Статья Мой инновационный педагогический опыт
КОНКУРС УЧИТЕЛЬ ГОДА-2015
Конкурсное задание "МОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ"
Звенит звонок на урок. Я привычно спешу в класс, но неожиданно шаг замедляется… С тревогой останавливаюсь перед дверью ... Спрашиваю себя: зачем ты пришла? Нужен ли твой урок? Ответ получу только после урока, когда пойму, что ребятам он был интересен, что я научила их чему-то важному,новому.
Урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые идеи и делаются открытия; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства. Урок — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста обучающегося. На каждом из них рождаются новые мысли, делаются открытия или же царят скука и опасное безделье. То, насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, проведенные воспитанником за учебной партой, во многом зависит от стараний педагога.
Как преподаватель дисциплин "Охрана труда" и "Безопасность жизнедеятельности" я столкнулась с проблемой низкой мотивации к изучению этих дисциплин и соответственно пассивной позицией студентов на уроке. Нужно было найти пути решения этой проблемы, понять, как сделать каждый урок интересным и необычным, как грамотно отобрать и использовать педагогические приемы, методы, технологии, чтобы уроки смогли остаться в памяти студентов. Поиски ответов на эти вопросы заставляли изучать стиль преподавания более опытных коллег, искать необходимую информацию в сети Интернет, детально прорабатывать индивидуальные методические темы, принимать участие в научно-практических конференциях, заняться углубленным изучением психологии подросткового возраста. Все это помогало приобретать педагогический опыт, делало меня более уверенной и раскрепощенной.
Понимая, что перед современным учителем стоят сложные задачи формирования личности, активно познающей мир, осознающей ценность труда, творчества, личности, стремящейся к самореализации, я поняла, что для меня как педагога является главным. И это главное сразу представилось в виде всем хорошо известной формулы Конфуция: дай человеку рыбу - и ты накормишь его на один день. Научи человека рыбачить - и ты накормишь его на всю жизнь. Перевод на язык педагогики этой формулы помог найти способы решения многих сложных задач, определить направление, которое привело к совершенствованию того, что уже сделано, и даёт возможность уверенно двигаться дальше. Что же это за направление? Ответ и прост, и сложен. Это – синергетика. Простота ответа в том, что педагоги-практики, возможно, не отдавая себе отчета, уже применяли элементы синергетики в деятельности. Происходило это и со мной.
На уроках охраны труда, где студенты должны научиться выявлять вредные и опасные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с будущей профессиональной деятельностью, приглашаю их на виртуальную экскурсию в цеха по производству…
Учебная группа делится на микрогруппы, выступают в роли экспертов, которым предстоит проанализировать производственный процесс и определить вредные и опасные производственные факторы и определить способы защиты от имеющихся опасных и вредных производственных факторов.
Продумав такой урок, я успешно его провела и в самоанализе отметила, что он соответствует всем требованиям современной педагогики. Во-первых, выбран метод виртуальной экскурсии, который иначе можно трактовать, как метод погружения в рабочую ситуацию, - из разряда активных методов обучения. Во-вторых, он сопровождается элементами ролевой игры, которую можно уже отнести к интерактивным методам. В-третьих, достижение целей урока (научить выявлять вредные и опасные производственные факторы и находить эффективные способы защиты от них) происходит по пути формирования целого ряда компетенций: коммуникативной (работа в микрогруппах), информационной (каждой группе на уроке предоставляется возможность пополнить свои знания с помощью различных источников информаи -учебник, Интернет-ресурсы, наглядные пособия), профессиональной (если виртуальная экскурсия будет связана с приобретаемой студентами профессией или специальностью), социальной, которая вбирает в себя многие моменты из вышеназванных компетенций. В-четвертых, налицо деятельностный (или практикоориентированный) подход в обучении. Можно говорить и об особых отношениях между преподавателем и студентами, и об оборудовании урока, в котором используются фрагменты видео . Казалось бы, можно остаться довольной. Но, обдумывая урок, я поняла, что за внешней его стороной, за тем, что сразу узнается и понимается, спрятано то, что не менее ценно, в чем нужно разобраться и что станет, может быть, новым витком в совершенствовании этой работы. И рождается уже совершенно другой новый урок, абсолютно другого качества.
Разобраться во всем мне помогла синергетика. (ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА ЭКРАНЕ). В последнее время синергетика становится все более популярна как междисциплинарное направление. Не осталась в стороне от него и педагогика. Я не ставилю перед собой цели подробно говорить об особенностях синергетики, хочу только объяснить, чем она привлекла меня. Прежде всего открытостью, готовностью к диалогу. Она отказывается от простого добывания объективной информации, а превращает его в живой диалог, где нет сторонних наблюдателей, где дискуссия строится на принципах взаимопонимания между участниками диалога. В нашем случае это студенты и педагог. Следующий момент, обративший на себя мое внимание, - это самообразование и самоорганизация, одно из ключевых понятий синергетики. А ведь именно это и является задачей профессионального образования: формирование личности, умеющей организовывать себя и стремящейся к самообразованию, особенно если учесть стремительное развитие современной науки, что несомненно скажется на технологических процессах в различных областях экономики. Главная задача учителя сегодня – не передача знаний, а научение в овладении способами пополнения знаний и быстрой ориентацией в разветвлённой системе этих знаний через самообразование. Ко всему этому добавлю, что уже описаны синергетические методы образования, некоторые из них мне очень нравятся, и я уже опробую их в своей практике.
Позволю себе представить их вашему вниманию. Один из этих методов называется нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи. Суть его состоит в том, что в результате разрешения проблемных ситуаций участники диалога, благодаря совместной активности, начинают проживать ситуацию в одном темпе. Чтобы всем стало более понятно, как работает этот метод, напомню вам описанный выше урок охраны труда. В первой его редакции микрогруппы студентов выполняли роли, обозначенные преподавателем, а он в свою очередь наблюдал за действиями студентов, выступал в роли консультанта. Новый же метод (синергетический) изменяет систему отношений преподавателя и студентов на уроке и определяет для педагога новую роль: он становится одним из той или иной группы. Причем в течение урока педагог может поработать понемногу в каждой группе и увидеть ее деятельность не со стороны, а изнутри.
В чем плюс этого изменения? Прежде всего в его высокой степени демократичности. Ощущая преподавателя своим среди своих, студенты и ведут себя иначе: они свободнее общаются, не стесняются признаться в незнании какого-либо материала, высказывать свои, пусть не совсем совершенные версии и предложения. Педагог же на правах больше знающего помогает найти необходимую информацию, направляет суждения ребят в нужное русло, обучает технике выбора оптимального решения проблемной ситуации и т.д. Он изнутри видит проблемы того или иного студента и получает уникальную возможность для организации в дальнейшем эффективной индивидуальной работы. Кроме того, и студенты, и педагог, находясь в такой нестандартной ситуации, получают массу положительных эмоций от общения, что несомненно повышает мотивацию к учебной деятельности. Так создается ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи. Опасаться в использовании этого метода можно одного: ситуации, когда педагог начнет работать за студентов, даря им готовые ответы на вопросы, не побуждая их к активной мыслительной деятельности.
Этого не случится, если помнить еще об одном положении синергетики: нужно научиться управлять, не управляя. Суть этого положения заключается в стимулирующем или побуждающем обучении. Создание на уроке ситуации успеха побуждает студента к обучению. В процессе урока часто ставлю студентов перед выбором: какое задание делать, с чего начать изучение материала ( Ответить на вопросы, найти соответствия, решить ситуационные задачи) Право выбора, предоставляемое студенту, является не только фактором мотивации, выбор закрепляется в сознании как процесс принятия на себя ответственности. Формируется умение принимать решение, добиваться результата и быть в ответе за то, что ты сделал.
Новые синергетические подходы к образованию требуют и современных способов передачи и распространения знаний. Синергетика настаивает на целесообразности всесторонне развивать средства визуализации. Объясняется это тем, что у человека именно зрительный канал является наиболее мощным в восприятии и переработке поступающей информации (более половины нейронов коры головного мозга человека связаны с обработкой визуальной информации). Поэтому использование мультимедиа на занятиях усиливает положительную мотивацию обучающихся, активизирует мыслительную деятельность.
Эффективным инструментом для достижения метапредметных результатов обучения по своим дисциплинам считаю использование технологии развитие критического мышления. Через формирование культуры работы с информацией. Для работы с текстом использую прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (используется таблица с одноименными названиями столбцов). Студенты до начало изучения темы, заполняют первые два столбца таблицы самостоятельно («Знаю», «Хочу узнать»), затем предлагается текст учебника по данной теме и студент заполняет последний столбец «Узнал». В конце такого занятия все студенты представляют материал изученной темы в таблице, выделяя главное, корректируя свои записи в первых столбцах. Применяется прием «Вопросы по Б.Блуму» («толстые» и «тонкие» вопросы). Этот метод известен многим педагогам, и я считаю его эффективным для любых типов уроков.
На стадии осмысления одним из самых эффективных является прием «Кластер», который применяется для обобщения имеющейся информации. Студенты выписывают ключевые слова по изучаемой теме, графически отображая связь между понятиями, в итоге получается схема («гроздь») взаимосвязанных понятий по теме. Далее полученные схемы (кластеры) презентуются студентами и определяются наиболее удачные, которые возможно использовать при самостоятельной подготовке к итоговой аттестации.
В ходе изучения БЖД кроме формирования культуры безопасного поведения личности осуществляется идейная, психологическая и практическая подготовка обучающихся к службе в Вооружённых силах РФ. На уроках нужно и можно воспитывать чувство гордости за свою страну, за людей, которые делают её богаче, обеспечивают обороноспособность. Например, изучение боевой техники и вооружения Российской армии, их лучших образцов, несомненно вызывает чувство гордости за достижения российских ученых и инженеров. ПРосмот фильмов о войне с дольнейшим обсуждение формируют у ребят чувство гордости за русского солдата, восхищение его героизмом и желание подражать ему.
Активизация мыслительной деятельности на уроках достигается в результате применения технологии проблемного обучения. Такие уроки требует нестандартной подготовки, постановки проблемных вопросов. Организация дискуссий между юношами и девушками по таким темам, как «Проблема патриотизма в обществе», «Трудности военной службы» продлевает и усиливает эффект от применения указанных выше методов.
Патриотическое воспитание невозможно уместить в рамки одного предмета, это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение личности. Задача педагога не заканчивать свою воспитательную функцию за пределами своей дисциплины, а активно участвовать во внеурочной жизни техникума, проявлять творчество и профессионализм при проведении мероприятий патриотической направленности. Наука констатирует объективную истину: личность педагога - это если не решающее, то, по крайне мере, важнейшее условие эффективного воспитания. С большим желанием, теплотой осознанием значимости, участвую в мероприятиях техникума с привлечением своих воспитанников и в уроках мужества, и в мероприятиях, посвященных Дням Памяти о россиянах, исполнивших служебный долг за пределами отчества, и в митингах в сквере памяти. Для меня как преподавателя отправной точкой в работе являются слова президента РФ В.В.Путина о патриотическом воспитании молодежи: "….от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя, сможет ли она быть современной, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке".
Эти слова выводят на размышления о критериях оценки качества и результативности моей педагогической деятельности. Ими являются: достижение обучающимися более высоких показателей обучения по сравнению с предыдущим периодом; эффективность участия молодых людей в олимпиадах и научно – практических конференциях по предмету, положительное отношение их к дисциплинам "БЖД" и "Охрана труда", к преподавателю, друг к другу; гордость за свое Отечество.
Завершая свое выступление, я хочу подарить вам строки стихотворения Бориса Пастернака, которые, с моей точки зрения, отражают суть моей педагогической работы, что помогает мне совершенствовать свои уроки.
«... Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия»