МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ» по предмету «История и культура Санкт-Петербурга»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«НАСЛЕДИЕ ЭПОХИ ПЕТРА I В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»
по предмету «История и культура Санкт-Петербурга» для 7 класса
учителя ГБОУ СОШ № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга Козуновой Татьяны Павловны
Цель урока:
Охарактеризовать нововведения Петра I в области культуры и быта и дать оценку личности Петра I.

Задачи:
-  формирование  основ общественно-политических,   гуманитарных знаний об эпохе ПетраI;
- закрепить знания об архитектурных шедеврах нашего города, умение различать архитектурные стили на примере; -   вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания; -   развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления в работе с презентацией; -  через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга;   -  способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
- организовать групповую деятельность для решения проблемного вопроса урока: «Петр I – тиран-реформатор или реформатор- основатель Санкт-Петербурга?»
Тип урока - урок «открытия нового знания».
Технология: игровая с элементами коллективной мыслительной деятельности
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, экскурсия, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point;
УМК:
История и культура Санкт-Петербурга. Ч.1. (С древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса/ Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М., Шейко (Гаврилова) Н. Г., Кораблина Ю.А.- Спб: СМИО Пресс, 2012.
Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в петербургской школе. Концепция, программы учебных курсов, образцы итоговых заданий. – СПб., СМИО Пресс, 2002.
Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. Знакомство с Петербургом – наследником мировых цивилизаций. Книга для учителей. – СПб., ООО «Триада», 1996.
Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по историческому краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. – СПб., 1997.

ЭОР:
1. http://www.museys.ru/
2. http://www.spbmuseum.ru/

Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия
Результаты





Личностные
Метапредмет-ные
Предметные

I. Мотивация

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
На электронной доске цитата
(см. приложение 1)

Кто знает, что такое ода? С какой она буквы начинается?

Послушайте оду!
(см. приложение 2)
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выбирают себе место в группе за столами:
«Петр I», «Санкт-Петербург», «Петергоф».


Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

Утверждение личности в свободе выбора
Организация учебной деятельности

Активизация знаний из области литературы

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков.
И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься  с вами на уроке?
  О чем будем говорить? Что нам сегодня предстоит ещё выяснить?

На доске эпиграф: «Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль,
при стуке топора и громе пушек» А.С. Пушкин.

Да, действительно, Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом
Формулируют вопрос (учебную
проблему) в разных вариантах.



Ответы учеников:
 наша задача:
-повторить материал о Петровской  эпохе  (понятия, хронологию, факты);

- ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?
-мы должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр:
- в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор?
Регулятивные умения:
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии.





Коммуникативные:
Планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой.

Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности.
Анализ информации

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Координирует учебную деятельность

- Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним.

- И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?




Творческое задание: 
Попробуем из составить из прилагательных образ:
- Петра I,
- нашего любимого Петербурга
- и Петергофа!

Приглашаю к доске по 2 участника от каждой группы!

Садитесь, и теперь каждая группа из этих прилагательных попробует написать оду! С какой буквы она начинается?


Ученики называют задачи, стоящие перед Петром I:
   - борьба со Швецией за восточный балтийский берег,   - завершение переустройства войска в регулярную армию,    - развитие промышленности, торговли и т.д.
- основание Петербурга.




Работают у доски, затем в группах.

- сильный - любознательный - трудолюбивый - энергичный -дальновидный,
-решительный
-волевой и др.


Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.



Регулятивные:
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам.

IV. Познание нового путём проведения экскурсии, изучения исторических документов

Координирует учебную деятельность

Организует самостоятельную работу учащихся

Организует выступление групп, обмен мнениями

Учитель: Какие же изменения в культуре и быте произошли при Петре I? Давайте посмотрим!

- Презентация
Пожалуйста, выпишите все произошедшие изменения в таблицу.
(см. приложение № 3)
Учитель: Но самым главным достижением мы, конечно же, считаемСанкт-Петербург!
Какие же архитектурные шедевры мы можем видеть до сих пор? Давайте узнаем!
-Экскурсия: Выступления представителей групп с сообщениями по теме «Архитектурные шедевры петровской эпохи»
Спасибо!
У вас на столах есть конверты с паззлами. Первая группа, собравшая паззл и назвавшая архитектурный шедевр и архитектурный стиль получает по 5 баллов, остальные по 4 балла!


Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное.

Работают в группах, обсуждают.




Выступают экскурсоводами (индивидуальная и парная работа дома).
Предоставляют классу информацию, самостоятельно подготовленную.
















Собирают паззлы.
«Кунсткамера», «Летний дворец Петра I», «Меншиковский дворец »









Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.



Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность,

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.


Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.





Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.).
Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнение данных разных источников, выявление их сходства и различия.


Накопление знаний в области архитектуры, различение архитектурных стилей.

V. Выражение решения проблемы, используя метод дискуссии
Организует диалог с обучающимися.
- А теперь подведем итог урока:
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует.
Мы в процессе повторения деятельности Петра I должны, наконец, выяснить: кто же был император Петр: - в первую очередь тиран или все-таки великий реформатор?
У каждой группы есть оценочный лист с выводами: дайте, пожалуйста оценку эпохе ПетраI!
(см. приложение .№ 4)

Реформы Петра 1 становятся предметом острых споров всегда, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, и вначале двадцатого столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия встала на путь революционного развития. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены.
И это вполне естественно: история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней.

Высказывают свои предположения.


Доказывают правильность своего ответа.

Вступают в диалог.


(Ответы уч-ся)
Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.


Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.

Организация учебной деятельности;
овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации.
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

VI Рефлексия
Задаёт вопросы о цели занятия.

- Учитель: Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы?

У вас на столах для каждого есть таблица выводов:
«Я - Петербуржец», с каким мнение вы согласны, поставьте плюс или любой другой знак. Есть также графа для вашего мнения. Я буду рада, если вы в ней выскажете свою точку зрения!
(см. приложение № 5)
Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия.

Заполняют таблицу впечатлений.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.







VII Домашнее задание
Учитель даёт на выбор учащихся:
1. Написать эссе на тему «Петр I – великий реформатор или великий тиран?»
2. Написать синквейн;
3. Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Петра I»

Личностные: личностное самоопределение




ПРИЛОЖЕНИЕ №1











ПРИЛОЖЕНИЕ№2













ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Таблица «Изменения в культуре и быте в эпоху Петра I »

Изменения в сфере:
Одежда и быт
Образование Еда
Этикет
Развлечения Жилище
Жилище Архитектура

До Петра










Эпоха Петра












ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Таблица «Преобразовательная деятельность Петра I»


Варианты оценки

Я считаю, не стоило «прорубать окно в Европу»

Я думаю, это было необходимо для развития России, но слишком быстрыми темпами

Я полагаю, что новые реформы принесли не только прогресс, но и новые проблемы в развитии России

Я считаю, что задуманное Петром реформы были неизбежны и вовремя проведены в жизнь

Я уверен, что Петр I – великий реформатор



Моя оценка












ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Таблица «РЕФЛЕКСИЯ»

Было интересно. Могу с уверенностью сказать – «Я горжусь, что я – петербуржец!»


Мне захотелось узнать больше!
Я люблю свой город!

Я понял, что хочу открывать новое в архитектурном облике города!
Любуюсь городом каждый день.

Я смогу провести экскурсию по городу. Я люблю гулять по улицам города!

Я могу рассказать друзьям много нового. Я восхищаюсь красотой Петербурга!































ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Паззл 1. Кунсткамера

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Паззл 2. Летний дворец Петра I











Паззл 3. Меншиковский дворец