Конспект урока Простые и составные союзы
Урок №
(русский язык, 7 класс)
Тема. Простые и составные союзы.
Цели: расширить знания учеников о простых и составных союзах; развить лингвистическое мышление учащихся; сформировать информационно-учебные действия, совершенствовать навыки анализа текста.
Задачи урока:
обучающие: научить находить и разграничивать в тексте простые и составные союзы;
развивающие: развивать информативно-коммуникативные умения учащихся;
воспитательные: учить работать в парах (группах).
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: компьютер, экран.
Методические приемы: элементы анализа текста, объяснения учителя, выполнение упражнений, выразительное чтение, применение ЭОР.
Ход урока
Постановка целей и задач урока.
Лингвистическая разминка
Словарный диктант с самопроверкой:
Сделать в течение дня, получить замечание ввиду опоздания, увидеть в течении реки, игрушка вроде конструктора, ошибка в роде и склонении, отдыхать в продолжение недели, иметь в виду, вследствие травмы, ошибка в следствии, прибыть впоследствии, занятие наподобие игры.
2) Придумать предложения, в которых одинаково звучащие слова были бы разными частями речи.
3. Проверка домашнего задания. Опрос.
Рассказ о союзе как части речи.
Упражнение 314: беседа о роли и значении союзов в отрывке из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
Упражнение 316: выразительное чтение стихотворения.
Упражнение 317: беседа по вопросам; устное объяснение орфограмм и пунктограмм.
4.Изучение темы «Простые и составные союзы» Запись на доске: Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются. М.В.Ломоносов
–Записать высказывание М. В. Ломоносова о союзах в форме прямой речи
- По аналогии с тем, что вы знаете о простых и составных предлогах, скажите, чем простые союзы отличаются от составных. (Простые союзы состоят из одного слова, составные - из двух и более слов)
-Приведите примеры простых и составных союзов. (Простые: и, а, но, чтобы, если; составные: не только.. но и; потому что, так как, как…так.)Изучение нового материала Интерактивная таблица «Простые и составные союзы» Объявляет тему и цель урока. Предлагает рассмотреть таблицу, составить опорный конспект Работают с таблицей, составляют кластер 10 мин
Первичное закрепление знаний Тест «Простые и составные союзы» Предлагает выполнить задание на закрепление Выполняют задание, задают вопросы 5 мин
Рефлексия Интерактивный текст с заданиями
Работа с учебником Предлагает заполнить листы самоконтроля
Предлагает выполнить упражнение Заполняют листы самоконтроля
Выполняют задание 5мин
5 мин
Физминутка.
Тучки.
У тучек сегодня
Плохие прически, (круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а! (поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер: (наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.)
А-а-а-а а-а-а! (руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
5.Закрепление изученного. Выполнение упражнений Упражнение 318: выразительное чтение, комментированное письмо.
В этом упражнении важно показать, что место знаков препинания зависит от смыслового ударения, в некоторых случаях возможна вариативная постановка запятой:
Бабушка крепко держала меня за руку и серьезно, но вопросительно посматривала на присутствующих (,) до тех пор, пока любопытство всех гостей было удовлетворено…
Требует пояснения необычная форма союза в 5-м предложении:
Только что вы ушли, она вдруг искренно стала раскаиваться.
Важно предупредить немотивированную постановку запятой перед что, показать, как связаны между собой слова в каждом из простых предложений в составе сложного, попросить составить синонимичное предложение с другим союзом, переставив части предложения: Она вдруг искренно стала раскаиваться, как только вы ушли.
Перечень используемых на данном уроке ЦОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Интерактивная таблица «Простые и составные союзы» Мультимедиа Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/001b5fe7-06ed-4e2e-9ef1-1371625a6d23/%5BRUS7_148%5D_%5BIA_039%5D.swf
2 Тест «Простые и составные союзы» Тест Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/68890712-ccfe-40e2-85fc-21e589016765/index_listing.html3
4 Интерактивный текст с заданиями «Роль союзов»
Электронное задание «Простые и составные союзы»
Интерактивное задание
Тест Статичный текст
Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ea52abf9-af74-45da-aa1b-328e41e78985/%5BRUS7_148%5D_%5BIM http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7f15094a-6d32-494a-83c6-9df7c729e297/%5BRUS7_148%5D_%5BQS_045A%5D.html_036%5D.swf6. Итог урока.
7. Домашнее задание: электронное задание№4 , тесты индивидуальные