Урок русского языка в 7 классе Союз как служебная часть речи
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Союз как служебная часть речи
Цели: 1) ученик должен повторить изученные ранее сведения о союзе; иметь представление о разрядах союзов; знать отличительные признаки сочинительных и подчинительных союзов;
2) ученик должен уметь отличать союз от других частей речи, различать простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы;
3) ученик должен вырабатывать навыки работы в команде и обогащать свой словарный запас.
Ход урока
Союз не что иное суть, как средства,
которыми идеи соединяются.
М.В. Ломоносов
I. Организация класса
II. Объявление темы и постановка цели
III. Актуализация
Задание классу: составить кластер с ключевым словом «Союз»
IV. Формирование новых понятий и способов действия
1. Технология «Учимся вместе» (работа в группах)
1) Изучение «Правила работы в команде»
1. Работать в группе с любым партнером.
2. Работать активно, серьезно относиться к полученному заданию.
3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнерами.
4. Испытывать чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи партнеров по команде и всего класса.
2) Задания по группам:
1 группа – Союз как служебная часть речи §52.1;
2 группа – Сочинительные союзы §52.2;
3 группа – Подчинительные союзы §52.3.
3) Выступление докладчиков от каждой группы по своей теме.
2. «Мозговой штурм»
- Что называется союзом?
- Какие союзы называются простыми (составными)?
- На какие разряды делятся союзы?
- Чем отличаются сочинительные союзы от подчинительных?
- Приведите примеры сочинительных (подчинительных) союзов.
V. Применение. Формирование умений и навыков
1) Цифровой диктант
Сочинительные – 1,2,3
Подчинительные – 4,5,6
Казахстан – древняя страна, но на современной карте мира появилась совсем недавно.
На западе и севере наша страна граничит с Россией, а на востоке – с Китаем.
Большую часть Казахстана занимают равнины, а горные хребты со снежными вершинами тянутся на востоке и юге нашей страны.
Казахстан так велик, что на его территории могли бы разместиться Франция, Португалия, Испания, Италия, Греция, Швеция, Норвегия, Финляндия вместе взятые.
На востоке Казахстана в горах растут леса, где есть березы, ели, кедровая сосна.
Восточно-Казахстанскую область не случайно считают главной кладовой страны, потому что недра области богаты полезными ископаемыми.
2) Игра «Четвертое лишнее»
А) который, при, а, так как
Б) за возле, также, под
В) среди, если, после, перед
Г) зато, чтобы, да, через
3) Творческая работа
- Написать мини-сочинение «Весна» с использованием сочинительных и подчинительных союзов.
4) Тестирование
1. Союз – служебная часть речи, которая :А) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;
Б) вносит различные оттенки в предложение или служит для образования наклонений глагола;
В) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
2. Укажи предложения с простыми союзами
А) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Б) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
В) Мы начали беседовать, как будто век были знакомы.
3.Укажите сочинительные союзы
А) как, а, и, если
Б) однако, тоже, либо, как… так и
В) что, зато, да, хотя
4. Найди предложения с подчинительными союзами:
А) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Б) Он знал, что в лесу лежат росистые тени.
В) Пока я шел, край неба заалел.
4) Составление синквейна на тему «Союз»
Союз
Сочинительный и подчинительный
Соединяет, разделяет, противопоставляет.
Союз – средство связи.
Служба.
Подведение итогов урока и выставление оценок
Информация о домашнем задании
§52, упр. 425, 426, 427 (по выбору учащихся, посильное задание)
Рефлексия