Урок на тему: Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. (11 класс)


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 29
Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи.
Специфика русского модерна в музыке
(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Учитель русского языка, литературы, МХК
Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: урок-панорама.
Цели урока:
Развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей стиля модерн.
Задачи:
Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство со спецификой и образной системой стиля модерн.
Развитие у учащихся умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал.
Постижение мировоззренческих акцентов искусства модерна, воплощенных в произведениях М.А.Врубеля.
Эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Слово учителя.
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Изучение нового материала.
Тема «Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи» не только завершает двухчасовой цикл, посвященный искусству модерна, но и подводит итог раздела «Художественная культура второй половины 19 – начала 20 века».
Итак, модерн…
- Что означает слово «модерн»? (новый, современный).
- Когда и в связи с чем появился этот стиль? (Конец 19 – начало 20 века; это реакция на эклетику в архитектуре, попытка синтезировать все предшествующие традиции: античности и Средневековья, классицизма и романтизма, Запада и Востока).
- Что стало знаковым выражением стиля? (волнистая линия).
- Что своим культом провозгласило искусство модерна? (красота, цельность художественного образа).
- Приведите примеры:
1) В архитектуре: «Бетховенский фриз» Густава Климта в г.Вена.
2) Особняк Тесселя в Брюсселе Виктора Орта.
3) Ярославский вокзал в Москве Федора Осиповича Шехтеля.
4) Собор Святого Семейства в Барселоне Антонио Гауди. Готический по формам, но модерновый по духу, ое напоминает больше карнавальную мистерию, чем религиозную святыню.
Учитель: «Чтобы настроиться на восприятие русского модерна, отличного от модерна европейского, обратимся к Д.С.Лихачеву, который отечественную культуру рубежа 19 – 20 веков уподобил «нервному пламени свечи, которое вспыхнуло ослепительно феерическим светом перед тем, как погаснуть навсегда. Этот период расцвета литературы, искусства и религиозной мысли, названный Серебряным веком, обнаружил устремленность к вечному в мире явлений и жажду духовной красоты». Манифестом времени стало стихотворение Н.С.Гумилева «Солнце духа» (чтение стихотворения).
Поиск духовной красоты, выйдя за пределы прозаической действительности, сосредоточился в области художественной фантазии, что способствовало возрождению интереса к мифологии, легенде, сказке.
- Вы уже знакомы с творчеством В.А.Серова. назовите его произведения, известные вам. («Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы»).
Как вы видите миф в его творчестве? (В.Серов приобщается к мифотворчеству путем претворения в живописной форме старых мифов).
М.А.Врубель (1856 – 1910) создавал новые мифы и новый преображенный мир. (Слова на доске).
- Вместе с М.Врубелем создаем героя, образ которого всецело взят из искусства (Собираем пазл «Демон») – работа в парах.
Доклад учащегося о Демониаде Врубеля. (приложение 1).
В эту картину был влюблен А.Блок, назвавший ее символом нашего времени. Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому Демону: «Он был похож на вечер ясный – ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».
В конце 1890-х годов с Частной оперой Саввы Мамонтова, где пела Надежда Забела, жена Врубеля, активно сотрудничал Николай Римский-Корсаков. Одна за другой на сцене театра поставлены его произведения «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». Надежда Забела выступала в заглавных ролях и вскоре стала любимой певицей композитора. Врубель не был в стороне от всего этого, привлеченный Мамонтовым к постановке в качестве театрального художника.
«Царевна-лебедь». Толчком к созданию «Царевны-лебеди» послужило фотоизображение Надежды Забела в театральном костюме. Но в отличие от оперного (и пушкинского) прототипа, утрачивающего чары, чтобы стать жизнерадостной девицей, Врубель избирает для своей героини участь царицы ночи, берегущей свою призрачно-печальную сказку. Из глубины веков открывается Врубелю чудесное. Как настоящий язычник, он воспринимает природу магически. Каждое событие, предмет в ней когда-то родились из хаоса небытия. Врубель дает возможность приоткрыть дверь в заповедник хранимых им преданий старины, чтобы удивить ими, но не объяснить. Многие критики отмечали саму «нематериальность» живописной материи, каким-то чудом выраженную художником. Великий Врубель запечатлел здесь момент преображения. (Зачитать – «Сказка в русской живописи», с.16-17). В своих произведениях Врубель обращается к легендам и мифам разных народов.
«Пан». Пан-персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор. Одновременно ночь у него здесь становится типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, а сам Пан. Божество лесов и полей, выступает ее символом.
Заметим, что сам Врубель в качестве главной причины появления этой работы называл впечатление, произведенное на него рассказом Анатоля Франса «Святой сатир».
Разбор природы на картине «Пан».
Пан, взглянув на нас своими светлыми глазами, словно бы дает нам свой наказ: «Умейте радоваться жизни! Я влюблялся, страдал, но я умел радоваться, я был счастлив1 не забывайте обо мне! Любите жизнь!»
О творчестве М.А.Врубеля можно говорить часами. Я думаю, мы все-таки достигли поставленной задачи.
- Какой? (Увидели, что Врубель создавал новые мифы и новый преображенный мир).
Дарование Врубеля М.А.многогранно. он – живописец, прекрасный портретист, только портретов жены – 7. Он – скульптор, он – керамист – более 200 керамических работ, прежде всего выполненных в Абрамцево, он – дизайнер.
Кончина Врубеля последовала 14 апреля 1910 года. Недооцененный при жизни, он в следующем столетии превратился в культовую фигуру русской живописи. Провидческий дар его искусства, открывший новый принцип восприятия и художественного воплощения мира, был уже всем очевиден.
- Как вы думаете, почему М.Врубель продолжает оказывать такое воздействие на нас сегодня? (После творческих дерзаний М. Врубеля стали возможны любые эксперименты в искусстве).
- Итак, что же представляет собой искусство второй половины 19 – начала 20 века? (учебник, с.185 – зачитать).
4. Рефлексия. Итоги урока.
5. Домашняя работа. Выучить урок 29. Вопросы 1-2, с.185

В.А.Серов. «Одиссей и Навзикая» (1910)