Методический материал по теме Применение педагогических инновационных технологий в образовательном процессе на материале мировой художественной культуры.
Применение педагогических инновационных технологий в образовательном процессе на материале мировой художественной культуры.
Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в области «Искусство». Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс «Мировая художественная культура», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.
Особенно актуален этот курс для подростков. Сегодня переосмысливаются идеи развития творческой личности, в том числе в подростковом возрасте, преодоления отчужденности подростка от педагогического процесса, гуманизации и демократизации педагогических взаимоотношений, подростка и учителя, оптимизации деятельности последнего. С учетом роли гуманитарных дисциплин важным звеном является курс МХК. Он раскрывает историю, виды искусств, творческие достижения разных стран и народов, историю стилей и жанров, отдельные проблемы художественного творчества. В центре современного образовательного процесса находятся взаимосвязи между видами и явлениями искусства, его проблемами, теориями, в контексте целостного гуманитарного знания.
Одной из первых задач в изучении МХК является раскрытие перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей художественно-образного языка искусства. Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания МХК как предмета эстетического цикла. Главным в методике становится развитие способности восприятия, понимания языка искусства, его роли в жизни людей, воспитание читателя, зрителя, слушателя, обогащение его духовного мира в процессе общения с прекрасным.
Специфика методики преподавания мировой художественной культуры и ее основные принципы заложены в программе и основаны на единстве закономерностей искусства и его восприятия.
Спецификой содержания преподавания мировой художественной культуры является передача учащимся опыта художественной деятельности человека, воспитание эстетической культуры и развитие образного мышления как необходимых личностных качеств.
В процессе формирования эстетической культуры личности предполагается организация трех видов деятельности учащихся:
- непосредственное знакомство с художественными произведениями;
-приобретение необходимых искусствоведческих знаний;
- собственная художественно-творческая деятельность.
При этом в качестве основных образовательных задач выдвигаются:
- развитие эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности и художественного вкуса;
- совершенствование эстетического образования школьников в целом.
Концепция преподавания предмета базируется не только на формировании определенных знаний в области истории художественной культуры, но и в формировании умений и навыков общения с шедеврами мирового искусства, «прочтения» их, в развитии его художественного вкуса, понимания закономерностей развития искусства и культуры, развития ассоциативных и интегративных связей между различными искусствами в процессе их становления и развития.
Наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий. В качестве источников информации могут быть книги, журналы, энциклопедии, газеты, а так же электронные источники (CD диски, электронные энциклопедии, Интернет).
Курс МХК в школе необходим для того, чтобы познакомить учеников с основными шедеврами художественной культуры, биографиями ее творцов, историей художественных стилей и т.д. Такой подход можно условно обозначить как знание-ориентированный. Его сторонники отдают приоритет трансляции информации от учителя к ученику (возможно, в очень яркой и запоминающейся форме). Незаменимый помощник в этом процессе – «традиционный» учебник, 80% объема которого занимает текст (основное содержание курса), а также вопросы и задания, в основном, репродуктивного характера. Такой учебник для школьника – непререкаемый авторитет, источник знаний, предоставляющий минимум необходимых средств для полного их усвоения.
Другой, менее распространенный, подход к преподаванию МХК – личностно-ориентированный. Его сторонники исходят из понимания мировой художественной культуры как уникального педагогического средства развития личности ученика, становления его ключевых компетенций. Искусствоведческая информация в контексте этого подхода – лишь вспомогательный материал для развития ребенка, а учебники и УМК – базовые инструменты организации самостоятельной продуктивной деятельности учеников, способствующей их творческому становлению и формированию мировосприятия.
Одним из важнейших направлений в модернизации системы образования в области мировой художественной культуры является совершенствование методики преподавания предмета. Новизна подходов к проблеме преемственности в области художественного образования на разных ступенях обучения заключается в том, что в новом стандарте реализуется идея непрерывного художественного образования на всех ступенях образования с учетом возрастных приоритетов учащихся: от целостного восприятия искусства, через анализ целого и углубление в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность к синтезу целого на новом уровне в курсе «Мировая художественная культура». Не менее важно обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения мировой художественной культуры, например проектную деятельность учащихся, которая представляет собой синтез учебно-познавательного, творческого, игрового процесса. Ее непременным условием представляется наличие заранее выработанного плана о конечном результате, промежуточных этапах (концепция, цели, задачи, ресурсы), путях реализации. При этом учебная проектно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована не на научный результат, а на развитие интереса к творческой работе, устойчивой мотивации учащихся к самостоятельному поиску, анализу различной информации, умению работать с текстом (выделение главного, обработка, презентация в виде эссе, реферата, рецензии, конспекта, плана, публичного выступления), а как конечный результат – активизации личностной позиции учащегося.
Кабинет МХК также может нести разную эстетическую и смысловую нагрузку (кабинет-музей, кабинет-лекторий и т. д.). Кабинет должен обеспечивать высокий уровень изучения искусства в соответствии с педагогической концепцией учителя. Эстетическая среда кабинета в первую очередь отвечает эстетической позиции учителя, его профессиональным качествам и уже во вторую – финансовым возможностям учебного заведения (оснащение техническими средствами). Наличие методического фонда систематизируется в виде картотеки или каталога, он может включать: репродукции произведений изобразительного искусства; художественные рисунки и иллюстрации; таблицы, схемы; демонстрационный и раздаточный материалы; детские работы как результат выполнения творческих заданий. От педагога зависит, что он подберет для своих занятий и насколько этот материал будет интересным, ярким и впечатляющим для детей.
Исходя из особенностей предмета МХК, считаю необходимым использовать в своей работе следующие педагогические технологии:
- «Педагогика сотрудничества», гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили (привлекает приоритет личностных отношений, индивидуальный подход, гуманистическая направленность содержания)
-проектный метод;
- методику Л.М. Предтеченской. Ее особенностью является система художественно-педагогической драматургии урока. Цель системы - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость. Урок - это произведение искусства, и строить его надо по законам искусства. Драма как вид искусства наиболее подходит для составления сценария урока. На уроке ставится проблема и должен быть катарсис - потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.
«Взволновав, заставить задуматься», - вот главная задача методики Л.М. Предтеченской.
- метод «кейс-стади". Кейс - это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию. Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.
Основные правила метода:
контекст (описание ситуации);
факты;
определение проблемы и сути конфликта, его причин;
способы и пути разрешения конфликта;
решения по профилактике или преодолению конфликтов.
- технология «Альтернатива» (Т.А. Прищепа). Она предназначена для создания проблемной ситуации и ориентирована на тот этап в обучении, когда необходимо сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Важным этапом работы является подготовка задания. Задание должно иметь несколько вариантов истолкования, объяснения проблемы.