Классный час для 3-4 класса «Трещоцки не поешь — не поработаешь»


Шишкина Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
(3-4 класс)
ТЕМА: Трещоцки не поешь - не поработаешь.
ЦЕЛЬ:
расширить представления детей о местной фауне, животных;
расширить представления детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
РИСУЕМ МОРЕ
Занятие начинается под звуки моря.
Словесное описание моря (читает учитель):
Путешественник, очутившийся в море, вдали от берегов, пленяется водными просторами. Посмотришь с борта корабля на море, и оно кажется таким же синим и голубым, как небо. Но вот поднялся ветер – спокойное, молчаливое море забушевало. Горами вздымаются сине-зеленые с белыми гребнями водяные валы. С шумом и грохотом ударяются они о корабль и рассыпаются фонтанами брызг.
В этот момент дети на альбомных листах акварельными красками делают зарисовки «увиденного».
- Скажите название моря, на берегу которого мы живем.
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
Белое море – море Северного Ледовитого океана, которое глубоко вдается в сушу. Имеет четыре больших залива: Мезенский, Онежский, Двинской, Кандалакшский. На Севере Белое море называют Гандвик.
(На карте дети находят местоположение Белого моря).

- Чем богато Белое море?
ПУТЕШЕСТВИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
В наших морях обитает огромное множество самых разнообразных рыб – вдали от берегов не те рыбы, что около суши, на глубине не те, что у поверхности. Чем дальше от берега, тем разнообразнее рыбное население. Фауна Белого моря носит смешанный характер: там встречаются и атлантические, и тихоокеанские виды. Беломорская сельдь - важнейшая промысловая рыба Беломорья. В Белое море проникли атлантические виды рыб семейства тресковых - навага северная, пикша и атлантическая треска, образовавшая в Белом море свой подвид - треску беломорскую.
В основном рыболовам попадаются: семга, треска, навага, сиг, сельдь, зубатка и другая, менее значимая рыба. Сиг не менее почетный трофей рыбалки на Белом море. После отлива можно насобирать камбал, которые распластались в мокрой береговой грязи. В зимний период совсем близко к себе подпускает рыба: зубатка, морской окунь, камбала и пинагор. Очень вкусна икра у рыбы пинагор, которая успешно ловится на небольших глубинах в прибрежных водах. Попадаются и такие рыбы, как змееподобная бельдюга, корюшка, мойва, бычок, песчанка, реже встречается морской окунь. В Белом море обитает и одна из особенно ценных лососевых рыб — нельма. Правда, эта рыба стала уже довольно редкой.
(Описание сопровождается иллюстрациями на слайдах.)
СОСТАВЛЯЕМ КРОССВОРД
После полученной информации учащиеся в группах составляют кроссворд по теме «Рыбы Белого моря».
(Дети обмениваются составленными кроссвордами с другими группами для разгадывания.)
- Какую интересную информацию вы знаете о рыбах Белого моря?
Вот что о камбале рассказал Феликс Лев в «Сказке про то, как корюшки камбалу дразнили»
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ
Инсценирование «Сказки про то, как корюшки камбалу дразнили» северного писателя Феликса Льва. (СПРАВКА: Феликс Григорьевич ЛЕВ — поэт, прозаик, детский писатель. Работал геодезистом в Приполярье. По состоянию здоровья ему пришлось оставить работу и заняться писательским трудом. Прожил около 40 лет. Автор более 30 детских книг).
«Сказки про то, как корюшки камбалу дразнили»


Собрались корюшки вместе и ну дразнить камбалу:
- Отчего ты, камбала, такая некрасивая?
- Отчего такая плоская, как блин?
- Отчего снизу белая, сверху темная?
- Отчего на боку плаваешь?
Откуда не возьмись - тюлень.
Корюшки врассыпную метнулись, по сторонам. А кто и в тюленью пасть угодил - не успел увернуться.
А камбала где была, там же сразу на дно опустилась: плоская – вот и удобно на дне лежать; темная сверху – вот ее и не заметно, будто камень-голыш; оба глаза вверх глядят – все ей видно!..
Поняли корюшки, отчего камбала такая…
- Как называют людей, которые живут на берегу Белого моря?
Поморы – это среднерусские населения, жители Беломорского побережья. Буквально помор следует понимать, как «человек идущий по морю». (с. 4)
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
Морской промысел для помора был важнейшим и почти единственным источником существования. Поморы охотились на белого медведя, моржа, нерпу, морского зайца, тюленя. Ловили белугу, касатку, треску, пикшу, зубатку, палтуса, сельдь, семгу.
Труд на море требовал от человека не только физической силы, выносливости, закалки, сноровки, но и отличного знания морского дела, морского пути, навыков в промысле рыбы и зверя. (с. 7)
ЧЕМ ПОЛЕЗНА РЫБА?
– Какую рыбу, из названных, вы ели? Какие блюда готовят вам мамы, бабушки?
– Ваши родители в семейных проектах поделились своими рецептами вкусных блюд из рыбы: салат из трески с овощами от Риты, уха из зубатки от Ваниного папы, котлеты из пикши от Полининой бабушки. Кто какими блюдами заинтересовался, может взять рецепт домой, чтобы мама вам приготовила это блюдо.
– Чем полезна рыба? (Дети отвечают)
Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь
Детям выдаются карточки с информацией:
Рыба очень вкусна и готовится быстрее, чем мясо, в ней очень много полезных веществ. Это и витамин А, который «отвечает» за зрение, витамин В2 (рибофлавин), помогающий быстрее расти, витамин РР (ниацин), необходимый для здоровья нашей кожи, фосфор, помогающий думать и строить скелет, а еще в морской рыбе содержится йод, которого жителям Севера часто не хватает в питании, а между тем он может спасти от многих тяжелых болезней. В рыбе, как и в мясе, очень много ценного белка, который усваивается гораздо быстрее и легче, чем мясной. Поэтому рыба очень полезна и взрослым, и детям.
Работая с данной информацией, учащиеся заполняют таблицу.
Витамины, питательные вещества Значение для органов
витамин Азрение
витамин В2 (рибофлавин) рост
витамин РР (ниацин) кожа
фосфор скелет
йод щитовидная железа
ПОГОВОРИМ О ТРЕСКЕ…
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
Главная пища поморов - рыба, и первое место занимает треска, - она в повсеместном и повседневном употреблении. Мясо в меньшем употреблении, чем рыба.
Первой морской рыбой, обогатившей в эпоху Петра I русскую кухню, была треска. Сначала она не имела спроса, но, распробовав приготовленные из неё блюда, хозяйки уже не могли отказаться от этой рыбы. И треску стали готовить во всех видах («трещоцки не поешь - не поработаешь»). Рыбные блюда были в пищевом рационе круглый год, так как рыбу можно было есть и в дни поста, она была «хлебом насущным».
Во Франции и Голландии треска называется по – разному, в зависимости от способа обработки: высушенная – «штокфиш», солёная – «лабардан», свежая – «дорош».
СОСТАВЛЯЕМ СЛОВАРИК
Составим словарик однокоренных слов к слову треска и слов, связанных с этим словом.
Треска – стайная хищная промысловая рыба северных морей.
Треска – основная рыба на застолье помора, ели ее свежей, соленой, вяленой, сушеной, варили из нее уху, запекали в ладках, печигах.Трешщочка- ласковое название трески.
Тресковка – бочка для укладки соленой трески.
Трескоеды – шутливое название архангелогородцев.
Рунта – вяленая треска.
Лаборда – сушеная, вяленая треска.
Вам предлагается один из рецептов приготовления трески.
Треска в томате
Треска
Лук репчатый — 1 штПомидор — 3 ст. л.
Сахар — 1/2 ч. л.
Перец черный (горошком)
Соль
Сухари панировoчные (или мукa)
Специи (для рыбы)
Любую свежую или мороженую рыбу чистим, промываем, режем порционными кусками.
В муку или панировочные сухари добавляем соль и специи для рыбы.
Рыбу обваливаем в панировке.
Обжариваем на растительном масле до готовности. Выкладываем на тарелку.
В этой же сковороде пассируем лук, затем добавляем томат-пасту или помидоры, лавровый лист, сахарный песок, перец и соль по вкусу. Можно добавить немного горячей воды. Всё потушить минут 5.
Обжаренную рыбу заливаем томатным соусом и ставим в духовку или тушим на плите ещё минут 10.
Рыбка готова!
Приятного аппетита!
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
Что морское искусство помор осваивали с самого раннего детства, уже в возрасте 8-9 лет мальчики вступали в морскую общину в качестве зуйков, юнг, прибрежных ловцов. Зуйками называли мальчиков, идущих на промысел в услужение – обед готовить, посуду мыть, уху и кашу варить, «стол обихаживать». (с.8)
Попробуем, как это получится у наших мальчиков.
КОНКУРСЫ. ЭСТАФЕТЫ.
Эстафета «Варим уху».
Ах, какие мне выбрать продукты
Для салата, для супа с креветками?
Как мне только разобраться и понять,
Что мне надо для обеда выбирать?
- На столах разложены карточки с названиями продуктов (одинаковые для всех групп). Первый участник эстафеты берёт карточку с нужным ингредиентом для ухи, бежит к доске и кладёт ее в кастрюлю. Затем следующий участник делает то же самое. Победителем считается команда, которая первой правильно собрала все продукты для ухи.
(Карточки: вода, лимонад, квас, рыба, мясо, соль, перец, сахар, горчица, огурец, картофель, морковь, помидор)Значение морепродуктов для организма человека велико, возможно, поэтому народ сочинил много «морских» пословиц и поговорок.
Конкурс - «Собери пословицу».
Где щуки нет, …
На широкой речке рыба в узких местах, …
В глубокой речке лови на мели,…
…там карась хозяин.
…на узкой – в широких.
Знать бы ершу,…
…в мелкой – в омуте.
…когда щука зубы меняет.
(Где щуки нет, там карась хозяин. На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких. Знать бы ершу, когда щука зубы меняет. В глубокой речке лови на мели, в мелкой – в омуте).
ИТОГ.
Исполнение частушек о треске.
Славен Север наш лесами.
Славен удалью морской.
Холмогорскими коровами,
Да рыбою треской.
Из трески уху сварили.
Да картошки не забыли.
Уха вышла славная.
На Севере блюдо главное.
Трескоеды, трескоеды –
Это северный народ.
За столом рядком сидели.
Треску с картошкой ложкой ели.
Вот учитель на доске
Мне задачку написал.
Хуже мне, чем той треске,
Что вчера в улов поймал.
- Название каких рыб Белого моря Вы запомнили?
- Скажите, чем богата рыба? Зачем нужно ее употреблять в пищу?
-Мы успели поговорить не обо всех морепродуктах. На следующем занятии наш разговор будет продолжен.
-Ребята, вам огромное спасибо за помощь в подготовке и проведении занятия.