своей программы по профилактике и коррекции здорового образа жизни.
(СЛАЙД№22)
Заключение: Самое дорогое у человека – это жизнь. Главное в жизни – здоровье. Заботясь о своем здоровье, мы заботимся о будущих поколениях. Здоровье человека зависит от многих причин: от наследственных факторов, медицинской помощи, состояния окружающей среды и образа жизни. Образ жизни складывается из привычек, характера, потребностей того или иного человека, его материального и духовного состояния, традиций и т.д. Для того, чтобы чувствовать себя благополучно, нужно вести здоровый образжизни.