Рабочая программа по курсу История в лицах (IX- первая половина XIX в.в.) для 7-8 классов
Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО
учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1 от г.
Руководитель МО
Шепеленко Т. А
Согласовано
Зам. директора
Шапорова Г.А.
Утверждаю
Директор школы
Г.Н.Зубова
приказ от №
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«История в лицах (IX- первая половина XIX в.в.)».
7 -8 класс
Направление историческое
Разработчик: Строкова Юлия Васильевна
учитель истории и обществознания
МКОУ Рамонской СОШ № 2,
первая квалификационная категория.
2015- 2016 учебный год
1. Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В рамках школьных курсов истории внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный курс.
Программа дополнительного образования «История в лицах ( IX- первая половина XIX в.в.)» предназначена для детей 13-14 лет, интересующихся историей России.
Актуальность программы.
Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.
Данная программа рассчитана на три года курсового обучения, отвечает требованиям образовательной программы .
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся
Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода.
Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельость самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и.т.д.
- личностно ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Цели:
осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории;
ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Задачи:
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;
способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков.
Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами истории России, предполагает большую самостоятельную работу с документами, анализ первоисточников, учит аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В курсе учитывается многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многогранность различных периодов Российской истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий.
Ориентация на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории, способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умению аргументировать свою точку зрения, знания, полученные в одной ситуации использовать в другой, развивая творческие способности.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;
представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.
Курс «История в лицах» рассчитан на 10 часов изучения в 7- 8 классе и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей Отечества с IX по первую половину XIX века.
Занятия с учащимися имеют различные формы:
1.Бесседы - диалог с детьми на определённую тему.
2.Лекции – устное изложение какой-либо темы.
3. Написание рефератов, исследовательских работ.
4.Традиционные формы работы - конкурсы, турниры, викторины.
По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов – к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки знаний; в обучении – словесные, наглядные, практические.
По характеру познавательной деятельности преобладают; объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.
Сроки реализации Рабочей программы:2015-2016 уч.г.
Структура Программы является формой представления учебного предмета, курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие структурные элементы:
1) пояснительную записку;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
6) содержание учебного предмета, курса;
7) календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса.
Структура и специфика курса:
Программа дополнительного образования «Юный кинолог» имеет модульную структуру и состоит из следующих модулей:
Введение. Роль личности в истории. Первые князья и их роль в становлении русского государства.
Александр Невский.
Иван Грозный и его современники.
Первые Романовы на Российском престоле.
Женщины на российском престоле.
Великие полководцы и флотоводцы XVIII-XIXвв.
Судьбы реформаторов в России.
Урок- зачет «Роль личности в истории»
Модуль 1 - Введение. Роль личности в истории. Первые князья и их роль в становлении русского государства – направлен на изучение спорных вопросов появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого;
Модуль 2 – Александр Невский- историческая значимость борьбы против шведских и немецких рыцарей.
Модуль 3 – Иван Грозный и его современники. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Модуль 4 – Первые Романовы на Российском престоле. Михаил Федорович (1596–1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика. Семья. Алексей Михайлович (1629–1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
Модуль 5 – Женщины на российском престоле. Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II
Модуль 6- Великие полководцы и флотоводцы XVIII-XIXвв. Ушаков Ф.Ф, Суворов А.В., Кутузов М.И., М.Д.Скобелев и др. (на выбор учащихся).
Модуль 7- Судьбы реформаторов в России. ПётрI, Александр II, Сперанский М.М., Витте С.Ю., Столыпин П.А.
Модуль 8- Урок- зачет «Роль личности в истории».
Данные модули программы дополнительного образования «История в лицах» могут реализовываться вариативно, в зависимости от запроса учащихся и особенностей годового учебного плана образовательного учреждения. Распределение модулей программы отражено в общем учебном плане.
Обучение по данной программе должно опираться на следующие принципы:
1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Диагностический принцип.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Принцип комплексности методов воздействия.
5. Принцип возрастания сложности.
6. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
7.Принцип открытости и позитивной направленности образовательного процесса.
Реализация вышеперечисленных принципов обучения в практике преподавания курса решается двумя способами:
1. Через содержание. Информация, составляющая теоретическую часть курса должна быть краткой, доступной, стимулирующей развитие логического мышления учащихся.
2. Через методы. Использование разнообразных техник не только способствует сохранению внимания и работоспособности учащихся и животных, но и во многом влияет на устойчивость эффекта обучения после его совершения. В связи с этим в обучении должны быть использованы следующие приемы и методы
а) методы словесного обучения (рассказ, беседа, объяснение), позволяющие в устной форме кратко представить конкретную тему или ее часть;
б) метод демонстрации, позволяющий проиллюстрировать учащимся наилучший способ решения задачи, учитывающий индивидуальные особенности конкретного животного;
в) игровые методы, позволяющие учащимся увидеть разнообразие подходов (способов) к решению проблемных задач;
г) рефлексивный тренинг, позволяющий учащимся анализировать собственные успехи, ошибки и пути их преодоления.
Целевые установки для класса:
Ожидаемые результаты реализации программы
Развитие познавательной активности подростка.
Высокий уровень: у воспитанника присутствует устойчивая познавательная мотивация, креативность мышления, способность к созданию новых идей, ребенок легко увлекается новыми идеями.
Средний уровень: ребенок испытывает потребность получения новых знаний, открытий для себя, новых способов деятельности, для решения поставленных задач необходима помощь, способен придумывать интересные идеи, но не всегда способен их оценить и выполнить.
Низкий уровень: у воспитанника отсутствует креативность мышления, не испытывает радость открытия, отсутствует воображение, нет навыка самостоятельного решения проблем.
Уровень усвоения исторических знаний.
Высокий уровень: воспитанник свободно владеет исторической терминологией, хорошо знает основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса, умеет находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Средний уровень: ориентируется в исторических терминах, знает основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, но затрудняется их анализировать.
Низкий уровень: слабо ориентируется в терминах, в назывном порядке знает отдельные факты, процессы и явления, с трудом ориентируется в анализе информации.
3.Уровень сформированности навыков самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
Высокий уровень: воспитанник в полной мере владеет навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;
Средний уровень: воспитанник недостаточно владеет всеми навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований. Нуждается в помощи руководителя.
Низкий уровень: воспитанник недостаточно владеет навыками самостоятельного поиска информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений; представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований., нуждается в постоянной помощи руководителя.
Уровень воспитанности
Высокий уровень: воспитанник умеет уважать чужую точку зрения, умеет слушать, не задевает интересов других людей, умеет прийти на помощь, проявляет инициативу.
Средний уровень: не всегда проявляет стремление помочь, забота о других часто на словах, не всегда проявляет инициативу, не умеет радоваться чужим успехам, не всегда добросовестно выполняет поручения.
Низкий уровень: не умеет слушать других, бывает, груб, не уважает чужого мнения.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы.
-классы-7,8
- количество учебных недель-10
На внеурочную деятельность по программе «История в лицах ( IX- первая половина XIX в.в.) » отведено 10 часов год, по 1 часу в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Программа дополнительного образования «История в лицах ( IX- первая половина XIX в.в.» предназначена для детей 7-14 лет, интересующихся историей, и носит обучающий характер. Настоящая программа « История в лицах ( IX- первая половина XIX в.в.) » направлена на ознакомление учащихся с основами современной исторической науки; способствует расширению и углублению базового курса истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, рассмотрения различных оценок современников и историков. Данная программа способствует созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения детей. Обеспечению их эмоционального благополучия, а также способствует формированию активной гражданской позиции и патриотической культуры.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
научиться пользоваться информацией;
научиться общаться;
научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты
гармонизация гуманных взаимоотношений в системе «человек – природа»;
повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.
Метапредметные результаты
способность сознательно организовывать свою деятельность учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
В результате изучения курса выпускник должен
знать/понимать:
иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
понимать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом
иметь опыт исследовательской работы.
уметь:
Анализировать и сопоставлять факты.
Работать с учебной, научно-популярной и художественной литературой.
Анализировать документы.
Оформлять сообщения, рефераты и доклады по теме, в т.ч. на основе различных источников.
Уметь увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения.
Уметь выдвинуть гипотезу и делать обобщения.
Уметь систематизировать материал.
Уметь составлять схемы, таблицы, диаграммы.
Уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).
Уметь оценивать свою и чужую деятельность.
Контрольно-измерительные материалы:
В течение учебного года проводится контроль знаний, как по программе в целом, так и по блокам с помощью игровых итоговых занятий, которые проводятся при помощи различных форм.
1.Вводный контроль: знаний анкетирование и тестирование по учёту имеющихся знаний и умений.
2.Промежуточный контроль: тестирование, викторины, решение ситуативных задач.
3.Итоговый контроль: итоговые занятия, контрольные срезы, КВН.
Показатели освоения курса
Критерии эффективности реализации
- уровень освоения программного материала;
- уровень социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся;
- участие воспитанников в городских и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
6. Содержание учебного предмета, курса.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Введение. Роль личности в истории
Первые князья и их роль в становлении русского государства.
Цели и задачи курса, основные требования, выбор тем учащимися.
Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого;
1
2
Александр Невский
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей
1
3
Иван Грозный и его современники
Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники
1
4
Первые Романовы на Российском престоле
Михаил Федорович (1596–1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика. Семья. Алексей Михайлович (1629–1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.
1
5
Женщины на российском престоле
Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II
1
6
Великие полководцы и флотоводцы XVIII-XIXвв.
Ушаков Ф.Ф, Суворов А.В., Кутузов М.И., М.Д.Скобелев и др. (на выбор учащихся)
1
7
Судьбы реформаторов в России
ПётрI, Александр II, Сперанский М.М., Витте С.Ю., Столыпин П.А.
1
8
Урок- зачет «Роль личности в истории»
1
9
Резерв
1
10
Резерв
1
Итого:
10
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№
урока
Содержание темы
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Планируемые результаты (УДД)
Дата проведения
Примечание
1.
Введение. Роль личности в истории. Первые князья и их роль в становлении русского государства.
Определение целей и задач курса, основных требований, выбор тем учащимися.
Обсуждение спорных вопросов появления государства у восточных славян; неизвестных страниц внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого;
Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
П:
знать/понимать:
определение исторической науки;
основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса;
уметь:
находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
01.09
2.
Александр Невский.
Анализ исторической личности по выработанным критериям
08.09
3.
Иван Грозный и его современники.
Составление исторического портрета, эссе, проблемные задания
15.09
4.
Первые Романовы на Российском престоле.
Анализ исторической личности по выработанным критериям
22.09
5.
Женщины на российском престоле.
Анализ исторической личности по выработанным критериям
29.09
6.
Великие полководцы и флотоводцы XVIII-XIXвв.
Анализ исторической личности по выработанным критериям
06.10
7.
Судьбы реформаторов в России.
Анализ исторической личности по выработанным критериям
13.10
8
Урок- зачет «Роль личности в истории»
Защита проектов
Л: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Р: целеполаганию, включая постановку новых целей, при образовании практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
К: устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
П:знать/понимать:
основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса;
уметь:
находить, систематизировать и анализировать информацию; выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам; владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
20.10
9
Резерв
27.10
10
Резерв
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- средства обучения:
N*a п/п
Наименование
Количество
1
ПК
1
2
Принтер
1
3
Сканер
1
4
Экран проекционный
1
5
Проектор
1
6
Аудиоколонки
1
- список рекомендуемой учебно-методической литературы
Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.
Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. – 264с.
Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.
Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.
Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.
Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.
Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство "Мысль", 1985.
Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.
Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007.
Энциклопедия Аванта +
Энциклопедии и справочники:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.
Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». - «Интерактивный мир». АО Коминфо.
Список литературы для учителя
1. Васяева, М. Н. Смутное время - время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 6.
2. Великие государственные деятели России. - М., 1996.
3. Древнерусская литература: книга для чтения. - М., 1993.
4. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. - М., 1993.
5. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв.-М., 1996.
6. История государства Российского: жизнеописания. XVIIвек.-М., 1997.
7. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - М., 1993.
8. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1.-СП6., 1993.
9. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. - М., 1990.
10. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.
11. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в Зкн.-М., 1993.
12. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
13. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. - 1996. - № 11-12.
14. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.
15. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.-№5-6
16. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.
17. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М., 1995.
18. Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.
19. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. - М., 1997.
20. Хрестоматия по истории России. - Т. 1. - М., 1994.
21. Хрестоматия по истории России. - Т. 2. - М., 1995.
22. Энциклопедия для детей: история России и ее ближайших соседей.-Т. 5.-Ч. 1.-М., 1995.
Список литературы для учащихся
1.Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.
2.Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.
3.Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.
4.Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.
5.История России в лицах. СД. Отличник.
6.История России в лицах и датах. М., 1995.
7.История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.
8.Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.
9.Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.
10.Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.
11.Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.
12.Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
13.Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.
14.Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
15.Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.
16.Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.
17.Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998–1999 г.
18.Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
19.Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.
-перечень ЦОРов и ЭОРов;
1. История Отечества 882-1917. Мультимедийный учебно-методический комплекс. Из-во СГИ. (CD)
2. История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей. Из-во
ООО «Кордиас-Медиа» 2005 г. (CD)
3. Энциклопедия истории России 862-1917. Из-во «Интерактивный мир» «Коминфо»
2004 г. (CD)
4. Аудиоучебники. Карамзин История государства Российского т.1-3.Из-во ООО «Бизнесфорт» 2006 г. (CD)
5. Иллюстрированная история Российского государства т.1-4. Фильм (DVD)
6. Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 класс. Из-во Министерство образования РФ. (CD)
7. Репетитор по истории. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». (CD)
8. Уроки по истории России VIII-XVIII вв. Кирилла и Мефодия. (CD)
9. Династия Романовых. Электронное пособие. (CD)
10. История государства Российского. Н.Карамзин. Фильм (CD)
11. История России ч. 1. (CD)
- перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: Word, Excel, Power Point, Audit Expert, Projekt Expert, ABC
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415