План — конспект урока математики Арифметические действия над положительными и отрицательными числами (6 класс)
План – конспект урока
" Арифметические действия над положительными и отрицательными числами "
Ахметова Резеда ИльдусовнаМБОУ города Нижнекамска «СОШ №19»
Учитель высшей квалификационной категории
Математика
6 класс
«Арифметические действия над положительными и отрицательными числами»
Виленкин и др., «Математика 6» , учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2012 г.
Цели:
-образовательные:
обобщение знаний учащихся по теме и проверка умений и навыков учащихся;
развитие навыков самостоятельной работы, умение оценить работу других;
- развивающие:
развитие внимания, логического мышления, аргументированной математической речи;
-воспитательные:
воспитание личностных качеств: человечности, дружелюбия, солидарности;
воспитание чувства дисциплинированности, коллективизма, целеустремленности;
воспитание у обучающихся наблюдательности; умения находить и исправлять корректно свои и чужие ошибки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний обучающихся.
Структура урока:
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Актуализация знаний и умений учащихся.
Самостоятельная работа.
Домашнее задание.
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте, друга по лицу сжатием рук, а друга по плечу - плечами.
2. Постановка целей урока.
-На экране написана тема урока, но некоторые слова пропущены.
- Догадайтесь, о каких числах идет речь? Каких слов не хватает? (положительными, отрицательными) ( слайд1); открыть слова.
- Ребята, Я зачитаю вам четверостишие, а вы попробуйте определить цели.
Числа отрицательные – новые для вас.
Лишь недавно их изучил ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки.
Учим-учим правила, готовимся к уроку. (слайд2)
(Высказывания учащихся); сделать выводы и сформулировать цель урока.
-Ваша цель на уроке: закрепить правила сложения и вычитания, произведения и деления -положительных и отрицательных чисел.(слайд 3)
Учитель: Итак, тема урока "Арифметические действия над положительными и отрицательными числами". Откройте тетради и запишите число.
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
СТРУКТУРА «ИНСАЙД-АУДСАЙД СЁКЛ» («внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами)
- Ребята, давайте повторим правила, посмотрите своего друга по лицу, запомните его. Все ученики, которые сидят под четными номерами, сформируйте внешний круг. Остальные найдите своего друга по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг.
- Я задаю вопрос и даю 20 сек. чтобы ученики внешнего круга ответили своему другу.
- Что такое целые числа? (Ученики из внешнего круга отвечают)
- -4:(-2) = (Ученики отвечают 2)
- Ребята, внешний круг почасовой, внутренний против часовой делают 2 шага и одновременно дайте «пять» другу. Встаньте лицом друг другу. На следующий вопрос отвечает внутренний круг.
-Модуль – это …
-3*(-2)= (Ученики отвечают 6, шагают 6 шагов)
- Какие числа называются противоположными? (отвечает внешний круг)
-72:(-36)= (Ученики отвечают 2, 2 шага)
- Чтобы сложить два числа одинаковых знаков, … (отвечает внутренний круг)
-4+5= (Ученики отвечают 1, 1 шаг)
-Чтобы два числа разных знаков, … (отвечает внешний круг)
2*2 = (Ученики отвечают 4, 4 шага)
- Сумма двух противоположных чисел … (отвечает внутренний круг)
- Ребята, спасибо. Садитесь.
- Теперь проверим теоретическим диктантом. Все взяли листочки с теоретическим диктантом. На этих листочках в конце каждого предложения вы должны ставить «+» если правильно, «-» если неправильно.(слайд 4)
Проверяем «+» - это 1, «-» - это 0.
Модуль - это расстояние от начала координат до данной точки.
Целые числа - это числа натуральные и им противоположные.
Числа, отличающиеся друг от друга только знаком, называются противоположными.
Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули.
Сумма отрицательных чисел всегда меньше каждого из слагаемых.
Сумма отрицательных чисел, есть число положительное.
Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
(Правильный ответ: 1010101) (слайд 5)
Напишите на листочках имя и ставьте оценку. (7 правильных – «5», 5-6 прав. – «4», 3-4 прав. – «3», 0-2 прав. – «2»), спросить у кого «5», «4» и т.д.
СТРУКТУРА «КУИЗ-КУИЗ ТРЭЙД» ( опроси – опроси – обменяйся – обучающая структура, в которой учащиеся проверяют друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме)
-Ребята, я вам раздаю карточки, в одной стороне пример, в другой стороне напишите ответ.
- Ребята, встаньте, поднимите руку и найдите ближайшую пару. Один показывает пример, другой решает, подсказывайте, научите, поблагодарите друг друга. Поменялись ролями. Ученики меняются карточками, благодарят друг друга и находят следующую пару себе и процесс продолжается. (слайд 6)
-56; -52; -48; -42; …; …
(Ответ: -38; -34. Решение: прибавить 4)
-6; -19; -24; -37; …; …
64; 32; 16; 8; …; …
6; 12; 24; 48; …; …
3; 7; 11; 15; …; …
56; 52; 48; 42; …; …
6; 19; 24; 37; …; …
-64;- 32; -16;- 8; …; …
-6; -12; -24; -48; …; …
-3; -7; -11; -15; …; …
3; 9; 12; 15;…; …
-2; -6; -18; -54;…; …
-32; -16; -8;-4;…; …
256; 64; 16; 4; …;…
1; 5; 25; 125;…; ….
-1; 7; -21; 63;…; …
13; -1; 3; -9; …; …
12; -1; 2; -4; …; …
15; -1; 5; -25; …; …
16; -1; 6; -36; …; …
- Спасибо, ребята, садитесь.
СТРУКТУРА ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (обучающая структура, в которой два ученика делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени)
- Ребята, вам дается 1 минута, чтобы заполнить таблицу.(слайд 7)
m -5 4 2 7
n -7 -5 8 -11
m+n m-n n-m n*m (Ученики решают на листочках). Листочки меняем другом по плечу. Проверяем и ставим оценку (слайд 8). 15-16 правильных – «5», 10-14 прав. – «4», 7-9 прав. – «3»,0-6 прав. –«2».
СТРУКТУРА СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ («одновременный раунд тейбл» - обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании передают друг другу по кругу)
- Ребята, сейчас будем работать в паре с партнером по лицу. На листочках надо дописать древние правила умножения. Там четыре правила, первое правило дописывайте и передаете партнеру по лицу. Таким образом, продолжаем. (слайд 9)
Друг моего друга – мой …
Друг моего врага – мой …
Враг моего друга – мой…
Враг моего врага – мой …
Друг моего друга – мой друг.
Друг моего врага – мой враг.
1)–10+(–5)=
2) 8 +(– 9)=
3) –7 + 15=
4) –5 + 3 =
5) 5 + (–1)= 6) – 7+ (– 2)=
7) – 5 + 5=
8) 21 – 21=
9) 15 + (– 14) =
Враг моего друга – мой враг.
Враг моего врага – мой друг.
+ * + = +
+ * – = +
– * + = –
– * – = + (слайд 10)
4. Самостоятельная работа. На экране зашифровано слово. Задание: решите примеры , замените ответы буквой, тогда отгадаете слово, записав его в тетради.Учащиеся выходят к доске и записывают слово на доске.(слайд 11) 9 прав. –«5», 7-8 прав. – «4», 5-6 прав. – «3», 0-4 пр.-«2».
Записав слово в тетради, ребята читают его вслух: Фибоначчи (слайд12 ). На следующем (слайде 13) короткая информация об этом ученом.
5. Домашнее задание (слайд14).
- Ребята, а когда и кем были введены отрицательные числа и нуль впервые, раньше чем в Европе? Вот вам домашнее задание найти эти сведения. Составить кроссворд из 10 слов.
6. Рефлексия (слайд 8).
Ребята предлагаю вам написать, если вам на уроке было весело и узнали много нового, то пишите на лучиках свои пожелания. Если вы устали и для вас много информации, то пишите, на каплях свои пожелания.( Метод «Солнце и туча» )- Спасибо всем.