Технологическая карта Образование и философия. История Средних веков. 6 класс.


Технологическая карта «Образование и философия» 6 класс. История Средних веков
Педагогические цели Создать условия для формирования представлений о развитии образования и философии в Средние века, познакомить с понятиями корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм.Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: характеризуют представления средневековых европейцев о мире, знают понятия корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, группируют исторические факты.Метапредметные:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, владеют смысловым чтением различных по сложности текстов, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений, структурируют, анализируют, систематизируют учебный материал.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности.
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Организационная структура урока Планируемые результаты Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Предметные Формируемые умения (УУД) Формы контроля
I. Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Фронтальная. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.II. Актуализация знаний Беседа по пройденному материалу -Охарактеризуйте положение балканских государств накануне вторжения турок-османов.
-Каким образом утратили свою независимость Сербия и Болгария?
-Каким образом прекратила своё существование Византийская империя? Отвечают на вопросы, приводят примеры Фронтальная Рассказывают о завоевании балканских стран турками-османами Познавательные:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Устный опрос
III. Постановка учебных задач Беседа Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. Формулируют учебные задачи Фронтальная Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. IV. Изучение нового материала Работа с учебником (п.1, с. 214) Предлагает познакомиться с представлениями средневекового человека о мире и выполнить следующее задание:
- Нарисуйте карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья. (Учащиеся главным образом должны показать схематичность представлений людей Средневековья: нарисовать карту Земли, где центр Земли – Иерусалим. Восток должен быть размещён наверху, показана гора, где находиться рай, из рая должны вытекать реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил).- Как менялись представления человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это связано? (Представления средневекового человека менялись с развитием городов и торговли, с расширением дипломатических связей, а также во время завоевательных походов. Люди воочию смогли убедиться в разнообразии мира, больше узнали о жизни людей в других странах, об особенностях климата, географии и пр.)Читают текст в учебнике, рисуют в тетрадях карту Земли в представлении средневековых европейцев, отвечают на вопросы Индивидуальная Характеризуют представления средневековых европейцев о мире Познавательные:
Используют знаково-символические средства, в том числе схемы, для структуризации материала.
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Карта, ответы на вопросы
Рассказ учителя По ходу рассказа задаёт учащимся вопрос:
- Вспомните, что подразумевает под собой обучение на основе «семи свободных искусств»?
Если учащиеся не могут вспомнить, о чём идёт речь, можно направить их к п. 5 из параграфа 2, стр. 26. Слушают учителя, делают записи в тетрадях, отвечают на вопрос Фронтальная Знают основные понятия: корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспутПознавательные:
структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
Регулятивные:
Учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале.
Коммуникативные:
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Презентация «Развитие философии в Средние века» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах Слушают учителя, делают записи в тетрадях Фронтальная Раскрывают смысл понятий схоластика, мистика. Знают философов средневекового общества Познавательные:
Строят речевые высказывания в письменной форме.
Личностные:
Понимают ценность вклада европейского Средневековья в мировую культуру. Записи в тетрадях
Работа с исторически источником «Из сочинения Роджера Бэкона» (стр. 222) Предлагает прочитать отрывок из сочинения Роджера Бэкона и ответить на следующие вопросы:
- Чем отличалось отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах? (Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, что необходимы наблюдения и опыт).
- Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон? (Он предвидел появление двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолётов, телескопа и микроскопа, очков) Изучают текст, формулируют ответы Индивидуальная Проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике Познавательные:
Самостоятельно создают способы решения задач поискового характера.
Коммуникативные:
Допускают возможность существования у людей различных точек зрения Устные ответы
V. Первичное осмысление и закрепление знаний Обобщающая таблица «Знаменитые учёные европейского Средневековья» Предлагает в качестве закрепления изученного материала заполнить таблицу Заполняют таблицу Фронтальная Проводят группировку исторических фактов Познавательные:
Осуществляют синтез полученной информации в табличной форме.
Регулятивные:
Осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности по результату.
Коммуникативные:
Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Таблица
VI. Итоги урока. Рефлексия. Обобщающая беседа Закончите предложения:
- Я приобрёл..- Я научился..- Я смог…
- Меня заинтересовало…
- Мне захотелось..- У меня получилось…
- Мне понравилось… Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Фронтальная Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.
Личностные:
Понимают причины успеха в учебной деятельности
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание Учебник, параграф 26; записи в тетрадях Записывают домашнее задание Индивидуальная Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.