Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Здоровьесберегающая деятельность школы:- Дни и Недели Здоровья; - Три урока физической культуры в неделю; - горячее питание; - Ежедневные динамические перемены;- Спортивные школьные праздники;- Участие в спортивных соревнованиях;- Беседы о здоровье с учащимися;- Беседы о здоровье с родителями;- Витаминизация;Мною была выбрана тема по самообразованию «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Над этой темой я работаю второй год.Элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей. Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения, стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок. Надо всегда замечать внешние признаки усталости ученика:
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков. Самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день. Если в расписании урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. Как же добиться внимания и сосредоточенности, учащихся на уроке, эффективности учебного процесса?
Работа в парах или мелких группах, то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.
Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.
Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. . Эта технология имеет свои варианты. Кроме того можно проводить две физкультминутки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Физкультминутка часто сочетается с предметом и даже темойурока Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся; выполнение практических заданий, включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
В нашей школе каждый учитель ищет самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использует передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.