Проектирование урока во 2 классе на основе современных образовательных технологий
Проектирование урока во 2 классе на основе современных образовательных технологий по теме: «Какие бывают растения?».
Тема урока: открытие нового знания по теме: «Какие бывают растения?»
Цель урока: формировать знания об основных группах растений, о важности растений для всего живого на Земле.
Задачи урока:
1) учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе,
2) Развивать способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.
3) воспитывать бережное отношение к природе; создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
ЗАДАЧИ УРОКА, ФОРМИРУЕМЫЕ УУД
Личностные: создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимают ценности мира.
Регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные: понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.
Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
МЕСТО ЗАНЯТИЯ в изучаемом разделе: ПРИРОДА(21час)
1. Неживая и живая природа
2. Явления природы
3. Как измеряют температуру?
4. Что такое погода?
5. Урок-экскурсия «В гости к осени»
6. В гости к осени
7. Звёздное небо
8. Заглянем в кладовые земли
9. Про воздух
10. И про воду
11. Какие бывают растения?
12. Какие бывают животные?
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
делить растения на группы по отличительным признакам;
узнают значение растений для окружающей среды и поймут необходимость бережного отношения к природе;
научатся анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект – растение;
смогут использовать полученные знания в практической деятельности.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (дерево, куст, трава) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (деление растений на группы) и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (сравнивание с эталоном), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Методы контроля:
1. Самоконтроль.
2. Взаимоконтроль.
3. Контроль учителя.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
1.Деревья.
2.Кустарники.
3.Травянистые растения.
4.Разнообразие растений.
ОБОРУДОВАНИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ :Рабочее место учителя (ноутбук, проектор, экран).
Электронная презентация «Какие бывают растения?».
Наглядно–демонстрационный материал (стенд с картинками растений).
Дидактические материалы к уроку: карточки-задания, план работы с заданием для групповой работы.
Ватман, фломастеры для создания опорный схемы.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Включение в деловой ритм и игровую деятельность.
эмоциональный настрой
(музыкотерапия «Звуки леса»);
проверка готовности к уроку;
концентрация внимания;
настрой на успешную работу
ДЕВИЗ УРОКА «Не говори, чему
учился, а говори, что узнал».
Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?Подготовка к работе.
Прослушивают звуки леса и воды.
Проговаривают девиз урока, дают толкование поговорке.Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действииТест по теме: «Вода»
Проверка домашнего задания – тестирование (вопросы теста позволяют сделать переход от изученной темы к новой).
Инструкция:
необходимы для работы 3 карандаша (зеленый, желтый, красный)отвечая на вопросы, закрашивайте круг тем цветом, на котором написан правильный ответ.
-К какой природе относится вода?
-На слайде прочитайте и назовите предметы, которые относятся к живой природе.
-Как можно назвать одним словом?
Какие бывают растения?
-Посмотрите, какое количество растений на планете.
-Как же разобраться в них? Какие вопросы мы должны задать?
- По каким критериям группируются растения?индивидуально решают тест;
фронтально проводят проверку;
осуществляют взаимопроверку;
выделяют объекты живой природы;
Растения
Растения, которые растут в лесу, на полянах, в садах, в полях и т.д.
«По каким признакам можно определить группу растений?Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиРегулятивные:понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале
3.Постановка учебной задачи-Можете ли вы распределить растения на группы, опираясь на уже имеющиеся знания?
“Почему возникли затруднения?”,
“Чего мы ещё не знаем?”
Предлагают пути разрешения проблемы.
выдвигают гипотезы, записывая их на «листе предположений»;
озвучивают степень затруднения, чего они не знают;
формулируют тему урока;
Узнать:
•Классификация групп растений
•Отличительные особенности
•Название растений разных групп
Коммуникативные:
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные:
совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Классификация растений
1.По отношению к человеку растения делятся на……
2.По жизненным формам (детям можно сказать – по внешнему виду) все растения делят на ….
Подготовка учащихся к выполнению групповой практической работы: распределение учащихся по группам, ознакомление с последовательностью выполнения, текущий инструктаж.
-Сформируйте группы.
-Назначьте капитана группы.
Изучают материал, выданный учителем;
На листах пишут название группы растений, рисуют схему, выделяют отличительные особенности, выписывают названия растений, относящихся к данной группеНа этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Личностные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
Регулятивные:
осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте;
Познавательные:
формулировать собственное мнение и позицию;
Коммуникативные:
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
5.Первичное закрепление полученных знаний.Цель: проговаривание нового знания,
(запись в виде опорного сигнала)
- Ребята, сейчас мы составим из ваших наработок схему, которая нам поможет усвоить новый материал.
(нацеливает на внимательное прослушивание информации, подготовленное каждой группой)
(Приложение)Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, прикрепляют на доску части схемы, которую составили.
Делают выводы.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в группах.
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы, делать выводы.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Направлена на снятие или предупреждение физической и эмоциональной усталости.
1минИнтерактивная физминуткаРелаксация(видеоролик)Выполняют упражнения, смотрят на пейзажи природы и слушают успокаивающую музыку
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует деятельность по применению новых знаний.
Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Выберите уровень заданий:
1 уровень- выполнить задания в тетрадях на печатной основе, 2 уровень – найдите в учебнике названия растений той или иной группы и запишите их в тетрадь, 3 уровень –придумайте 1-2 загадки по теме урока.
слайд 15
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.
- Кто выполнил без ошибок?
- Кто допустил ошибку?
- Почему?
- Над чем надо поработать?
Дифференцированная самостоятельная работа. Выбирает уровень по своим «силам».
Взаимопроверка с пошаговым сравнением с эталоном.В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция;
Познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке,
формулировать своё мнение.
7.Включение в систему знаний и повторение. Работа по плакату «Ярусы леса»,
что позволяет новое знание использовать вместе с изученными ранее
слайд16
- Какие группы деревьев вы видите на плакате?
-Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже – ярусе? (Деревья.)
-Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники.)
-Что находится на нижнем этаже? (Травы.)
- Помогите, пожалуйста, расселить наши растения по этажам.
Беседа «Охрана растений»
Бережное отношение к природе: растениям
- На что нужно обратить внимание человечеству, чтобы сохранить красоту окружающей нас природы?
- Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?
- Почему?
- Значит, важно ли охранять растения?
- А можете ли вы принимать в этом участие?
Теперь мы знаем:
8.Рефлексия деятельности- Кому интересно было работать на уроке?
- Чем запомнилось занятие?
- Какие трудности испытывали?Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:
понимают значение знаний для человека и принимают его.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕстр. 46 – 48 –читать, отвечать на вопросы
подготовка индивидуальных сообщений о необыкновенных растениях нашей планеты
разработка вопросов проверочного теста по изученной теме к следующему уроку
Список использованной литературы
1)Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч. 1. / А.А. Плешаков. 5-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2004.
2)Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетардь для учащихся 2 класса начальной школы. 14-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008 – 48 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://art-orenburg.narod.ru/nature2.html
http://stendzakaz.ru/list.php?table=k_om3&page_title=%CE%EA%F0%F3%E6%E0%FE%F9%E8%E9+%EC%E8%F0.+3+%EA%EB%E0%F1%F1
http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/okruzhajushhijj-mir.html
http://nnm.ru/blogs/BlackWolfik/wonderful-plants-wallpapers/
http://freeloadsite.info/page/717/
http://www.gal.oi-music.ru/ob/full/76381-ob
http://www.azbuka42.ru/index.php?productID=96555
http://www.goodfon.ru/wallpaper/389338.html