Методическая разработка темы «Развитие разных сфер восприятия на уроках русского языка, литературы и мировой художественной культуры».
«Развитие разных сфер восприятия на уроках русского языка, литературы и мировой художественной культуры».
Актуальность темы определяется необходимостью внедрения современных технологий обучения в практику работы школы, что обосновывается необходимостью реализации государственных образовательных стандартов, которые предъявляют новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Это осложняется тем, что современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. На мой взгляд, причина этого кроется в недостаточно высоком уровне развития мышления, памяти, воображения. В педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных способов средств активизации познавательной деятельности учащихся. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности. Основу такой его организации составляет совокупность методов и приемов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности:
- индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский метод (приемы и средства стимулирования учения), а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей;
- сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез;
- перенос знаний в новую ситуацию;
- поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы;
- планирование исследования; оформление результатов исследования).
Уверена, что этого невозможно добиться без использования межпредметных связей. Необходимость наличия связи между предметами диктуется дидактическими принципами обучения и воспитательными задачами, которые ставятся перед школой.
Об этом говорится и в Концепции школьного филологического образования.Русский язык и литература. Проект.
Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые я опиралась при написании данной работы
В.Асмус «Вопросы теории и истории эстетики», В.Г.Маранцман «Читательское восприятие школьников и анализ произведения в школе», Л.С.Выготский «Психология искусства», В.Оконь «Введение в дидактику», Н.И.Кудряшев «Взаимосвязь методов обучения на уроке» Самарин Ю.А. Очерки психологии ума
Авторы признанают рефлекторно-ассоциативную природу мышления, что определяет понимание процесса усвоения знаний школьниками как процесс формирования сложной системы ассоциаций, отражающих связи между предметами и явлениями реальной действительности. Центральная нервная система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его характера, но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей. Таким образом, усвоенные ранее знания, привлекаемые учителем или учениками при изучении нового материала, выступают в роли дополнительных раздражителей, оказывая влияние на функциональное состояние участков коры больших полушарий головного мозга, связанных с предстоящей деятельностью учащихся по усвоению новых знаний. Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.
В разработке психологических основ межпредметных связей большая заслуга принадлежит профессору Ю. А. Самарину, доказавшему, что ассоциация (связь) должна лечь в основу изучения умственной деятельности человека. Межсистемные (или межпредметные) ассоциации (включающие в себя внутрипредметные), позволяют человеческому уму отразить многообразные предметы и явления реального мира в их единстве и противоположности, в их многосторонности и противоречиях. Поэтому межсистемные или межпредметные ассоциации приобретают первостепенное значение в формировании ума человека. В этом отношении очень ценным для практики является положение, выдвинутое А. А. Смирновым, который считает, что важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Он также отмечает, что в обучении важно не только изучение нового, не только сообщение или указание на уже известный материал, а приучение учащихся самостоятельно находить ранее известное, сопоставлять и соотносить вновь с тем, что уже известно. Все эти задачи решаются наряду с главными — развитием интереса к знаниям и дидактически правильной организацией всего процесса изучения нового. Межпредметные связи включают учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер (абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и т. д.) и таким образом расширяют область предметного познания. На уроках литературы сложно обойтись без межпредметных связей (театр, живопись, музыка, русский язык, киноискусство, история, география, археология и т.д.). По мнению В.Г. Маранцмана, "включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущения того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора". Они привлекают внимание, создают разрядку, пробуждают интерес. Таким образом смежные искусства могут усилить переживания, субъективную сторону разбора. Используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке литературы позволяет «озвучить» и «оживописать» текст, пробудить у читателей целую гамму чувств и ассоциаций.
Цель профессиональной деятельности: активизировать процессы мышления, воображения через использование в учебном процессе межпредметных связей, повысить творческую активность, развить интерес к исследовательской деятельности.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее. Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях.
Межпредметные связи в развитии разных сфер восприятия я использовала давно, как и многие учителя русского языка и литературы, но это не было систематической работой, имело фрагментарный характер
Основными видами устных работ в 5-9 классах являются пересказ, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная), отзыв и др., письменных: развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым произведением, сочинение небольшого объема и др. На уроках литературы учащиеся вспоминают изученные стили речи, языковые особенности характерные для итого или иного стиля, учатся понимать их роль в изучаемом художественном тексте (эпизоде), находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их. Так, к 8 классу учащиеся уже знают смысл таких понятий, как гипербола, сравнение, эпитет, аллегория, олицетворение и др. В 8 классе на примере рассказа Л.Н. Толстого более подробно знакомятся с понятием «антитеза», развитие понятия о стиле писателя предполагается при изучении произведений в 9 классе. В старших классах межпредметные связи осуществляем через комплексный анализ художественного текста, так как именно в 10-11 классах происходит закрепление и углубление знаний по всем разделам языка, расширение знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой.
В 10-11 классах круг возможных «друзей» русского языка и литературы расширяется, в учебный план входят такие учебные дисциплины, как МХК и текстоведение, что даёт ещё больше возможностей для достижения цели обучения.
Жанры живописи легко соотносимы с целым литературным произведением или с отдельными составными элементами. Так пейзаж можно сопоставить с пейзажной лирикой или с описаниями пейзажа в эпических произведениях. Живописный портрет нетрудно соотнести с описанием портрета героя в литературном произведении. Интерьер способен конкретизировать читательские представления об описании обстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическому жанру, предоставляют возможность сопоставить изображение животных мастером пластического искусства с их описанием в художественных произведениях. Использование картин исторического жанра позволит преодолеть неполноту представлений учащихся об эпохе. В начале такого урока проводим словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Стараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал). На уроках использую различные иллюстрации к изучаемым произведениям, репродукции картин, созданных на мотивы литературных произведений, картины, созданные самими писателями (картины М.Ю. Лермонтова, зарисовки А.С. Пушкина и др). Данный материал является своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Иллюстрации, картины ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы.
Ярким примером использования живописи на уроках литературы могут служить иллюстрации к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, репродукции картин известных художников. Так «зарисовкой» к уроку по произведению Ю. Казакова «Тихое утро» может служить картина И.И. Левитана «У омута», изучая поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин», можно использовать картину Ю.М. Непринцева «Отдых после боя», цикл уроков по произведениям Н.А. Некрасова, посвященного крестьянам, можно сопровождать циклом картин художника А.Г. Венецианова: «На пашне. Весна»…
Изучая поэтические произведения, посвященные теме природы, мы также используем различные иллюстрации и репродукции картин. Как правило, на таких уроках чтение стихотворений учителем и учащимися сопровождается еще и музыкальными зарисовками. Это может быть музыка для релаксации или лирические мелодии классических авторов.После прослушивания и прочтения напоминаем ребятам, что истинная красота не кричит о себе, что ее необходимо увидеть самим и предлагаем им проговорить или записать в тетрадь свои ощущения (тепло, легкость, тишина, грусть, свежесть и др.), цветовую гамму стиха (темная зелень, синева неба, серебро озер и др.), увиденные предметы (сосны, трава, радуга, жаворонок и др.). В парах школьники находят и выписывают эпитеты и метафоры, которые помогают создать поэтическую акварель, пытаются соотнести их с особенностями акварельных красок. Такой прием позволяет школьникам убедиться, что палитра поэта и палитра художника совпадают в своих настроениях, то есть природа акварельных красок и лирики одинаковы в цвете. Такие художественные параллели приближают учащихся к пониманию мироощущений поэта, художника, композитора (если параллельно рассматривается музыкальное произведение). Учащиеся понимают, что каждый из авторов ищет из окружающей природы точные зримые соединения красок, звуков и света, привлекает слуховые образы в своей сфере искусства.
Восприятие художественных, литературных и музыкальных произведений побуждает к мыслительной деятельности, развивает такие мыслительные приемы школьников, как анализ, синтез, обобщение, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении. Размышляя рационально – логически, учащиеся легче постигают логику сложных вопросов в изучении произведений, "достраивают” размышления автора, благодаря проводимым аналогиям. Все это является залогом активно – творческого восприятия произведений, которые предлагаются для изучения в старших классах.
Новизна и практическая значимость
Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и вопросы на межпредметной основе, исторические экскурсы, сравнения. Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе внутрипредметных связей и дает заметные положительные результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания.
Все усилия учителя, направленные на сближение школьного изучения литературы с законами художественного творчества, помогают ученикам овладеть методом претворения литературного текста в других видах искусства. Развивая образное мышление школьников, этот метод служит способом эмоционального акцентирования текста, побуждает углублённо прожить текст и содействует развитию читателя. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Межпредметные связи помогают ученику видеть богатство и разнообразие мира.
Немаловажную роль в осуществлении взаимосвязи предметов и разных видов искусств на уроке играет использование технических средств обучения и информационные технологии. С помощью новых технических средств обучения можно представить на уроке самый обширный и разнообразный материал ( текстовый, визуальный, аудиовизуальный и др), сделать любой текст озвученным, познакомиться с дополнительной информацией по интересующей теме в сети Интернет, обратиться к разным справочным материалам, найти текст любого художественного произведения (если он не доступен в школьной или сельской библиотеке), проводить заочные экскурсии по литературным местам ( ведь у многих ребят нет возможности выехать с родителями в города и посетить музеи) и многое другое. Все эти возможности использую при подготовке и проведении своих уроков сама, а также приобщаю к подборке материала и созданию творческих работ с использованием информационных технологий своих учащихся.
Результативность опыта
О результативности этого опыта свидетельствует качество письменных работ по литературе и анкетирование учащихся.
Учащимся были предложены вопросы:
1) Каким видам деятельности на уроке вы отдаете предпочтение?
2) Какие приемы сложны для вас? Помогают ли эти приемы стать творческими читателями?
3) Как вам больше нравится выполнять задания индивидуально или по группам?
4) Что запомнилось из изученного в этом году?
Анализируя ответы учащихся, я вижу, что ученики 5-8х классов предпочитают творческие виды чтения (ролевое, выразительное). Это связано с особенностями возрастного развития (по читательскому восприятию это период «наивного реализма» и «нравственного эгоцентризма»), а с другой стороны свидетельствует о развитой эмоциональной отзывчивости читателя (эмоций и воображения). Отвечая на вопрос о формах работы на уроке, предпочитают групповую работу, отмечая взаимопомощь и поддержку товарищей, что позволяет судить о сформированности навыка речевого взаимодействия.В ответах учащихся старшего звена больше выражено личностное начало: отмечая интерес к групповой работе, старшеклассники предпочитают индивидуальные вопросы и задания. Отмечают прием сопоставления разных видов искусств. Отвечая на 2 вопрос, пятиклассники говорят, что им не сложно выполнять задания, развивающие ученика как читателя, что все очень хорошо запоминается, потому что в работу читателя включаются эмоции и воображение. Семиклассникам сложнее справляться с таким типом заданий, потому что кроме воображения и эмоций теперь требуется и интеллектуальная работа. Ребята отмечают значимость этих приемов для понимания текста. 8-классники увидели связь этих приемов с хорошими оценками за письменные работы. Такие задания облегчают понимание текста. Десятиклассники предпочитают сопоставление художественного произведения с другими видами искусства, что дает более полное понимание специфики литературного произведения.
Вывод
Я стремлюсь использовать эти приемы системно, учитывая приемственность и уровень сложности, как внутри приема, так и во взаимодействии; учитывая специфику текста и возрастные особенности учащихся. Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята, ученики с низким уровнем мотивации пытаются подключиться к общему разговору. Да, уроки, на которых встречаются разные школьные дисциплины и разные виды искусства требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности.