Статья Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе младших школьников
Захарова Т.А.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Ставрополя
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе младших школьников
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Для успешной организации уроков и внеклассных мероприятий с использованием информационных технологий учитель начальной школы должен уметь:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке.
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
Основные организационные модели использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы:
компьютерный класс (компьютер используется без разрушения существующей классно-урочной модели);
один компьютер в классе (играет роль современной многофункциональной школьной доски, позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе, используется в значительной мере для индивидуального подхода в работе с учащимися);
компьютер в библиотеке школы;
компьютер у учащегося дома.
Рассмотрим такие формы организации учебного процесса в классах первой ступени, как компьютерное тестирование, проектные технологии и использование мультимедийных презентаций.
Компьютерное тестирование это оперативная проверка качества усвоения материала, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов.
Оно позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращаться к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т.д.). В компьютер может быть заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку на вставку пропущенных букв и т.д. Учитель и учащиеся мгновенно получают ее результат. Учитель может легко сам создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой – системой для создания тестов. Однако опыт использования тестовых систем и опрос учителей показывают необходимость иметь продуманные коллекции тестов и задач. Для реализации подобной модели необходимы:
комплект тестов по заданной предметной области
система тестирования
возможно также использование редактора тестов и вопросов
При наличии одного компьютера в классе и проектора данная форма работы достаточно продуктивна, удобна и многофункциональна.
Для начальной школы свойственен исследовательский проект. Он предполагает некоторые или все из следующих этапов и компонентов:
содержательную формулировку цели исследования;
выбор конкретной системы объектов и процессов в окружающем мире для проведения наблюдения;
качественную и количественную фиксацию результатов наблюдений;
описание наблюдений в терминах простейших моделей;
представление результата (визуализация);
простейшую интерпретацию результата, сравнение результата моделирования с реальностью.
Результат моделирования в начальной школе наглядная модель.
Ученик выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом осваивает модели учебной деятельности, приобретает конкретные технические навыки в использовании компьютера, получает представление о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсах), получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий, развивает навыки общения. В ходе проектной деятельности каждый учащийся формирует свое личное информационное пространство, которое включает в себя мультимедиа-сочинения класса и каждого учащего, а также – результаты проектной работы. Работа над учебным проектом требует выполнения следующих этапов:
Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта
Начало проектирования, обсуждение результата проекта и процесса его достижения
Короткое практическое занятие для первоначального ознакомления с необходимыми навыками
Планирование и организация работы, создание групп и распределение обязанностей
Выполнение проекта в моделях и объектах реального мира, совершенствование технических умений, уточнение результата и плана действий
Представление результатов работы учащихся друг другу
Обсуждение результатов, хода достижения целей, освоенных навыков и способов действий
Наиболее эффективно в рамках межпредметной интегративной деятельности может происходить создание мультимедиа презентаций в начальной школе. Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Вот его возможности в этой области:
Создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования
Использование разнообразных мультипликационных эффектов
Возможность воспроизведения видео и аудио материалов
Создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора. Она содержит: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации. Повышение эффективности учебного процесса происходит за счет следующего:
восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами;
во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске;
время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;
учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования информационных и коммуникационных технологий в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать информационные и коммуникационные технологии для решения мотивационных учебных задач. При активном использовании рассмотренных форм и методов работы уже в начальной школе успешнее достигаются цели обучения, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать устную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решение.
15