Метапредметные связи в преподавании литературы и мировой художественной культуры

Лобова Е.П., Лобова Т.П.
МОБУ СОШ №10 г. Нефтекамск

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ И МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В связи с внедрением новых образовательных стандартов метапредметные связи становятся неотъемлемой частью современного процесса обучения. Метапредмет является инновационной установкой, которая выводит преподавание на совершенно модернизированный уровень. По словам Л.Ф. Квитовой, «<> суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности» [1;4]. В качестве метапредметного результата обучения следует назвать уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
Процесс обучения, ориентированный на метапредметные связи, является целостным, формирующим гармонично развивающуюся личность. Обучение происходит не только на уровне рациональной формы познания мира, но и на мировоззренческом и чувственно-эмоциональном аспектах. Так, ребенок вводится в систему аксиологических и онтологических координат, аккумулирует множественность равноправных ценностных систем. Данное направление становится квинтэссенцией в современном образовательном процессе. На наш взгляд, метапредметные связи являются основополагающим ориентиром в преподавании литературы и мировой художественной культуры. Это дает возможность говорить с учащимися о смысле жизни, о нравственных и культурных ценностях, о философских категориях бытия не назидательно, а качественно, технологично. «Метапредметная цель – расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировоззренческих установок, ценностных, культурологических позиций» [2;52].
На уроках литературы ученики получают навыки анализа и синтеза текстов разных уровней сложности, осуществляют поиск проблемы, переводя ее в плоскость общечеловеческого содержания. Так, подобные мыслительные операции способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Именно уроки литературы занимают ключевую позицию в воспитании гармонически развитой личности, подобные качества ребенок может и должен применять и на других предметах, в рамках всей своей учебной деятельности. Неотъемлемым звеном этого направления являются уроки по мировой художественной культуре, потому что без обращения к культурному наследию, без осознания его уникальности, умения видеть истину невозможно сформировать у ребенка целостной картины мира. К сожалению, в средней общеобразовательной школе предмет мировая художественная культура преподается лишь в старших классах, поэтому учитель литературы уже в среднем звене вправе обращать детей к проектно-исследовательской деятельности. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.
Под влиянием изучения литературы учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, знание литературы и культуры влияет на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются устойчивые связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.
В качестве примера приведу фрагмент урока, ориентированного на метапредметные связи.
Предметна тема: «Трудно ли быть человеком? (по рассказу Р. Бредбери «Улыбка»)
Метапредметная тема: «Прошлое-настоящее-будущее: культурное наследие»
Цели:
Предметная: развитие навыков анализа литературного и живописного произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование ценностного отношения к культурному наследию прошлого, умения проецировать свою будущую деятельность во благо жизни.
Ход урока:
Эпиграф. Прежде чем бороться с далекой, отвлеченной несправедливостью, необходимо бороться с несправедливостью, совершающейся вблизи, - с той, что нас окружает и за которую мы более или менее ответственны. (Р. Роллан).
<> Формулировка темы урока.
- Что такое искусство?
- Дайте определение слову «цивилизация»
- Взаимосвязаны ли между собой искусство и цивилизация?
- Как образом это происходит?
-Почему с помощью фантастики писатель говорит о важной и реальной проблеме современности?
-Что уничтожается в рассказе? (не только создания культуры и искусства, но и качества человеческой души).
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
-Какова тема урока?
Постановка учебной проблемы.
Обратимся к эпиграфу. Выделим ключевые слова.
-Как слова Р. Роллана соотносятся с текстом рассказа? Таким образом, скажите, какая проблема поднимается в тексте. (Проблема уничтожения достижений прошлого, гибели цивилизации, ожесточения людей).
-Каков проблемный вопрос урока?
-Скажите, что представляет собой рассказ?
-Какую жанровую разновидность? (Антиутопия). Почему? Каковы ее признаки? <>
<> -Можно ли определить время действия в рассказе?
-Для чего собрались эти люди?
-Стала ли ясна их цель? (Доказываем примерами из текста).
О какой картине сказано в произведении? (Мона Лиза). <> Проектная работа ученика: «Я создал картину поистине божественную (Леонардо да Винчи).
Обращаем внимание на странное сочетание слов «искусство» и «плюнет».
-Какое художественно-выразительное средство здесь использовано? (Оксюморон). Почему?
-Какое чувство объединяет всех стоящих в очереди людей? (Усталость, недовольство жизнью, ненависть к прошлому). Во что превратился мир? В чем отличия старой и новой цивилизации, о которой мечтают. Почему автор называет человеком с душой того, кто понимает красоту? Можно ли Тома назвать человеком с душой?
-Почему именно эта картина упоминается в рассказе? Что она символизирует? Почему Том отказывается поступать как все? Что воплощает улыбка Моны Лизы? Какая она? Что символизирует кусочек холста? Как Том будет вести себя в будущем? Какова позиция автора? Какое настроение появляется после прочтения рассказа?
<> Так какова идея рассказа? Трудно ли быть человеком? Что главное в жизни?
Человек не может жить без красоты, он становится жестоким и разрушает мир. Красота несет в мир доброту, она милосердна, принимает и понимает – улыбка на картине была «таинственной и печальной». Цивилизация возродится, потому что человек с душой появился. Том отправился в город для того, чтобы увидеть картину. Она его поражает, Том начинает слышать музыку, глядя на картину. Возрождение жизни возможность силою искусства, с помощью осознания его великолепия.
-Скажите, а что в современной жизни представляет угрозу нашей цивилизации?
Проектная работа учащегося – видеоролик по теме: «Искусство вечно».
Каким образом можно сохранить красоту и гармонию нашей жизни? (Ученики читают свои рассуждения).
И нас окружает такое культурное наследие, которое мы должны беречь, хранить, чтобы донести до потомков целым и невредимым; чтобы не довести мир до катастрофы; чтобы наши дети испытывали ненависть к цивилизации. <>
Метапредметная технология способствует преодолению в сознании школьника все еще культивируемого наукой и образованием разрыва мира на отдельные предметные области. И именно на метапредметном уровне человек может приобщиться к мысли, что мир и человек при всей своей противоречивости и сложности един и целостен. Какими бы разными ни были люди (в том числе, разных народов и культур), но всех их объединяет одно желание – быть понятым. Умению мыслить, понимать и сообразно этому действовать и необходимо, и возможно учиться.

Список литературы
1. Квитова Л.Ф. Способы региональной диагностики метапредметных рузультатов // Новый образовательный стандарт. – №2. – 2010. – С.2-9.
2. Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. – Черноголовка, 1993. – 70 с.
Интернет источники:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 





15