Моделирование современного урока мировой художественной культуры через адаптацию игровой технологии в преподавании МХК
Моделирование современного урока мировой художественной культуры через адаптацию игровой технологии в преподавании МХК
(тезисы)
Нечаева Светлана Николаевна,
учитель мировой художественной культуры МОУ СОШ № 9 г. Надыма
Уроки комплексного мировой художественной культуры в общеобразовательной школе ставят перед собой широкую задачу - формирование у подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В современном обществе информационных коммуникативных технологий возникает проблема: как заинтересовать обучающихся в изучении нового предмета? Для этого в классно-урочную систему нужно внести привычные для ребенка XXI века формы деятельности – игру.
Задачи учебных игр на данный момент таковы:
- обучающиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи;
- развиваются творческие способности при решении определенных проблем;
- обучающиеся учатся занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли;
- игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
- формируется толерантное отношение к другим мнениям.
По характеру игровой методики выделяют игры: предметные, подвижные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), имитационные, игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: ролевые, деловые. Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия обучающихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разнообразными: мини-спектакль, путешествие, дискуссия, пресс-конференция и др. Чтобы пробудить интерес к теме, можно применить следующие ролевые игры: «Найди ошибку», «Кто быстрее», «Закодированный ответ», «Культура вокруг нас», «Друзья». В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры, например: «Что такое хорошо», «Добро и зло». Обучающиеся особенно любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр, например: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-смотр знаний, «Поле чудес».
Например: урок по теме «Культурные ценности» (с применением интерактивного метода – ролевой игры). Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта: а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение установленных в обществе моральных норм;
б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей. Ролевая игра - дискуссия экспертных групп. Специалисты эксперты дают оценку работе группы. В конце урока рефлексия - написание каждым учащимся «5строк»: Что узнал, какой информацией можешь поделиться. Ролевая игра, участниками которой становятся обучающиеся, способствует тому, что у четвероклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию о перспективах национальной государственной политики, утвердиться в том, что обязанности человек добровольно принимает на себя и без принуждения и бескорыстно их выполняет.
Наряду с традиционными игровыми формами (сказочно-игровой драматургией урока, соревнованиями, созданием газет и плакатов, этюдами на характерное движение) на своих уроках я использую интерактивные компьютерные игры. Ребятам очень нравится разгадывать кроссворды и вставлять пропущенные слова (метод чтения с остановками), решать головоломки.
Продуктивность применения игровых технологий на уроках мировой художественной культуры подтверждается позитивными результатами исследований удовлетворенности учащихся и их родителей условиями и качеством обучения.
Считаю, что сегодня игра, рационально сочетающая традиционный и инновационный инструментарий, продолжает оставаться главным помощником современного учителя в нелегком деле обучения и воспитания детей XXI века.
По ходу моего выступления коллегам будут предложены информационные носители с разработками игр, которые могут быть использованы на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».
·Заголовок 315