Презентация по ПСО Срочные социальные услуги. Мобильная служба


Тема №5. Срочные социальные услуги. Социальное сопровождение
1. Срочные социальные услуги
2. Социальное сопровождение
3. Мобильная социальная служба
1. Срочные социальные услуги
Согласно ст. 21 Закона №442-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг", Срочные социальные услуги включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.
Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.
Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
 
Согласно Приказа Минтруда России от 17.04.2014 N 258н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания,  Организации, предоставляющие срочные социальные услуги:
служба срочного социального обслуживания, в том числе экстренной психологической помощи;
консультативный центр;
иные организации, осуществляющие срочное социальное обслуживание.
HYPERLINK "http://kcstr.ru/"
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области
HYPERLINK "http://kcstr.ru/" Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий

Обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов
- однократное предоставление Получателю услуги бесплатного горячего питания в расчете на 1 человека, набора продуктов в расчете на 1 человека. Горячее питание, наборы продуктов предоставляются с учетом сроков годности.
Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости
- однократное предоставление Получателю услуги бесплатной выдачи одежды (Б/У).
Содействие в получении временного жилого помещения
- предоставление в экстренном порядке отдельного койко - места на срок не более десяти суток Получателям услуг из числа граждан, оказавшихся без определенного места жительства и занятий старше 18 лет, а также граждане, утратившие социально полезные связи (лица, освобождаемые из мест лишения свободы)
Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг
- информирование Получателя услуги о возможностях получения бесплатной юридической помощи, предоставление контактной информации об организациях, предоставляющих бесплатную юридическую помощь;
- содействие в организации приема Получателя услуги специалистами для проведения бесплатной юридической консультации.
Услуги по защите прав и законных интересов получателей социальных услуг в установленном законодательством порядке
- разъяснения специалиста по вопросам привлечения к ответственности лица, виновного в нарушении прав Получателя услуги. Содействие в подготовке и направлении необходимых документов для привлечения к ответственности виновных.
- участие в судебных процессах в целях защиты прав потерпевших;
- разъяснения Получателю услуги по вопросам защиты своих гражданских, трудовых, пенсионных прав, законных интересов и оказание содействия в получении помощи от уполномоченных органов (организаций).
Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей
- беседу, общение, выслушивание, подбадривание, мотивацию к активности, психологическую поддержку жизненного тонуса Получателя услуг.
Оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием телефона доверия
- выслушивание Получателя услуги и определение проблемы, с которой Получатель услуги обращается за помощью;
- проведение беседы, консультации;
- мотивацию Получателя услуги к позитивному восприятию сложившейся ситуации
Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг
- в оформлении различных документов (удостоверяющих личность, документов на получение положенных по законодательству мер социальной поддержки, пенсий, пособий, медицинской помощи, на решение других вопросов социальной поддержки), включая разработку и направление в соответствующие инстанции указанных документов, обеспечение контроля за их прохождением;
- в предоставлении разъяснений Получателю услуги содержания необходимых документов;
- в восстановлении личных документов (по факту утери);
- в оформлении заявки в службу «одного окна» на поставку в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, протезов (в том числе слуховых), протезов, и иных технических средств реабилитации.
2. Социальное сопровождение
Социальное сопровождение - особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы.
Социальное сопровождение - это комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация человека на активизацию скрытых резервов, обучение новым профессиям, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.
Социальное сопровождение включает в себя элементы обучения и развития способностей клиента к дальнейшему повышению своего социального статуса, умению самостоятельно владеть подходами, социальными технологиями и практиками, предлагаемыми специалистами социальной сферы.
При социальном сопровождении решаются следующие задачи:
Адаптация клиента к реальным условиям его жизнедеятельности.
Реабилитация и выведение клиента из кризисных ситуаций.
Повышение социального статуса клиента.
Нормализация отношений и утверждение себя в социуме.
Восстановление здоровья, избавление от вредных привычек.
Создание условий для самореализации клиента в семье и обществе.
Социальное сопровождение осуществляется специалистами социальной сферы, психологами, педагогами и медицинскими работниками на основе новейших технологий с использованием методов индивидуальной и групповой работы.
Служба социального сопровождения - это система, которая ставит целью создание равных возможностей как для людей, имеющих инвалидность, так и для других категорий населения (пожилые люди, многодетные родители, одинокие матери, семьи, воспитывающие ребенка-инвалида и проч.).
При патронаже или надомном обслуживании лиц, имеющих право на участие социального работника, помощь осуществляется все же в замкнутом круге жизнедеятельности - клиент в определенной степени зависит от помогающего.
И совершенно по другому принципу строится деятельность социального сопровождающего: он помогает, содействует инвалиду или другому лицу, нуждающемуся в постороннем участии, стать конкурентоспособным в секторе своей деятельности, приносить пользу окружающим людям и государству, активно участвовать в жизни общества.
Человек, имеющий инвалидность, не должен зависеть от социального сопровождающего - напротив, специалист готов содействовать инвалиду (или лицу, нуждающемуся в помощи) стать свободным в своем выборе и от жизненных обстоятельств, взять в свои руки управление своими жизненными ситуациями. В процессе внешнего социального сопровождения человек с ограничениями приобретает возможность самому решать, что, когда и как делать. Он получает возможность планировать и последовательно осуществлять свои жизненные и творческие планы.
Осуществлять социальное сопровождение может человек любой профессии, имеющий высокий уровень сознательности и достаточный уровень социальных знаний.
Социальный сопровождающий способствует инвалиду в удовлетворении основных потребностей как в его доме (таких как выполнение процедур личной гигиены, одевание и раздевание, принятие пищи, общение), так и вне дома, в том числе помогая делать покупки, сопровождая в социальные и медицинские учреждения, на работу, на важные встречи и мероприятия.
Таким образом, специалист, осуществляющий социальное сопровождение, исходит из представления о том, что состояние здоровья человека определяется рядом факторов, которые лежат за границами понятий о болезни или патологическом состоянии. Процесс обучения приемам складывается из нескольких последовательных этапов:
- Оценка возможностей. Социальный сопровождающий должен определить требования клиента к совместной деятельности или активизации деятельности, принимая во внимание факторы, которые могут мешать и помогать в этом процессе, учитывая также влияние окружающей клиента обстановки.
- Составление плана действий, в который входят: постановка целей (ожидаемый результат); этапы проведения занятий (инструктаж); использование специальных приемов обучения, способов и методов, облегчающих преподавание, совместную деятельность; характерные особенности условий взаимодействия; способы поощрения и награждения; меры, обеспечивающие закрепление полученных данных.
- Проведение занятий (инструктаж). Занятия проводятся с одним или группой клиентов в соответствии с планом и с внесением в него по мере необходимости дополнений и изменений. Обучение компенсаторным приемам предусматривает выполнение практических заданий, которые должны способствовать закреплению усвоенного материала.
- Заключительный этап. Необходимо убедиться, что полученные знания и приобретенные навыки клиент успешно использует в повседневной жизни.
В центре внимания социального сопровождающего находится деятельность, которая включает в себя три области:
- самообслуживание или уход за собой;
- трудовую деятельность;
- проведение досуга и отдыха.
Субъектами социального сопровождения являются:
- члены ближайшего окружения клиента;
- профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, специалисты по социальной работе, психологи и др.);
- волонтеры, реализующие перечисленные выше функции этого процесса в рамках своей общественной деятельности.
На основании изложенного можно сказать, что деятельность по социальному сопровождению состоит из комплекса знаний, умений и навыков, которые помогают лицам с ограниченными возможностями сохранять здоровье, уменьшать последствия травм и инвалидизации и вести независимый образ жизни.
3. Мобильная социальная служба
Мобильные социальные службы создаются во многих регионах Российской Федерации на инициативной основе. На федеральном уровне подготовлен базовый (модульный) специальный правовой документ, определивший основные требования к организации деятельности таких служб. При разработке правоустанавливающих документов за основу принимаются федеральные законы "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", а также инструктивные документы о содержании деятельности такой службы и особенностях ее функционирования.
Мобильные социальные службы создаются на основании приказа органов управления системой социальной защиты.
С одной стороны, служба может иметь статус самостоятельного юридического лица, подчиняясь напрямую органу управления социальной защиты населения. Это означает - иметь собственный баланс или смету, а также печать с полным наименованием учреждения. С другой стороны, мобильная социальная служба (далее - МСС) может быть одним из структурных подразделений центра социального обслуживания (далее - ЦСО). Существует еще один, третий, вариант - открытие служб на базе отделений срочного социального обслуживания ЦСО или КЦСО.
Штатное расписание мобильной социальной службы зависит от многих факторов: особенности обслуживаемого контингента, количество граждан пожилого возраста и инвалидов, которым мобильная социальная служба собирается оказывать услуги, осуществляемых функций, юридического статуса.
Мобильность и оперативность работы службы заключается прежде всего в наличии специально оборудованного транспорта, а также помещения для диспетчерского пункта, где обязательно должны быть созданы условия для дистанционной связи с клиентами с целью получения оперативной информации.
Основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на мобильной основе:
строго индивидуализированный подход, предполагающий формы социальной помощи с учетом ресурсно-потенциальных возможностей людей пожилого возраста и инвалидов;
доступность форм социальной помощи;
соблюдение конституционных прав;
добровольность;
гуманность.
Мобильные службы оказывают услуги гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшими в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.
Дополнительные основания для оказания услуг мобильной социальной службой могут быть установлены решением исполнительных органов власти региона (такие, например, как последствия совершенного насилия, пожара, кражи вещей и документов, приватизации жилья, в результате чего пострадавший оказался на улице, после госпитализации и т. д.).
В перечень основных социальных услуг, оказываемых мобильной социальной службой, входят:
организация питания, включая доставку продуктов на дом;
помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;
содействие в организации ритуальных услуг;
получение услуг культурного обслуживания, организации питания и отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности, поддержание активного образа жизни в условиях учреждения социального обслуживания;
организация юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
организация экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
социально-консультативные услуги юриста, психолога, психотерапевта, специалиста по социальной работе, медицинского работника и иные срочные социальные услуги, определяемые дополнительным перечнем органа социальной защиты населения и т. д.
В отличие от услуг надомного социального обслуживания, данный вид социальных услуг предполагает возможность их разового или временного (на определенный срок) оказания, что дает возможность,
во-первых, предоставить помощь всем, кто в ней нуждается;
во-вторых, способ оказания помощи - более гибкий, мобильный и экономически эффективный, чем традиционная система социальных услуг.