Урок по ОБЖ 10 класс Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
«Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека»
ЦЕЛИ:
Обучающая:
-обеспечить понимание учащимися значения знаний о биологических ритмах своего организма;
-научить учитывать биологические ритмы при планировании своей деятельности.
Развивающая:
- развитие логического мышления;
- развитие умения работать в должном темпе;
- развитие умения делать выводы;
Воспитательная:
- воспитание целеустремленности и дисциплинированности, бережного отношения к своему и чужому времени, самодисциплины.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Информационный лист (индивидуальная работа).
Карточки-задания (работа в парах).
Расписание уроков (работа в группах).
ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Прежде чем приступить к нашей теме обратите внимание, что перед вами “Линия самооценки”. Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особой условной линии. На каждом этапе урока вы оцениваете самостоятельно свою работу, закрашивая квадрат красным (всё было понятно), жёлтым (возникали трудности при выполнении данного задания) или синим (не разобрался). Сверху над каждым квадратом рисуете своё настроение, с которым выполнялась данная работа.
Постановка проблемного вопроса.
Ребята, сейчас какое время года? А за зимой начнётся? А самые длинные, каникулы когда?
А как выдумаете, что самое главное необходимо человеку знать, чтобы быть здоровым?
Вы много перечислили, большая часть ваших ответов касается темы нашего урока.
В качестве эпиграфа или основной идеи урока слова выдающегося русского ученого академика В.В. Павлова, который писал: «Сейчас трудно себе представить, какие практические выгоды извлечет человек, если он сумеет управлять биологическими ритмами».
Какова цель нашего урока? познакомиться с биологическими ритмами и научиться использовать знания о них в нашей повседневной деятельности.
вспомним: «Что такое ритм?» Верно, ритм- это периодические колебания.
А что такое «био»? Правильно, «био» - это жизнь.
Следовательно, биологические ритмы
Как вы понимаете это словосочетание?
- это периодические колебания биологических процессов, протекающих в организме человека.
А откуда пошло название «Биологические ритмы, какие ученые занимались изучением биоритмов? На этот вопрос мы сейчас попробуем ответить. Сейчас поработаем в группах. Первый ряд -1, второй-2, третий-3.Перед вами лежат листочки с информацией и с таблицей, которую нужно заполнить об основателях биоритмов. Выберите основное и значимое по данной теме. (3 минуты). Информацию, предоставленную каждой группой, заносим в таблицу.
Основателем науки о биоритмах, принято считать немецкого врача [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.
Советские ученые [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 1989г. в своей книге «Хронобиология и хрономедицина» дают следующее определение биоритмов: «Ритм представляет собой характеристику периодической временной структуры. Ритмичность характеризует как определенный порядок временной последовательности, так и длительность отрезков времени, поскольку содержит чередование фаз различной продолжительности».
Одной из основных работ в биоритмах живых существ можно считать разработанную хронобиологом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 1964 году классификацию биологических ритмов.
ФИО ученого
Год открытия
Результат открытия
Ребята, для себя вы что- то узнали нового? Действительно, изучая биологические ритмы, мы сталкиваемся с такими понятиями, как ритмичность, цикл, классификация.
А теперь подумаем, какие характеристики нашего организма ритмически меняются?
Это и температура тела, и дыхание (частота вдох-выдох), и сердцебиение, и давление, и многие другие.
Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).
В зависимости от продолжительности колебаний их называют:
Суточные. 2. Недельные. 3. Месячные. 4. Годовые и т.д.
А сейчас представьте такую ситуацию, вы подъезжаете к месту своей учебы, выходите из автомобиля и по пути следования видите 100 долларовую купюру. Ваши действия? Хорошо, а если вы миллиардер? Сколько времени у вас уйдет на то, чтобы поднять купюру? Примерно 2-3 секунды. А если из своего лимузина выйдет Билл Гейтс, глава компании Майкрософт, состояние которого оценивается в 100 млрд. долларов? Оказывается потеря времени всего в 1 секунду для него приносит убытков его компании в несколько тысяч долларов. Поэтому ему выгоднее (в финансовом отношении) пройти мимо. Его время дорого стоит.
Какой вывод мы можем сделать из услышанного?
Отлично, нужно уметь ценить свое время, это самое главное. Деньги можно заработать, а время вернуть нельзя, если им не умеешь пользоваться рационально, то никогда в жизни не добьешься успеха.
Сейчас мы с вами выступим в роли исследователей и проанализируем сутки с точки зрения того, рационально ли мы распределяем время и помогут нам в этом знания о биоритмах.
Для этого разобьем сутки на три равные части:
Работа (учеба в школе + домашнее задание) 8 часов;
Свободное время (8 часов);
Сон (8 часов).
Для чего нам нужен сон? Верно, для полного восстановления своих сил. Хорошо, а если ученик лег спать в 2 часа ночи, то, как пройдет у него следующий день? Совершенно верно, следующий день для него пройдет неважно, у него будет повышенная сонливость, неважное самочувствие, в результате он на получает двоек в школе и придет домой в неважном настроении, а ведь все эти факторы влияют на здоровье.
Вывод: т.о., человеку необходим полноценный сон в течение 8 часов.
А теперь обратимся к учебнику п.27, страница 144 и ответим на вопрос:
-Всем ли людям свойственны однотипные колебания работоспособности?
Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») – вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым – поздним вечером или даже ночью .А вы знаете к какой категории вы относитесь ?
Перед вами лежат листочки с тестовыми заданиями, предлагаемый тест, позволит вам определить свою принадлежность к одной из категорий пернатых и понять, в какое время вы наиболее работоспособны.
Тест «Кто рано встаёт». «Сова, жаворонок и голубь».
Трудно ли вам вставать рано утром?
Да, почти всегда. (3)
Иногда. (2)
Редко. (1)
Крайне редко. (0)
В какое время вы предпочитаете ложиться спать?
После часа ночи. (3)
От половины двенадцатого до часа. (2)
От десяти до половины двенадцатого. (1)
До десяти часов. (0)
Какой завтрак вы предпочитаете в первый час после пробуждения?
Солидный. (3)
Обильный, но не очень калорийный. (2)
Достаточно одного варёного яйца или бутерброда. (1)
Хватит чашки чая или кофе. (0)
Вспомните ваши лёгкие раздражения или мелкие ссоры на работе и дома. В какое время они чаще всего случаются?
В первой половине дня. (1)
Во второй половине дня. (0)
От чего вы могли бы легко отказаться?
От утреннего чая или кофе. (2)
От вечернего чая. (0)
Легко ли вы во время отпуска нарушаете привычки, связанные с приёмом пищи?
Очень легко. (0)
Достаточно легко. (1)
Трудно. (2)
Привычек не меняю. (3)
С утра вас ждут важные дела. На сколько часов раньше вы ляжете вечером спать?
Более чем на два часа. (3)
На час-два. (2)
Менее чем на час. (1)
Как обычно. (0)
Как точно вы можете оценивать без часов отрезок времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам при этой проверке.
Отрезок оказался меньше минуты. (0)
Отрезок оказался больше минуты.(2)
А теперь результаты
1)Если вы набрали от 0 до 7 баллов, вы – «жаворонок».
2) Сумма от 8 до 13 баллов свидетельствует о неопределённости типа. Вы голубь, который время от времени впадает то в одну, то в другую крайность.
3)От 14 до 20 баллов набрали явно выраженные «совы». Остаётся добавить, что у каждого типа есть свои преимущества. Так что только от вас зависит, сможете ли вы ими воспользоваться.
Физминутка.
Продолжаем нашу работу, которая поможет нам проанализировать нашу учебу в школе.
Работая в парах, в течение двух минут вы должны ответить письменно в тетрадях на вопросы с помощью приложения № 1 Гигиенические требования к расписанию уроков.
Вопросы:
В какие часы наблюдается наибольшая работоспособность организма человека в течение суток? Ответ: (с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов).
На каких уроках должны проводиться наиболее сложные предметы и почему? Ответ: (на 2, 3 и 4-ом уроках)
В какие дни недели умственная работоспособность человека максимальна, и как это можно использовать?
Ответ: во вторник и среду.
4. В какие дни недели умственная работоспособность низкая и чем это объясняется? Ответ: в понедельник и в пятницу.
А сейчас с помощью нашего расписания на среду постройте в тетради график зависимости № урока от степени сложности урока. Одни будут работать у доски, остальные работают в тетрадях. Пожалуйста, к доске.
Задание№ 1:
Ну и как, совпадают графики? У всех так? Хорошо, а почему поставили на третье место урок алгебры?
Ну и какой вывод мы можем сделать? Совершенно верно, расписание составлено без учета биоритмов, а это значит, что вы могли бы получить больше знаний при наименьшей затрате сил.
А какие преимущества дает нам идеальное расписание? Действительно, вы могли бы учиться лучше.
Т.о., что мы научились делать, выполняя это задание? Верно, составлять правильное расписание с учетом биоритмов. Мы с вами проделали анализ расписания уроков только на один день, но вы можете дома провести анализ вашего расписания по дням недели.
Задание №2: А сейчас все вместе проанализируем расписание с учетом нагрузки по дням недели.
Для этого посчитайте общее количество баллов на каждый день недели.
Ну и как, учитывает ли реальное расписание знания о биоритмах, что нужно изменить, чтобы расписание стало лучше, идеальнее?
Т.о., теперь вы самостоятельно можете корректировать свое расписание уроков и выходить с предложениями к администрации школы.
Ребята, скажите, пожалуйста, для чего между уроками нужны перемены? А может в школе лучше заниматься без перемен или сделать переменки короткими по 5 минут, тогда вроде бы и свободного времени останется больше, таким образом, экономится целый час, как вы считаете?
Правильно, без перемен никак нельзя, ведь перемена позволяет снять усталость, накопившуюся в течение целого урока, а работа будет более продуктивна, если правильно чередовать труд и отдых.
Хорошо, с учебой в школе мы закончили, однако, часами, проведенными в стенах школы, далеко не ограничивается ваш день.
А каким образом снимается усталость, накопившаяся в течение недели, четверти, года.
Верно, во время выходных и каникул. Приближаются зимние каникулы. И я вам желаю провести это время с пользой для здоровья. Больше двигайтесь, занимайтесь спортом, гуляйте на свежем воздухе, меньше сидите за компьютером. Потому что активный отдых это заряд бодрости и сил, которые вам обязательно пригодятся в 3 четверти.
Домашнее задание.
Ребята, запишите домашнее задание, расшифруйте и выполните его.
Д/з в виде шифра: МИЖЕР ЯНД АН ЮЛЕДЕН (режим дня на неделю).
Оценки за урок.
4. Итог урока.
Итак, подытожим:
Что нужно сделать, чтобы у нас оставалось больше свободного времени?
Ответ: максимально эффективно трудиться в школе, чтобы домашнее задание выполнять было легче и быстрее.
Что у вас изменилось после сегодняшнего урока?
Ответ: отношение ко времени.
Вернемся к эпиграфу урока. Какие практические выгоды вы извлекли для себя на сегодняшнем уроке?
Рефлексия. А сейчас внимание на доску «Рефлексия»
Сегодня я узнал
Я понял что
Теперь я могу
Я научился
Урок для меня показался
Спасибо за урок!
Уроком сегодняшним я довольна, работали плодотворно, молодцы.
Первый этап работа в группах
( заполнение таблицы)
Тест «Кто рано встаёт». «Сова, жаворонок и голубь».
Ответы на вопросы
График
Анализ расписания
Приложение 1
Гигиенические требования к расписанию уроков.
Современными научными требованиями установлено, что БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМУМ умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов и 16-18 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому, в расписании уроков для учащихся среднего и старшего возраста основные предметы должны проводиться на 2,3 и 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и среду. На эти дни в школьном расписании должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей, в которой степень трудности каждого предмета ранжируется в баллах.
Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11 классов.
Общеобразовательные предметы
Количество
баллов (ранг трудности)
Общеобразовательные предметы
Количество
баллов (ранг трудности)
Физика
12
Информатика,
экономика
6
Геометрия, химия
11
История, обществознание, МХК
5
Алгебра
10
Астрономия
4
Русский язык
9
География, экология
3
Литература,
иностранный язык
8
ОБЖ, Москвоведение
2
Биология
7
Физкультура
1
При правильном составлении расписания уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и среду.
Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Приложение 2
Задание №1.
Расписание уроков на среду:
Русский язык.
Литература.
Алгебра.
МХК.
Иностранный язык.
География.
На основании гигиенических требований к расписанию уроков и таблицы трудности предметов проанализируйте ваше расписание уроков на среду, для этого:
Напротив каждого предмета поставьте соответствующий балл из таблицы трудности предметов.
Постройте в тетради график зависимости № урока от степени сложности урока:
Сделайте выводы о правильности расписания уроков в течение дня.
Приложение 3
Расписание уроков 10 класса
(социально-гуманитарный)
ПОНЕДЕЛЬНИК
ВТОРНИК
СРЕДА
1. Физика
1. Геометрия
1. Русский язык
2. Русский язык
2. Геометрия
2. Литература
3. Алгебра
3. Русский язык
3. Алгебра
4. Экология
4. Физика
4. МХК
5. Иностранный язык
5. История
5. Иностранный язык
6. Физкультура
6. История
6. География
ЧЕТВЕРГ
ПЯТНИЦА
СУББОТА
1. Литература
1. ----------------
1. История
2. Литература
2. Общество
2. История
3. Общество
3. Право
3. Общество
4. Алгебра
4. Литература
4. Литература
5. Биология
5. Физкультура
6. Химия
6. Иностранный язык
7. Информатика
15