СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ Ангелы Симферополя
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ
ОСВОБОЖДЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА
ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
«Ангелы Симферополя»
Цели:
Познакомить учащихся с историей крымского театра им. Горького
Подвести к пониманию того, что театральная труппа внесла заметный вклад в победу над врагом.
Показать героизм советских людей, солдат, проявленный в сражении за Симферополь.
Воспитывать у учащихся интерес к истории своего края, любовь к Отечеству.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
УЧИТЕЛЬ: В годы войны советское командование разработало уникальную диверсионную операцию под кодовым названием «Премьера». Уникальность её заключалась в том, что исполнителями были не подготовленные диверсанты и разведчики, а группа простых театральных актёров Симферопольского театра, объединённых в начале 1942 года в подпольную группу «Сокол».
Подобные диверсионные группы создавались везде, где мог появиться Гитлер. Их целью было подготовить покушение. В Москве, к примеру, на случай, если бы немцы взяли город, покушение было бы организовано в Большом театре. Эту операцию готовили знаменитая актриса Зоя Фёдорова и клоун Карандаш — Михаил Румянцев.
Крым Гитлер планировал посетить осенью 1943 года. Основной пункт программы — открытие железнодорожного моста Керчь — Тамань через Азовское море. Побывать на премьере русского драмтеатра в оккупированном Симферополе фюреру настоятельно советовала его любимая актриса, подруга Евы Браун, а по совместительству — советская разведчица Ольга Чехова.
Подпольщики заминировали театр — несколько ящиков с взрывчаткой были замурованы в подвале и ждали своего часа. Гитлер в Крым не приехал. В 1943 году Сталин отказался от плана устранения фюрера: боялся, что его преемник может заключить мир с Британией и США и СССР останется один на один с Германией и её союзниками. А подпольщики-актёры переориентировались на сбор разведданных. Им не удалось дожить до победы — за три дня до освобождения родного Симферополя их расстреляли.
ВЕДУЩИЙ: Симферополь, улица Пушкина, 15.
ВЕДУЩИЙ: Как знаком симферопольцам и многим жителям Крыма этот адрес. На небольшой тенистой улице, за густой зеленью деревьев расположено одно из лучших, одно из красивейших зданий города.
ВЕДУЩИЙ: Большие окна, величественные колонны, скульптурные группы и бюсты великих писателей на фасаде. А еще... мемориальная доска, она гласит:
ВЕДУЩИЙ: «Артистам и работникам театра, погибшим от рук немецко-фашистских оккупантов: Барышеву Н. А., Перегонец А. Ф., Добросмыслову Д. К., Яковлевой З. П., Чечеткину П. И., Озерову И. Н., Ефимовой П. Т., Савватееву О. А.»
ВЕДУЩИЙ: Значит, здесь тоже воевали. Тоже отстаивали свои жизненные принципы и убеждения, тоже защищали свою Родину.
ВЕДУЩИЙ: Давайте вернемся на семьдесят с лишним лет назад и попробуем взглянуть, вспомнить, как все было.
МУЗЫКА. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ.
ВЕДУЩИЙ: Лето в театрах - пора гастролей, пора ответственная и напряженная. Лето 1941 началось как обычно, и как обычно многие театры страны выехали на гастроли. В Донецк - Малый театр, в Минск - художественный, в Москве начал свои гастроли киевский театр им. Ивана Франка, в Севастополе - крымский театр им. Горького.
ВЕДУЩИЙ: 21 июня - теплый летний день. Яркие солнечные лучи, отражаясь в зыбкой глади Черного моря, освещали театр, на сцене которого суетились монтировщики, устанавливая декорации для вечернего спектакля.
В репетиционном зале собрались артисты, оживленно обсуждая предстоящие встречи с севастопольским зрителем. Больше других волнуется Яков Борисович Смоленский.
Яков Борисович Смоленский: Еще бы! Сегодня я впервые предстану перед севастопольцами в роли Владимира Ильича Ленина. Гастроли открываются спектаклем «Кремлевские куранты».
ВЕДУЩИЙ: Он держал в руках пьесу и еще не знал, что именно сегодня, 21 июня 1941 года, последний раз вспыхнут театральные прожектора, осветив его в костюме и гриме. Повторяя слова роли, он и не думал, что очень скоро будет повторять их как молитву стоя перед дулом фашистского автомата.
ВЕДУЩИЙ: Тогда еще никто ничего не знал. Все было как обычно. Возвращались в бухты корабли. Аплодировали взволнованные зрители. Торопились в гостиницу усталые после спектакля артисты.
Актриса: А ночью… От страшного грохота вздрогнул город, взметнулись в небо клубы дыма и языки пламени, высветив самолеты с фашистской свастикой. Началась война. Самая зловещая и кровавая война в истории человечества.
Актер: Обычные дни перестали быть обычными, а людям предстояло пережить тяжелые испытания. Мы стояли на пороге великого горя.
ВЕДУЩИЙ: 22 июня театр возвратился в Симферополь, продолжая работать в родном городе, обслуживая близлежащие села и населенные пункты. Составлялись концертные программы с отрывками из патриотических спектаклей, с героическими стихами и песнями.
Актриса: Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
ВЕДУЩИЙ: А положение на фронте с каждым днем становилось все более тяжелым. Враг стремительно наступал, занимая все новые и новые районы. В августе 1941 года в Крыму была проведена первая эвакуация.
ВЕДУЩИЙ: В театре упаковывались костюмы, ценный реквизит, декорации, но скоро стало известно, что ни один город полностью принять коллектив не может. И на состоявшемся в театре митинге было решено играть до последнего дня, а потом отступить с частями Красной Армии.
Актер: Крым есть и будет советским, мы не пожалеем сил и жизни для защиты Родины.
Актер: В суровый год мы сами стали строже,
Как темный лес, притихший от дождя,
И, как ни странно, кажется, моложе,
Все потеряв и сызнова найдя.
Средь сероглазых, крепкоплечих, ловких,
С душой как Волга в половодный час,
Мы подружились с говором винтовки,
Запомнив милой Родины наказ.
Актер: Нас девушки не песней провожали,
А долгим взглядом, от тоски сухим,
Нас жены крепко к сердцу прижимали,
И мы им обещали: отстоим!
Да, отстоим родимые березы,
Сады и песни дедовской страны,
Чтоб этот снег, впитавший кровь и слезы,
Сгорел в лучах невиданной весны.
Как отдыха душа бы ни хотела,
Как жаждой ни томились бы сердца,
Суровое, мужское наше дело
Мы доведем - и с честью - до конца!
ВЕДУЩИЙ: До конца октября 1941 театр работал. Враг уже был в Крыму. Отступая с тяжелыми боями, Красная Армия в Симферополь не вошла.
ВЕДУЩИЙ: Для эвакуации артистов были присланы две небольшие машины, которые должны были доставить их в Севастополь. Но дорога из Симферополя в Севастополь была уже отрезанной.
Актер: Единственно открытый путь - через Ялту, туда и направились машины, но доехав до Рабочего Уголка, близ Алушты, водители высадили нас и ушли, якобы на заправку, и больше не вернулись.
Актриса: Мы остались одни. Транспорта, который мог бы доставить в Севастополь, не было, а к берегам уже подходила фашистская эскадра. Нам пришлось возвращаться в Симферополь.
ВЕДУЩИЙ: Симферополь был оккупирован фашистами 2 ноября 1941 года. Вскоре начались массовые аресты. В декабре по доносу бывшего актера театра Фрике, сразу перешедшего на сторону оккупантов, был казнен Яков Борисович Смоленский, только лишь потому, что исполнял роль Ленина.
ЗВУК СТРЕЛЬБЫ
ВЕДУЩИЙ: Многие жители города были в растерянности: как жить дальше, что делать?
Перегонец: Дул холодный северный ветер, неся по пустынным улицам обрывки афиш, стуча ветвями деревьев в окна домов, донося обрывки лающей, грубой речи. Тяжело опускался на город вечер, начинал моросить дождь. По улицам мчался огромный крытый «зауэр», останавливаясь то у одного дома, то у другого. Кто попадал а него, уже не возвращался.
ВЕДУЩИЙ: Остановился он и у дома Александры Федоровны Перегонец - ведущей актрисы театра.
ВЕДУЩИЙ: Зловеще заскрипели тормоза, застучали кованные сапоги, раздался стук в дверь. Сердце замерло.
Добкевич: Хорошо, что нет дома Санечки - мало ли что может случиться.
ВЕДУЩИЙ: И случилось.
Добкевич: Мне предложили выйти, сесть в машину. Нет, меня не схватили так, как хватали людей, неугодных фюреру. Именно мне предложили поехать в гестапо, надеясь на сотрудничество. А немецкая пропаганда уже вовсю твердила, что бывший дворянин, заслуженный артист РСФСР Добкевич добровольно перешел на их сторону, став городским головой. Но разве мог я,советский гражданин, всей душой, всем сердцем преданный советской власти, стать предателем?
ВЕДУЩИЙ: Нет, один из любимейших актеров симферопольской публики не стал фашистским прихвостнем, предпочтя тяжелую смерть в застенках гестапо.
ВЕДУЩИЙ: В апреле 1942 года немецким подкомитетом по делам искусств при городской управе был издан приказ, обязывающий всех артистов немедленно зарегистрироваться и приступить к работе. За невыполнение приказа - расстрел.
ВЕДУЩИЙ: 15 мая 1942 года театр начал работу. Руководитель подкомитета зондеррфюрер Рек очень гордился своим начинанием. Как же! Ведь наряду с варьете «Южные ночи», гастрольными немецкими и румынскими ревю для солдат рейха начала работать и русская труппа.
ПОЯВЛЯЕТСЯ КЛОУН
Актриса: К труппе был прикреплен отъявленный нацист и палач клоун Ганс, дни и ночи проводивший в театре, ко всему присматривавшийся, во все вникавший.
Актер: Особое внимание ему поручено было уделить директору театра Станиславу Адамовичу Томскому и художественному руководителю Харламову.
ВЕДУЩИЙ: В это трудное и тяжелое время в театре начинает работать подпольная патриотическая группа, руководимая художником театра Николаем Андреевичем Барышевым, по кличке «Сокол».
ВЕДУЩИЙ: Мирные люди - актеры, работники театра поднимаются на борьбу, на защиту Родины, героически сражаясь в крымском подполье.
Актер: Весной 1942 года, когда начался массовый угон молодежи в Германию, мы решили открыть студию.
Актер: Надо спасать ребят от немецкого рабства.
Актриса: Будем зачислять ребят во вспомогательный состав труппы, занимать их в спектаклях.
ВЕДУЩИЙ: Подпольщики организовывали фиктивные браки и таким образом спасли десятки еврейских семей. Переправляли в леса к партизанам людей из расстрельных списков.
ВЕДУЩИЙ: Барышев предложил зачислить преподавателем А. Перегонец, видя ее большие страдания в связи с гибелью мужа и желая помочь ей хоть как-то отвлечься.
Актриса: Отчаяния мало. Скорби мало.
О, поскорей отбыть проклятый срок!
А ты своей любовью небывалой
меня на жизнь и мужество обрек.
Зачем, зачем?
Мне даже не баюкать,
не пеленать ребенка твоего.
Мне на земле всего желанней мука
и немота понятнее всего.
ВЕДУЩИЙ: За все время оккупации не было поставлено ни одной антисоветской пьесы - играли водевили, пьесы Островского. Специально выбирались постановки, в которых должно быть задействовано много актеров, чтобы занимать в них студийцев.
ВЕДУЩИЙ: Деятельность подпольной группы была большей частью пропагандистской - распространяли листовки, разносили сводки Совинформбюро. Также в лес отправлялись разведданные, даже теплые театральные костюмы и медикаменты, собранные Александрой Федоровной.
Актер: Самым младшим участником группы был ученик Барышева Олег Савватеев. Выполняя любое поручение, он особо отличался в разведке вражеских военных объектов - куда взрослому не проникнуть, мальчишка мог прошмыгнуть.
ВЕДУЩИЙ: В конце 1943 года художник театра Николай Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведданные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города в 1944 году.
Актер: Члены группы делали все возможное, чтобы помочь жителям Симферополя не падать духом, вселяли в их сердца уверенность в победе советских войск.
ВЕДУЩИЙ: Но самым главным было все-таки то, что им удалось спасти само здание театра. Ведь в самом начале войны немцы хотели сделать там автобазу, а, отступая в 1944, пытались его взорвать.
Актер:... Я помню, как военною грозой
Над крымскими пахнуло берегами.
О, лета сорок первого сезон,
О, Лермонтов, расстрелянный врагами!
В фойе бушлаты, гимнастерки, бриджи
И желтый блеск скрипучих портупей.
Шампанское в буфете мирно брызжет,
Но тень беды маячит у дверей.
Я помню, как гремит раскатом «бис»,
И не жалеют зрители ладоней.
В последний раз я вижу Перегонец,
Что Машенькой выходит из кулис.
Такой она осталась для меня -
Доверчивой и трогательно юной,
Актриса, что слилась судьбой трибунной
Теперь с гореньем вечного огня.
... Театр мой! Как прежде ты в строю,
Спасенный от эсесовской взрывчатки...
ВЕДУЩИЙ: Начиная с 10 марта, в городе начались аресты подпольщиков. Вначале был арестован Урадов, один из руководителей симферопольского подполья, затем и члены группы «Сокол».
Актриса: Кто же нас предал? Кто был в театре провокатором?
ВЕДУЩИЙ: Этого так и не удалось до сих пор установить...
Они погибли 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя.
Актер: Ветка железной дороги в Дубках, деревня Бутки. Танковый копанир - всю ночь туда шли машины с арестованными - расстреляют, землей притрусят и снова привозят.
Актриса: Слой за слоем.
Актер: Все были расстреляны в затылок, только одному Добросмыслову, который, видно, обернулся и крикнул что-то в лицо врагам, пуля вошла спереди и раздробила челюсть.
Актриса: Барышев в последний момент смог выдернуть руки из проволоки и обнял Савватеева, так они вместе и лежали.
Актриса: Упал последний занавес.
Конец.
А дальше не цветы,
Не комплименты,
И загрохочут
Не аплодисменты,
А загрохочет
Вражеский свинец.
Все дальше город...
Пригород все дальше...
Все дальше жизнь...
Все ближе смерть и кровь.
А кровь и смерть -
Они не терпят фальши,
Не терпят фальши
Правда и Любовь.
А если так,
То разве им пристало
Просить пощады
У врагов своих? -
Пред ними
Многомиллионным залом
Лежит страна,
Взлелеявшая их.
Глядит страна
Устало и тревожно.
Пусть им не быть,
Но ей-то вечно быть!
И перед ней
Сфальшивить невозможно,
Как невозможно
Смерть перехитрить.
И этот зал
Нельзя унизить ноткой,
А только - возвеличить
Всей душой.
Последней ролью -
Самою короткой,
И самою бессмертной
И большой.
ВЕДУЩИЙ: После освобождения города их привезли во двор театра, к воротам нельзя было пробиться, улица была запружена людьми. Похоронили их в сквере Победы, из театра несли на руках, у гробов стоял почетный караул, город прощался с любимыми артистами.
ВЕДУЩИЙ: Они ушли навсегда, но память о них жива. И главный их памятник - прекрасный театр, украшающий центр нашего города.
УЧИТЕЛЬ: Немцы планировали переименовать Крым в Готенланд (Страна готов), Симферополь — в Готенбург (Город готов), а Севастополь — в Теодорихсхафен (Гавань Теодориха).
За период оккупации, с 1 ноября 1941 года по 13 апреля 1944 года, карательными службами гитлеровцев только в Симферополе были казнены более 22 тысяч человек.
Крымское подполье задержало наступление немцев — если бы не сопротивление крымчан, фашисты пришли бы к Сталинграду раньше, и неизвестно, каков был бы исход битвы.