Игрушка как средство воспитания и развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Зайцева Алла Николаевна.
Воспитатель ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии»
Курского района Курской области.
Игрушка как средство воспитания и развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Роль игрушек в жизни человека необычайно многообразна. Прежде всего они служат неисчерпаемым источником радости, дают возможность интересно организовать игру, весело провести время. Однако игрушки- это не только развлечение. Большую роль они играют в развитии речи и воспитании ребенка, помогая формировать у него разнообразные знания и умения, приучая его к определенным правилам поведения, взаимоотношения с окружающими людьми, постепенно вводя их в большой мир.
Игрушки любят все дети, независимо от уровня развития их интеллекта. С их помощью они приучаются к аккуратности, внимательности, вырабатывается привычка заботиться о других, развивается настойчивость, трудолюбие, самостоятельность и многие другие качества, которые так пригодятся им и в учебе, и в трудовой деятельности. Дети учатся с помощью игрушек пользоваться щеткой, утюгом, учатся шить, стирать, мыть посуду, следить за чистотой помещения, держать вещи в порядке, одеваться.
Игрушки оказывают влияние на всестороннее развитие детей, в том числе и на развитие речи. Игрушки и разнообразные игры с ними развивают у детей мелкую моторику, фонематический слух и фонематическое восприятие. Игрушки помогают наиболее успешно уточнять и расширять словарный запас, а также развивать связную речь.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья заметила, что для них характерны слабо выраженный интерес к игрушкам, наличие стереотипных действий, беспорядочность и нецеленаправленность игры, отсутствие творческого замысла. Речь у таких детей развивается с задержкой. Но однозначно утверждать, что дети с ограниченными возможностями здоровья не умеют играть, нельзя. Им все же доступно создание простейшей игровой ситуации. Однако эта ситуация почти не видоизменяется и игра оказывается чрезвычайно однообразной. Например, девочки целыми часами развертывают, завертывают и укачивают куклу, не внося в эту игру никаких вариантов, или мальчик постоянно катает по полу одну и ту же машинку, не обращая внимания на другие игрушки. Иногда ребенок, увидев разнообразные игрушки, набирает их безотносительно к их назначению, старается присвоить игрушки, рассовывает по карманам и нисколько не смущается, если это обнаруживают.
В игры, которые дети знают и которые им нравятся, они играют охотно и с большим удовольствием. Прыгая через скакалку, играя с мячом, кидая кегли, ребенок претендует на признание в игре-соревновании. Кроме того, от его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия, т.е. способность осознать свои особенности, осознать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других, а также развивается и воля к победе. Большое место в моей работе занимают сюжетно-ролевые игры. С их помощью я могу менее болезненно помочь детям адаптироваться к социальным условиям жизни, адекватно действовать в той или иной ситуации, научить вступать в социальные отношения с другими людьми. Обыгрывая с детьми тот или иной сюжет, я ставлю их в новые и новые условия, пытаюсь создавать трудности, конфликтные ситуации и при этом учу правильно и с достоинством из них выходить. Ребенка нужно научить действовать в окружающем мире, но не ограничиваясь словесными указаниями, а с помощью разнообразных игрушек, атрибутов игры. Только через игру ребенок сможет усвоить те моральные, социальные, нравственные устои, которые сложились в нашем обществе. Ведь все действия из игры ребенок будет переносить в реальную жизнь. Важным компонентом в становлении опыта социальных отношений, является речь как самого ребенка, так и окружающих его людей. Без речи невозможна организация ни одной игры детей, в том числе и сюжетно-ролевой, являющейся важным компонентом
формирования опыта социальных отношений. Самой любимой сюжетно-ролевой игрой у детей является «Семья», так как они сами были включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление. Дети с большим удовольствием сами распределяют роли, шьют куклам одежду, лепят из пластилина посуду, мебель и расставляют их в кукольном домике. Часто в такой игре ребята представляют те взаимоотношения
между играющими, которые существуют в их семье. В этом случае я стараюсь руководить игрой детей, чтобы убрать из нее неприятные моменты. Например, в ходе игры «папа» приходит «пьяный» и начинает ругаться с «мамой». Резко обрывать игру- нельзя , т.к. подобный сюжет дети будут обыгрывать еще не раз, потому что: «Так делает мой папа». Поэтому здесь важна беседа с ребятами. Если не предотвратить это вовремя, то такие социальные отношения закрепятся в сознании ребенка и он будет считать это нормой.
«Парикмахер».
В эту игру играют в основном девочки. Их в группе семь человек и у всех длинные волосы. Парикмахеры плетут клиенткам косички, завязывают хвосты, используя при этом ленты, резинки, заколки. В ходе игры отрабатывают речевые конструкции : «Сделайте, пожалуйста, прическу», «Уложите волосы феном», «Сколько стоит стрижка?». Знакомятся с предметами, необходимые мастеру.
Я уверена, что после таких занятий, девочки пойдут делать прическу в парикмахерскую, а не в аптеку или в магазин.
В своей работе использую и дидактические игры (особенно в 1-2 классе) на формирование пространственных навыков и представлений. Такие как «Нос, пол, потолок», «Вверх, вниз», «Больше, меньше» и т.д.
Графический диктант, где дети вместе со мной на листочках в клетку из заданной точки проводят прямые линии вверх, вниз, вправо, влево. В результате получается робот. Или вместе с детьми мы строим школу в сказочном лесу. Долго спорим и, наконец, решаем построить её посередине лесной поляны. После этого занятия дети стали лучше ориентироваться в пространстве.
«Игра-путешествие во временные представления»
Дети учились понимать основные единицы времени, периоды человеческого возраста. В ходе занятия развивалось внимание, логическое мышление, память, монологическая речь, воспитывалось бережное отношение ко времени.
В этом нам помогал старичок-годовичок. Дети узнали о временах года, днях недели, познакомились с самой мелкой мерой времени
(сек, мин, час, сутки). Научились сопоставлять понятия:
Дед – отец – сын – брат.
Бабушка – мать – дочь – сестра.
Нравится детям играть и в подвижные речевые игры, которые развивают речь, двигательную активность, ориентацию в пространстве.
Таким образом роль игрушки в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья- одна из важнейших в целостном педагогическом процессе.
Игрушка как обязательный атрибут любого игрового действия отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить игровой замысел,
войти в роль, делает его действия реальными. Игрушка способна подсказать идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном,
влияет на воображение и чувства ребенка.
Литература:
Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.
Педагогика, 1969.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П.Носковой: Научн-исслед.
ин-т дефектологии. Акад. пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка.
/ Вопросы психологии – 1988 -№2 – С.123.