Конспект внеклассного мероприятия по противопожарной безопасности Огонь-друг или враг. 4 класс
Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности
3 «Б» класс. 10.09.2013
Подкаменная Юлия Владимировна
Тема: Огонь - наш друг и враг
Основные правила пожарной безопасности. Причины пожара
Цели:
Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.
Прививать навыки осторожного обращения с огнём, воспитывать чувство ответственности.
Учить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Отгадайте загадки (cлайд 2).
Шипит и злится,Воды боится,С языком, а не лает,Без зубов, а кусает. ( огонь)
Рыжий зверь в печи сидит,Рыжий зверь на всех сердит.Он от злости ест дроваЦелый час, а может два.Ты его рукой не тронь,Искусает всю ладонь!( огонь) (слайд1)
Определение темы и целей урока.
- Правильно, мы сегодня будем говорить о том, почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом? (слайд 3).
- Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. (слайд 2)
В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. (слайд 3) Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.
- Ребята, скажите, а огонь друг или враг?
- Когда друг? (ответы детей)
- Когда враг? (ответы детей)
- С давних пор огонь стал другом человека. (слайд 4) Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. (слайд 5)
Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Огонь стал надежным товарищем и помощником людей, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве. (слайд 6) Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.Сферы применения огня.
Полезными свойствами огня научились пользоваться сталевары, электросварщики, кузнецы, стеклодувы и люди других профессий (слайд 7)
Отчего возникает пожар.
Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Случается так, что огонь из верного доброго друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создано долгие годы упорным трудом (слайд 8).Он всегда бывает разным,Удивительный огонь,То буяном безобразным,То тихоней из тихонь.Да, огонь бывает разный – (слайд 9)Бледно-желтый, ярко-красный,Синий или золотой,Очень добрый,Очень злой.
(слайд 10) Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Из-за неосторожного обращения с ним, этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и дома, и даже целые улицы. (слайды 11-12)
Еще очень страшны лесные пожары, в которых сгорает много леса, погибают животные. (слайды 13-14)- Как вы думаете, ребята, из-за чего, как может загореться лес?
Этот дядя не жалеет, что в лесуОкурок тлеетНа такого дядю глядя,Мы, ребята, скажем речь:«Как же вам не стыдно, дядя?Лес нам надо уберечь!» Курильщики – реальные виновники пожаров. И, конечно, непотушенные костры. Помните, уходя из леса, обязательно потушите костер (слайд15)
Физминутка
Исходное положение: стоя у парты.
У. Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.
(слайды
Дым столбом поднялся вдруг,Кто не выключил утюг?
Красный отблеск побежал,Кто со спичками играл? (слайд16)
Стол и шкаф сгорели разом,Кто сушил белье над газом? (слайд 17)
Столб огня чердак объял,Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,Это кто там жег костер? (слайд18)
Пламя прыгнуло в листву,Кто у дома жег траву?
Кто бросал в огонь при этомНезнакомые предметы?
Работа в группах. Решение ситуационных задач (слайд 19).
-Сейчас вы будете работать в группах. Вам необходимо решить некоторые ситуации, которые могут произойти с любым человеком. Работаете вместе, читаете вопрос, обсуждаете, находите решение.
1. Если комната начала наполняться густым едким дымом? а) открою окно и дверь; б) буду продвигаться к выходу; в) закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу.
В дыму трудно дышать. Газ проникает в легкие. Он может быть смертельным и для людей, и для животных. Когда все застлано дымом, то очень сложно ориентироваться и спасать потерпевших.
2. Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия: а) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру; б) начну тушить пожар в квартире; в) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.
3. Что делать, если на человеке загорелась одежда? а) повалить человека на пол, набросить ткань; б) Использовать огнетушитель;
в) открыть в комнате окна.
4. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым?
а) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло; б) залью телевизор водой; в) убегу в другую комнату.
5. При пожаре прятаться:
а) можно
б) нельзя
Почему?______________________________________________________________________
6. При пожаре открывать окна:
а) можно
б) нельзя
Почему?____________________________________________________________________
7.По какому телефону ты позвонишь в пожарную службу?
а) 01, 010
б) 02, 020
в) 03, 030
Проверка (слайды 21-26)
Анализ и разыгрывание речевой ситуации «Вызов пожарной команды»
Как правильно вызвать пожарную команду? (слайд 27)
(Выслушиваются предположения детей)
Смело трубку в руку взять,
«01» сумей набрать (слайд 28)
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою». (слайд 29-30)
Учебная эвакуация
(Звучит сигнал о возникновении пожара)
Что нужно делать, услышав этот сигнал? (Эвакуироваться)
Что такое эвакуация? (Это выход из опасной зоны) (слайд 31)
Ваши действия?
(Выслушиваются ответы учащихся и учитель подводит итог) (слайд 32)
Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом учителю, находящемуся поблизости.
Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
Если в помещении дым, пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
Запомни это сам и расскажи другим.
Викторина.
О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг. В том числе детских.
Из каких произведений взяты следующие строки:
Море пламенем горит,Выбежал из моря кит:«Эй! Пожарные, бегите!Помогите, помогите!».(К. Чуковский «Путаница»)
И вдруг заголосили: «Пожар! Горим!»С треском, щелканьем, и громомВстал огонь над новым домом.Озирается кругом, Машет красным рукавом.(С. Маршак «Кошкин дом»)
Ищут пожарные,Ищет милиция,Ищут фотографыВ нашей столице.Ищут давно,Но не могут найтиПарня какого-тоЛет двадцати.(С. Михалков «Дядя Степа»)
Вот таких героев очень много. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасали государственное имущество. Юных героев награждают медалями «За отвагу на пожаре».ИТОГ
Игра «Собери пословицу» (слайд 34).
Составьте пословицу из отдельных частей.
Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.
Спички – не игрушка, огонь- не забава.
Искра мала, а великое пламя рождает.
Рефлексия урока (слайд 35).
Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.
На столе у вас три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. Ребята, если вы уверены , что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную
Слайд про утюг. Сценка.(2 ведущих, девочка гладит юбку.)Юля в школу собиралась,Юбку гладила, старалась. Вдруг звонок раздался в двери, К ней пришла подружка Вера.(Забегает подружка, обнимает Юлю. У той остался на юбке включенный утюг.)Вера: Юлька, ты что, не готова? Побежали, ждет нас Вова. Торопись, а то уйдет, С Люськой в школу он пойдет.Юля (хватает сумку, смотрится в зеркальце, явно торопится): Я уже бегу, подружка. Дружба с Вовой не игрушка! Люська лишь того и ждет, Сразу парня отобьет.Выпорхнула из квартиры,Про утюг совсем забыла.Он на юбке грелся, грелся – Легкий шелк и загорелся.
Хорошо, что брат Сережка,Увидал огонь в окошко.01 он позвонилИ пожарным сообщил.
Лишь полкомнаты сгорело!Вот такое было дело!
- Ребята, чему учит эта сценка? Уходя из дома, никогда не забывайте выключать электроприборы. (Утюг, плитку, чайник и другие слайд 18).
Причиной пожара могут быть и детские шалости. (Спички)
(Просмотр других слайдов 19 – 23)