КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
АНТИПОВА Н.И. учитель английского языка
МБОУ ЛИЦЕЙ №1 им Г.С. Титова
2015 г.
Метапредметные результаты обучающихся –это результаты деятельности на разных учебных предметах , применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную ( жизненную) деятельность. Таким образом в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который от роли ментора переходит к роли тьютора.
Типология требований к результатам обучения- ведущая составляющая ФГОСов. Личностные и метапредметные результаты достигаются через освоение всех предметов. Типология требований проводится по следующим основаниям:
Направленность на содержание конкретного учебного предмета и универсальность результатов образования
Возможность проверки результатов образования с помощью кимов.
Одни требования отражают результаты начального общего образования, другие – основного общего образования. В области гуманитарных предметов следует освоить первоначальные знания, овладеть элементарными способами анализа явлений языка, быть способным выражать свои мысли. Требования, отражающие общеучебные( метапредметные) умения обучающихся делятся на несколько групп: познавательные умения, коммуникативные, регулятивные, эмоционально-ценностные, практико-образующие. Таким образом метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения предметных задач. Личностные и метапредметные результаты достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу.
Метапредметный подход увеличивает эффективность работы детей. Модель выпускника школы Умение учиться-выпускник начальной школы. Умеющий учиться- выпускник основной школы. Социально- активный – выпускник среднего звена.
Метапредметные образовательные результаты предполагают уверенную ориентацию в разных предметах, владение информационным моделированием, широким спектром умений и навыков, использующих средства ИКТ, владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведением виртуальных экспериментов, основами взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Существуют определенные критерии метапредметных уроков, которые выстраиваются вокруг мыслительной деятельности, организованности, например, знание, проблема, задача, смысл. Все они имеют деятельностный, а поэтому универсальный( метапредметный) характер.
КРИТЕРИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА
Виды образовательной деятельности учащихся на уроке
1.познание
2. создание учебно- личностного продукта
3. самоорганизация предыдущих видов деятельности
1.2. Проявление качеств личности учащихся на уроке
1.познавательные качества
2. ценностно-смысловые качества
3. методологические качества
2. Выбор фундаментального образовательного объекта
3. Формулирование целей
3.1.предметные цели
3.2.метапредметные цели, направленные на расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту
3.3. личностные
4. Разработка образовательной ситуации урока
4.1. инициирование процесса познания
4.2. проблематизация
4.3. поиск методов разрешения проблемы
4.4.трансформация незнания в метазнание
5. Определение способов оценки результатов урока и рефлексии учащихся хода урока в результат собственной деятельности
6. Разработка структуры урока
7. Домашнее задание
В метапредметной теме необходимо учитывать возраст, степень обучения учащихся. Например, метапредметная тема « Общество и среда» , в 5 классе при изучении темы « В аэропорту» .Кроме лексико- грамматических навыков учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой среде. Необходимо четко различать метапредметный и интегрированный уроки. По своему характеру они предполагают следующее :
Метапредметный урок применяет знания и на других уроках .Предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности. Интегрированный урок обогащает опыт. Позволяет конкретизировать знания, умения, навыки, применять их на практике. Для этого урока отобрано содержание, базирующееся на метапредметном материале.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучению английскому языку следует учитывать, что ученики для себя найдут ответы зачем учить язык . Язык должен осваиваться осознанно. Основная педагогическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для учебных действий на уроке. Новая ситуация определяет и новые требования к конечному результату – формированию компетентности. А теперь уже к метакомпетентности. Это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект обучения. Это достигается через содержание обучения, использование мультимедиаприложений, задач на разные типы чтения, аудирования. Мы учим разным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики, эти же навыки могут использоваться при чтении любых текстов, в любой области знаний. Специфика иностранного языка, как предмета, реализует межпредметные связи с русским языком и литературой, историей, географией, информатикой и т.д. А, значит, формирование метаумений становится задачей любого обучения.