Урок по познанию мира на тему Разнообразие птиц


Тема: Разнообразие птиц
Цели: познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; научить определять принадлежность животного к своей группе; познакомить с основным строением птицы; воспитывать бережное отношение к природе и птицам.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся называть основной признак птиц.
Научатся узнавать птиц среди других птиц.
Научатся приводить примеры птиц.
Оборудование: стихотворение на каждую парту, перья птиц (большие и маленькие), ножницы, стакан с водой, плакат с изображением дерева, конверты с пазлами и карточки с названиями частей тела строения птиц.
Ход урока:
Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
Актуализация знаний.
- Вспомните, ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках познания мира? (о животных)
- Кто помнит, как называется наука, изучающая животных? (зоология)
- На сколько групп учёные –зоологи разделили всех животных? (на шесть)
- Давайте вспомним названия данных групп животных. Учитель называет животное и кидает мяч ученику, а ученик должен назвать группу, к которой это животное относится (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, насекомые, млекопитающие)
-А сейчас давайте проверим, что вы знаете о представителях этих групп и поиграем в игру «Да, нет». Я буду высказывать своё предположение, если вы с ним согласны - поднимаете зелёную карточку, если нет - красную.
Итак, начинаем: (игра «Да, нет»)
-Собака, медведь, рысь относятся к группе зверей. (да)
-Все птицы могут летать (нет)
-Тело пресмыкающихся покрыто шерстью (нет)
-Мухи, бабочки, комары относятся к группе насекомых (да)
-Паук-это насекомое (нет)
-Рыбы -это земноводные, потому что могут жить и на земле и на суше (нет)
- Тело рыб покрыто чешуёй и у них есть плавники (да)
-К земноводным животным относятся лягушки, жабы (да)
- Ящерицы, змеи, крокодилы -это пресмыкающиеся животные (да)
- Кошка – это млекопитающее, потому что кормит котят молоком (да)
3. Самоопределение к деятельности.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
(И.С. Никитин)
- Подумайте, о каких гостях говорит поэт в своём стихотворении?
- Почему вы так решили?
- Докажите свои предположения строками из стихотворения.
-Кто догадался, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).
- Чему сегодня на уроке вы должны научиться? (различать птиц по их характерному признаку, научиться называть части тела птицы, знать особенности жизни некоторых представителей этой группы животных)
4. Изучение нового материала. (деление на пары: разрезанная карточка с названием птицы: дя – тел, скво – рец, ле - бедь)
1. Работать будем в паре.
Правила при работе в паре (на доске)
Ассоциации к слову птица.
ПТИЦА

2. Послушайте такую историю:
«Однажды вечером я гуляла по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумала я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»
Проблемный вопрос:
-А вы ребята как думаете? Можно ли курицу, бабочку, летучую мышь, белку-летягу отнести к группе птиц или нет? (ответы детей)
- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
- А можно ли по этой причине их отнести к одной группе?
-Какое из нарисованных животных птица? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных животных перьев нет.)
- Курица летает плохо, но учёные-орнитологи её относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы это перья. Умение летать не является главным признаком группы.
3. Практическая работа.
- Давайте познакомимся со строением птицы. Рассмотрите строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? А форма тела птицы вам ничего не напоминает? Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.
Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.
У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка, между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.
Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
Учебник СТР.87
- Каких птиц ещё видите на рисунке?
Все ли это птицы? Почему? Докажите.
(Тело покрыто перьями, значит, они птицы.)
Электронная физминутка «Цыплёнок»
Практическая работа.
1.Закрепление нового материала.
- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи? (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.)- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их.
- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)
- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое), вот поэтому оно такое лёгкое.
- Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)
- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
А знаете ли вы, что раньше в старину, когда не было таких шариковых ручек, как сейчас, люди для письма приспосабливали как раз птичьи перья. Наиболее удобное и крепкое было гусиное перо. Его обрабатывали специальным способом , а при письме это перо макали в специальные чернильницы, в которых были чернила, а затем уже писали по бумаге. Таким пером сочиняли свои прекрасные произведения многие великие русские поэты и писатели, в том числе и Александр Сергеевич Пушкин.
Вывод:
- Итак, мы выяснили, что тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.
2.Беседа.
- А какая птица говорит о себе так?
И петь не пою,
И летать не летаю.
За что же тогда
Меня птицей считают?
(Страус)
- Попробуйте ответить на вопрос страуса. (Тело страуса покрыто перьями.)
- Сейчас послушайте, очень интересную информацию об этой загадочной птице.
(Страус —это нелетающая птица, зато он самый быстроногий бегун в мире. Он может бегать со скоростью 120 километров в час. Одно яйцо африканского страуса выглядит так, как 20—25 куриных яиц вместе и
весит более килограмма. Скорлупа яйца настолько твердая, что ею можно пользоваться как посудой. Яйца страуса употребляются в пищу и признаются деликатесом.
Удар лапы африканского страуса значительно сильнее удара лошадиного копыта. Но в случае его нападения достаточно поднять на палку фуражку, чтобы эта птица немедленно отступила. Оказывается, страус нападает только на тех противников, которые ниже его ростом.)- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой? (пингвин)
- Почему это животное тоже относят к птицам? (Тело покрыто перьями.)
-У этой птицы есть одно сходство с нами, людьми- они тоже своих малышей-детёнышей отправляют в детские сады.
(Пингвин - единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя. Их птенцы, по мере развития, начинают съедать от до 1 кг пищи в день. Поэтому, чтобы прокормить детёныша, на охоту отправляются уже оба родителя, а своего малыша они оставляют в «детском саду».  Часть взрослых пингвинов охраняют их от нападения хищных птиц. Тысячи птенцов черной толпой стоят, прижавшись друг к другу, и брат брата согревает. Возвращаясь, родители по голосу отыскивают своего птенца и кормят только его.)Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу, за активное участие, за ваши улыбки, за вашу поддержку. Давайте немного оживим это спящее дерево и разместим разных птичек:
-Если вам на уроке было интересно, вы с удовольствием выполняли все задания - то поместите на дерево розовую птичку.
-Если вам что-то было непонятно, и было сложно выполнять какие-то задания- синюю птичку.
-А если вам было скучно и неинтересно - жёлтую птичку.
-Спасибо всем за урок!
Домашнее задание: стр. 87-88, стр.18 в рабочей тетради, подготовить сообщение об интересных фактах из жизни птиц, фотоальбом о птицах