Доклад Применение компетентностно-ориентированных заданий с элементами якутских национальных игр на уроках физической культуры в младших классах
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абагинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е. Кралина с дополнительным обучением предметов агротехнического направления» МР «Амгинский улус (район)»
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЯКУТСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.
Федорова Наталья Афанасьевна, учитель физической культуры.
с. Абага, 2017 г.
Содержание:
Введение.
Компетентностный подход в области физической культуры.
КОЗ как средство формирование компетентностей.
Применение КОЗ с элементами якутских подвижных игр на уроках физкультуры.
Эффективность применения КОЗ.
Заключительная часть.
Введение.
Целью современного урока физической культуры в соответствии с ФГОС является не только развитие физических способностей учеников, но и формирование ключевых компетенций, необходимых для становления личности. Одним из путей формирования ключевых компетенций является использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий (далее - КОЗ). Уроки с применением КОЗ с элементами якутских национальных подвижных игр приобщают детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа, а также всесторонне развивают физические качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), морально-волевые качества, воспитывают нравственные, эстетические ценности человека. Основываясь на характерные особенности национальных видов спорта и народных игр, необходимо их применение на уроках физической культуры, так как они имеют воспитательное, оздоровительное, общеобразовательное, общеразвивающее значение. Поэтому необходимо наполнение содержания программного материала физического воспитания учащихся элементами национальных игр.
Цель: определить эффективность применения КОЗ с элементами якутских национальных игр на уроках физической культуры в младших классах.
В качестве гипотезы выдвигается следующее предположение: применение КОЗ с элементами якутских национальных игр повысит уровень физической подготовленности учащихся, создаст психологически комфортные условия обучения и активизирует развитие самосознания личности школьника, сформирует осознание принадлежности к определенной культуре.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1) изучить теоретические материалы и перспективность применения КОЗ на уроках физической культуры;
2) разработать комплекс КОЗ с элементами якутских национальных игр на уроках физической культуры.
3) проследить динамику уровня развития физических и личностных качеств учащихся младших классов.
Работа заключается в усовершенствовании педагогического процесса, основанного на системном использовании КОЗ с элементами якутских национальных игр на уроках физической культуры в младших классах, в разработке комплекса заданий.
Теоретико-методологическая база основывается на авторской программе учителя физической культуры МБОУ «Абагинская СОШ им. А.Е. Кралина» Петрова А.Е. «Сахалыы ньымаларынан оEону эт-хаан сайдыытыгар иитии программата», также использованы работы Кочнева В.П., Шамаева Н.К., Ефремовой Н.Ф.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса КОЗ с элементами якутских национальных игр на уроках физической культуры (видеозаписи). Материалы данной работы могут использоваться при проведении уроков физической культуры и внеурочных занятий, в практике работы учителей физической культуры.
Компетентностный подход в области физической культуры.
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношении к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Таким образом, компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
КОЗ как средство формирование компетентностей.
Основным средством формирования компетентностей выступают компетентностно-ориентированные задания (КОЗ).
КОЗ являются одним из способов повышения мотивации к изучению предмета, улучшению усвоения материала. Компетентностно-ориентированное задание – это, во-первых, деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвертых, имеет определённую структуру.
Структура КОЗ задается следующими элементами:
стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
формулировка задачи (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);
источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);
инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания результатов).
Составляя КОЗ, учитель должен:
осознавать, какие аспекты каких компетенций формирует (проверяет) задание;
оценивать сложность учебного материала, понимать и задавать уровень сложности задания.
Применение КОЗ с элементами якутских национальных игр позволяет формировать у младших школьников следующие основные компетенции:
Подвижные игры
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Личностные
Прыжки над жесткой травой
Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, слушать учителя
Осознать самого себя как движущую силу своей деятельности, формировать способность к преодолению препятствий, регулировать самокоррекцию.
Уметь выполнять упражнения, направленные на развитие координации движений
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения
Игра «Водопой»
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формировать умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информации
Уметь выполнять физическое движение, играть в подвижную игру «Водопой»
Развитие мотивов учебной деятельности; развитие этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости
Не упади в прорубь
Формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения
Формировать умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; контролировать свою деятельность по результату
Уметь играть в подвижную игру «Не упади в прорубь» и подводить итоги
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
Бой быков
Сохранять доброжелательное отношение друг другу; устанавливать рабочие отношения
·Формировать умение сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результату.
Уметь закаляться, играть в подвижную игру в парах
Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, формирование установки на безопасность
Прыжки по клетке
Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы
Уметь видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению учителя
Выполнять различные варианты прыжков, выполнять игровое упражнение на внимание
Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения; формирование установки на безопасность
Находить общее решение практической задачи, уважать иное мнение
Уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях
Умения рассказать о правилах игры «Невод» и уметь играть
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях
Кто поднимет худую корову?
Слушать и слышать учителя
Самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Развитие самостоятельности, технично выполнять упражнения игры «Кто поднимет худую корову?»
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование на установки на безопасность
Применение КОЗ с элементами якутских подвижных игр на уроках физкультуры.
Примерные КОЗ с элементами якутских национальных игр по физической культуре в младших классах:
КОЗ, применяемые в разминке:
Характеристика задания
«От охсору _т_кт__» («Косарь»)
Компетенция, аспект
Познавательная, личностная; развитие координации
Стимул
Лето. Покос.
Формулировка задачи
Имитировать движения косаря
Источник информации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Инструмент оценивания
Правильность выполнения упражнения
2. КОЗ, применяемые в основной части:
Характеристика задания
«Ойбонтон уулааkын» («Водопой»)
Компетенция, аспект
Учебно-познавательная, личностная; развитие гибкости.
Стимул
Вы должны попытаться достать эти 3 конуса.
Формулировка задачи
Положение в широкой стойке, руки за спиной. Вам необходимо достать конусы, не сгибая ноги. Сначала достаньте конус большого размера, затем постепенно убирайте по одному конусу. Победа присуждается тому, кто правильно и быстро достал все конусы.
Источник информации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Инструмент оценивания.
3 балла – 3конуса
2 балла – 2конуса
1 балл – 1конус
3. КОЗ, применяемые в заключительной части:
Характеристика задания
«Ойбонно уктэнии» (Не упади в прорубь).
Компетенция, аспект
Компетентность: личностные, коммуникативные
Коммуникативные: сохранять доброжелательные отношения друг к другу
Стимул
Постараться остаться последним и становиться самым сильным, ловким в классе
Формулировка задачи, источник информации
Игроки встают в круг, держась за руки. В центре круга начерчен круг (прорубь). По сигналу, игроки не опуская рук, начинают толкать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на этот круг. Наступивший в круг выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается последним.
Инструмент оценивания.
Высокий уровень – оставшиеся 4 участника.
Средний уровень – выбывшие в середине игры.
Низкий уровень – выбывшие первыми.
4. Показатели эффективности применения КОЗ.
Динамика развития физической подготовленности учащихся 3-4 классов за 2015-16 уч. год:
№
Индивидуальные подвижные игры
Уровень выполнения
в начале учебного года
в конце учебного года
рост показателей
1
«ХороS от _рд_нэн ыстаныы» («Прыжки над жесткой травой»)
23,5%
47%
23,5%
2
«Кириэс тэбии» («Прыжки по клетке»)
29,4%
88,2%
64,7%
3
«Ойбонтон уулааkын» («Водопой»)
35,3%
70,6%
35,3%
4
«К™т™х ынаEы туруоруу» («Поднятие тощей коровы»)
23,5%
58,8%
35,3%
Сдача нормативов ГТО, II ступень (возрастная группа от 9 до 10 лет)
за 2015-16уч.год :
Общее количество учащихся: 30, из них мальчиков - 13, девочек – 17.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Участие в соревнованиях за 2015-2016 учебный год:
Улусные соревнования младших школьников «В здоровом теле – здоровый дух» - 2 место;
Улусные соревнования по пионерболу – 3 место;
Улусные соревнования по легкой атлетике:
Бег на 30 м.: Охлопков Арсен – 2 место, Гоголев Коля – 3 место, Никитина Сандаара – 2 место;
Бег на 400 м.: Охлопков Арсен – 1 место, Тимофеева Диана – 2 место.
«Кросс наций»: Охлопков Арсен – 1 место, Тимофеева Диана – 3 место.
Заключение:
Применение КОЗ является доступной, интересной, способствует повышению физической подготовленности, вносит разнообразие, повышает эффективность урока физической культуры.
Использование КОЗ с элементами якутских национальных игр на уроках приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, безусловно, положительным образом отражается и на спортивных достижениях учеников.
Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся показывает, что у учащихся развиваются физические и личностные качества.
Включение национально-регионального компонента в преподавание физической культуры в общеобразовательной школе позволит более успешно решать задачи обучения учащихся жизненно важным навыкам и умениям, необходимым для адаптации в национальной социокультурной среде.
Таким образом, использование КОЗ на уроках физической культуры в младших классах поможет сформировать у обучающихся:
способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение сотрудничать;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими)
Использованная литература:
Авторская программа учителя физической культуры МБОУ «Абагинская СОШ им. А.Е. Кралина» Петрова А.Е. «Сахалыы ньымаларынан оEону эт-хаан сайдыытыгар иитии программата», 2008 г.;
Кочнев В.П. «Якутские национальные игры», Якутск, 1993г.;
Шамаев Н.К. «Эдэр ыччаты эт-хаан сайдыытыгар сахалыы ньымаларынан иитии», 1994 г.;
Ефремова Н.Ф. «Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе», М., 2013 г.;
Ефремова Н.Ф. «Компетенции в образовании: формирование и оценивание», М., 2012 г.
Прыжок в длину с места
Гибкость
Бег на 60 м.
Отжимание