ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА по организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность «КУБИСТАРТ»
ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
по организации коррекционно-развивающего
обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья
через игровую деятельность
«КУБИСТАРТ»
Разработала и реализовала:
учитель-логопед Илюхина С.У.
Содержание
Введение.......... 3
Глава 1. Организация коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в группе «Особый ребенок»..5
1.1.Психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья5
1.2. Системный подход к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагогов группы «Особый ребенок»..6
Глава 2. Методика и организация работы.....6
2.1. Этапы работы ...6
2.2. Методика ..7
Глава 3. Результаты работы..12
Приложение ...14
Литература .15
Введение
В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в интеллектуальном развитии и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях.
Для современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта. В системном подходе реализуется отношение к ребенку как к системно развивающемуся индивидууму, имеющему свою выраженную направленность и формы реагирования на изменяющуюся социальную среду. При этом процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого – динамический мотивообразующий процесс для обоих участников общения, который рассматривается в процессе как стержень коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
У детей с ОВЗ такие виды деятельности, как общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая, формируются с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Формирование всех видов детской деятельности у детей с ОВЗ происходит на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность. Только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности.
Исходя из вышесказанного, принципиально значимым в данной экспериментальной работе являются:
Проблема: использование игровой деятельности для коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность: в исследованиях, посвященных изучению коррекционно-развивающих возможностей игровой деятельности, рассматриваются в основном сюжетно-ролевая и дидактическая игры с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Исследования особенностей использования игровых атрибутов и оборудования и применение их в системной коррекционной работе с детьми редко прослеживаются в источниках. Такое положение дел побудило нас заняться изучением данной проблемы, поскольку мы не сомневаемся в огромной значимости игровой деятельности, а в частности игровых атрибутов и оборудования, для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Системное развитие всех сторон личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, исходя их психофизических возможностей каждого ребенка.
Задачи:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- коррекция всех сторон речи – звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи;
- развитие познавательной деятельности;
-воспитание всесторонне развитой личности ребенка (физическое, музыкальное, гендерное, экономическое).
Ожидаемые результаты:
Воспитательные задачи:
- социализация;
- повышение самостоятельности и автономии ребенка и его семьи;
- становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении детей;
- воспитание положительных качеств.
Коррекционно-развивающие задачи:
- формирование способов усвоения социального опыта детьми;
- формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений, навыков.
Образовательные задачи:
- формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной активности;
- формирование всех сторон детской деятельности;
- подготовка детей к обучению в школе.
Направленность развития деятельности: комплексная (речевая, познавательная, изобразительная).
Тип экспериментальной работы: творческий.
Продолжительность: долгосрочный (на 1 год).
Новизна: системное коррекционно-развивающее обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в группе «Особый ребенок» ДОУ отражает творческий подход к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, планомерную работу педагогов и руководителей образовательного учреждения.
Практическое значение: полученные материалы и результаты могут послужить справочным материалом не только для педагогов, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, но и педагогов обычных ДОУ, родителей.
Участники экспериментальной работы: учитель-логопед, воспитатели группы «Особый ребенок», воспитанники данной группы, их родители.
В основе работы проект педагогов из г. Усть-Ильимска.
Глава 1. Организация коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.1. Психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии речи отмечается недоразвитие – часто глубокое – всех сторон психической деятельности, в том числе и речевое отставание.
Все стороны психики связаны между собой, их развитие взаимообусловлено. Сенсорное развитие включает развитие ощущений, восприятия, представлений, т.е. сложную работу анализаторов от приема внешних сигналов периферическими органами чувств до сложной переработки головным мозгом всей поступающей информации.
Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития, является основой формирования сложных психических процессов. Определенный уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребенка. Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к наглядно-действенному, наглядно-образному и затем к элементам понятийного мышления. Во всех этих процессах большую роль играет речь.
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья в развитии речи снижена ориентировочная деятельность, активность, нарушена моторика, отмечается низкий уровень мотивированности и потребностей. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон.
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья в развитии речи в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены.
Проявляются отставания от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Игры таких детей часто носят элементарный подражательный характер, изобилую стереотипными действиями. Новые сведения усваиваются умственно отсталыми детьми медленно. Их эмоциональные реакции инфантильны. Нередко дети отстают от сверстников и по показателям физического развития.
Разумеется, тяжелые речевые нарушения задерживают интеллектуальное развитие ребенка, но это является вторичным проявлением основного дефекта.
1.2. Системный подход к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагогов группы «Особый ребенок».
Группу «Особый ребенок» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья с различными заболеваниями: это детский церебральный паралич, шизофрения, перинатальное повреждение центральной нервной системы, задержка психо-речевого развития. Дети особые, им от 3 до 7 лет, очень тяжелые, у группы детей отсутствует речь, некоторые не могут себя обслуживать.
Главная задача педагогов группы: 1) подготовить ребенка с к ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме; 2) системное развитие всех сторон личности ребенка, исходя из психофизических особенностей каждого ребенка; 3) подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе, специализированных школах-интернатах, на дому.
Исходя из поставленных задач, была разработана проектно-экспериментальная работа «Кубистарт».
Педагоги собрали весь необходимый демонстрационный и раздаточный материал, изготовили 6 кубов, описание проекта оформили в папки.
Глава 2. Методика и организация работы.
2.1. Этапы работы.
Этапы
Формы работы
Задачи
Срок
Место,
способ проведения
I этап.
Целеполагание.
Совместная работа логопеда и воспитателя. Сбор информации, материала.
Выявление наиболее эффективных методов по реализации поставленных задач.
Сентябрь
Группа,
изучение литературы
II этап.
Разработка.
Изготовление необходимого оборудования для реализации поставленных задач (кубы).
Вызвать интерес у детей к кубам. Стимулировать активность детей.
В течение года
Группа
III этап.
Выполнение
(практическая часть).
Совместная деятельность педагогов и детей, использование кубов на занятиях в свободной деятельности.
Развитие речи, психических процессов, познавательной деятельности, воспитание всех сторон личности, исходя из психофизических возможностей каждого ребенка.
В течение года
Группа, занятия, свободная деятельность детей
IV этап
Заключительный
Открытое занятие. Подготовка к презентации, презентация работы.
Проведение итогов проектной деятельности.
Апрель-май
Группа, открытое занятие, выступление на семинарах.
2.2. Методика.
Это игровое пособие представляет собой серию кубиков разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр или упражнений. Оно многофункционально, вариативно. Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога.
Примерные варианты игр с кубиками:
Вариант 1. Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы вращать!
Ребенок показывает грань куба, на которой остановилось вращение. Дети выполняют задание.
Вариант 2. Дети стоят или сидят кругом. Куб передают по цепочке, произнося любую знакомую считалку. Ребенок, на котором остановилась считалка, выбирает сторону куба. Дети выполняют задание.
Вариант 3. Водящий ребенок идет по кругу и произносит считалку. Тот, на ком закончилась считалка, берет куб, закрывает глаза, вращает его, останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняет сам или все дети вместе.
Кубы «Настроение» и «Артикуляционная гимнастика»
Цели: - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой;
- развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать;
- тренировка невербальных средств общения;
- совершенствование мимических и пантомимических способностей детей для предельно естественного воплощения заданного образа;
- активизация основных движений артикуляционного аппарата;
- формирование связной речи.
Оборудование: куб, предметные и сюжетные картинки.
Куб «Настроение»
Описание куба: на шести гранях куба изображены эмоциональные состояния: первая грань – сердится; вторая – улыбается; третья – испугалось.
Можно использовать стихотворение и изображения эмоций «Гномиков» на отдельных карточках.
В избушке под елью гномики жили.
Работать умели и крепки дружили.
Шумные гости ели и пели,
А вечерком по домам заспешили.
Гномы друзей до ворот проводили,
Рукой помахали, и спать пошагали.
А самый веселый их лица тайком
На двери в чулан начертил угольком.
Вот их портреты. Друзья, посмотрите
И перед зеркалом изобразите:
Грусть и улыбки, горе и смех –
Снова увидите гномиков всех!
Куб «Артикуляционная гимнастика»
Описание куба: на гранях куба изображения - солнышко, бабочка, уточка, лягушка, слонёнок, лошадка.
Возможно использование сказки и стихотворного материала.
Упражнение «Солнышко»: язычок выглянул из окошечка, увидел ласковое солнышко и решил погреться и позагорать – широкий язык положить на нижний ряд зубов.
Упражнение «Бабочка»: язычок увидел бабочку, которая летала над цветком вверх – вниз, вверх – вниз – острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
Упражнение «Уточка»: язычок отправился гулять, во вдоре он увидел уточку – вытянуть губы, звукоподражание: кря – кря – кря.
Упражнение «Лягушка»: язычок дальше пошел гулять, на пруду он увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так: растянуть губы в улыбке.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
Упражнение «Слоненок»: увидел язычок в зоопарке слоненка – сделать из губ трубочку.
А теперь слоненок я,
Посмотрите на меня.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну
Упражнение «Лошадка»: увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался – улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка.
Я лошадка – Серый Бок!
Цок – цок – цок – цок!
Я копытцем постучу,
Цок – цок – цок – цок!
Если хочешь, прокачу!
Цок – цок – цок – цок!
Покатался язычок на лошадке и отправился домой – язычок спрятать.
Куб «Волшебные пальчики».
Цель: - развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, мышления;
- обучение соотнесению предметов, умению координировать собственные действия.
Описание куба: к каждой грани пришиты липучки, что позволяет менять игровые поля, усложнять задания. К кубу прилагаются игровые поля с различными видами застежек (с пуговицами разных размеров и видов, кнопками, крючками, молниями, липучками) и шнуровок.
Куб «Фигуры»
Цель: формирование представления о геометрических фигурах, умения различать их;
- закрепление знания основных цветов и их оттенков;
- обучение соотнесению предметов и объектов по цвету, форме, величине.
Оборудование: куб, игрушки, предметные картинки.
Описание куба: на гранях изображены разные по форме и цвету геометрические фигуры.
Задание 1: подобрать предмет такого же цвета, как и выпавшая фигура на грани куба.
Задание 2: подобрать и назвать предметы, похожие на геометрическую фигуру на грани куба.
Задание 3: подобрать фигуру большого (меньшего) размера, чем на выпавшей грани куба.
Задание 4: выбрать геометрическую фигуру на кубе и из таких же фигур составить узор.
Задание 5: в соответствии с количеством углов у геометрической фигуры (на грани куба), придумать столько же слов, обозначающих названия предметов, признаков, действий.
Примечание: если выпадет грань с фигурой, не имеющей углов, задание придумывает водящий.
Куб «Всезнайка»
Цель: - организация рационального использования обучающего пространства за счет мобильности куба – сменяемость материала в зависимости от решения поставленных задач (лексика, грамматика, связная речь, просодика, зрительно-пространственная ориентировка, звуковая культура речи, обучение грамоте).
Описание куба: на грани куба наклеены пластиковые прозрачные «кармашки»; к нему прилагаются наборы обучающих игровых полей. В них входят: картинки, буквы, схемы и т.д. формата граней куба. Картинный материал используется по определенной теме, по словообразованию, словоизменению, грамматике, связной речи, звуковой культуре.
Ход игры: логопед помещает во все «кармашки» куба материал в зависимости от цели занятия.
Вот один из вариантов задания.
«Найди лишний»
Раздел «Лексика». Одна из шести картинок не соответствует лексической теме.
Задание: найти «неправильную» картинку.
Раздел «Грамматика». Одна – две картинки не соответствуют пространственному значению заданного предлога.
Задание: выбрать карточки, соответствующие значению данного предлога.
Раздел «Связная речь». Одна – две картинки не соответствуют заданному времени года.
Задание: отобрать «правильную» карточку.
Вариант I: «Времена года»
Цель: - уточнение знаний детей о временах года;
- развитие умения описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы;
- формирование связной речи.
Описание кубов: на основном кубе на одной стороне изображены явления природы (осадки, облачность, ясно, направление ветра), на остальных гранях – признаки четырех времен года. На дополнительных четырех кубах на разных гранях изображены признаки времен года; жизнь животных; изменения неживой природы; труд людей в природе; одежда людей по сезону; игры детей на улице (каждый кубик отражает определенное время года, сезон).
Вариант 1: стрелкой указывается время года. Ребенок называет его характерные признаки.
Вариант 2: ребенок с закрытыми глазами двигает стрелку (выбирает время года), берет кубик с данным временем года, составляет описательный рассказ.
Вариант 3: выбирает время года. Предлагается вспомнить пословицы, поговорки о данном времени года.
Вариант II: «Умный рассказчик»
Цель: формирование связной речи дошкольников.
Описание куба: на гранях куба представлены картины – материал в виде схем для составления описательных и сравнительных рассказов по лексическим темам, иллюстрации к сказкам, сюжетные картинки. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребенка с объектами и др.).
Задание: составить рассказ по заданной схеме.
Вариант III: «Предлоги»
Цель: обучение умению правильно употреблять предлоги, выделять их в предложении, составлять с ними предложения.
Описание куба: на гранях куба изображены схемы предлогов.
Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь кубик ты вращать!
Ребенок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, называет её. Дети по очереди или по желанию придумывают предложение с этим «маленьким словечком» - предлогом. Педагог может задать тему, например: предложение про осень, в котором будет «маленькое словечко» - на.
Вариант IV: «Малышок»
Цель: - развитие зрительного восприятия;
- активизация умения подбирать картинки по заданной лексической теме и делать обобщения.
Описание куба: имеется несколько кубиков, на гранях которых изображены предметные картинки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Животные» и т.д.
Задание 1: найти на кубике названную картинку.
Задание 2: найти на своем кубике картинку по заданной лексической теме – обобщающему понятию.
Вариант V: «Читай-ка»
Цель: - знакомство детей с графическим изображением букв;
- формирование первоначального навыка чтения открытых слогов, умения составлять слова из данных слогов и подбирать слова, начинающиеся на данный слог.
Описание куба: на одной грани куба представлено изображение изучаемой буквы. На остальных гранях – слоги с этой буквой (М – ма – мо – му – ме – мы).
Задание 1: определить, на что похожа буква, изображенная на выпавшей грани куба (педагог читает стихи об этой букве); выложить буквы из палочек, нитей, проволоки, пуговиц, прорисовать её в воздухе.
Задание 2: прочитать слог на выпавшей грани куба, затем придумать слова с данным слогом (в помощь детям могут быть предложены предметные картинки).
Задание 3: из набора кубиков составить слова из разных слогов.
Куб «Чудесная коробочка»
Цель: - развитие тактильного восприятия, умения определять на ощупь, соотносить его с предметом и называть его;
- закрепление знаний об игрушках, воспитание выдержки, сенсорных способностей, речи.
Описание куба: в кубе проделаны небольшие отверстия с дух сторон, для того, чтобы ребенок мог просунуть руки.
Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь, предмет из коробки достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; куб не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.
Вариант I: «Определи на ощупь»
Цель: развитие тактильного восприятия, умения определять на ощупь фактуру, соотносить её с предметом и называть его.
Описание куба: на каждой грани куба наклеены предметы из разных по фактуре материалов (фольга, наждачная бумага, мех, мешковина, ситец, буклированная ткань).
Задание: соответственно цели применение пособия.
Куб «Сосчитай-ка»
Цель: - развитие фонематического слуха, звуко-слогового анализа и синтеза;
- воспитание выдержки, коммуникативных способностей, умения подчиняться общим правилам игры;
- формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания определенное количество раз (в соответствии с числом кружков на грани);
- формирование счетных навыков в ходе выполнения задания.
Описание куба: на шести гранях куба изображены круги в количестве от 1 до 6.
Ход игры: ребенок бросает кубик, ловит его и выполняет задание столько раз, сколько кружков на грани, обращенной к нему.
Задание 1: произнести автоматизированный звук, слог со звуком.
Задание 2: назвать гласные либо согласные звуки.
Задание 3: придумать слова с заданным звуком.
Задание 4: придумать слово с заданным количеством звуков либо слогов.
Задание 5: подобрать признак, действие к предмету, объекту, названному педагогом или изображенному на картинке.
Задание 6: составить предложение из заданного количеством слов.
Задание 7: сосчитать круги и сопоставить с цифрой.
Задание 8: найти столько же игрушек: (кубиков, лего, мячей), сколько кружков на кубе.
Глава 3. Результаты работы
В группе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребенок» перед педагогами поставлена цель – коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Вопрос о различных возможностях развития таких детей является для нас очень важным.
Мы согласны с положением отечественной олигофренопсихологии о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья способны развиваться. Но всё-таки мы учитываем тот факт, что развитие этих детей происходит на аномальной основе. Развитие это по сравнению с нормальным развитием замедлено, имеет существенные отклонения и своеобразные черты. Основные закономерности развития носят поэтапный и поступательный характер. На каждом этапе формируются определенные психические новообразования. На развитие ребенка оказывают влияние как биологические, так и социальные факторы. Ведущие развивающие факторы – это обучение и воспитание. Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является трудность их адаптации с социальной средой.
При разработке и реализации проекта «Волшебные кубики» мы учитывали все закономерности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Наши кубики мы использовали и на занятиях, и в повседневной жизни, и в работе с родителями. Но в силу особенностей наших детей, конечно, мы не можем решить все поставленные задачи. И всё же, наша работа не осталась бесследной.
Рассмотрим вопрос о развитии речи детей. Намного увеличился словарь предметов, глаголов, местоимений, как активный, так и пассивный. Грамматический строй намного лучше: говорящие дети определяют род, склонение; согласуют числительные с существительными в роде, числе и падеже. Самостоятельный рассказ детей намного разнообразнее по содержанию. Намного улучшилось формирование обобщающих понятий.
Неговорящих детей удается привлечь к занятию с помощью ярких кубиков, дети находят взглядом нужную картинку на грани кубика, показывают эмоциональные состояния. Например, на занятии по теме: «Семья», мы выложили на гранях кубика «Всезнайка» семейные фотографии. Дети, у которых отсутствует речь, эмоциями, улыбкой показывали радость на лице при виде родителей, бабушек, дедушек, дотягивались рукой до нужной фотографии.
Положительные моменты можно отметить и на занятиях по развитию элементарных математических представлений, по развитию изобразительной деятельности.
В ходе работы мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, упражнения объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Приложение.
Литература.
Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников. – СПб.: Каро, 2006 г.
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд.-- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].–– Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с. – (Учимся играя)
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. –– М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР,1986 г.
Курдванская Н.В. Планирование работы логопеда детьми 5 -7 лет. – М.: Сфера, 2007 г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].--М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.- 480 с. (Библиотека учителя-дефектолога).
Подрезова Т.И. Материал к занятию по развитию речи. – М.: Айрис – пресс, 2007 г.
Полякова В.А. Самоучитель по логопедии. – М.: Айрис – пресс, 2007 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 48 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].-- М. : Мозаика-синтез, 2004. - 56 с. - (Библиотека воспитателя)
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.-М.: ВЛАДОС, 2001 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].–– М: Гном и Д. - 2001 г.
Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от 1 до 7 лет. – М.: В.Секачев, 2007 г.
13PAGE 15
13PAGE 141515