Методические указания для выполнения практических работ ОП.08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла, основной профессиональной образовательной программы по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство» базовой
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ имени Г. Ф. МОРОЗОВА
Методические указания для выполнения практических работ
ОП.08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
профессионального цикла, основной профессиональной образовательной программы по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство» базовой подготовки заочное отделение
с. Слобода
2016 г.
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
ЦПК профессиональных дисциплин Зам.директора ГБПОУ ВО «ХЛК
протокол № ___ от «___»_____ 2016 г. им. Г.Ф. Морозова
Председатель цикловой комиссии: _______________А. В.Меркушева
__________________С.В. Матузова «___»____________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Методист____________ Данилюк Г.Г.
Разработчики:
ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»
преподаватель __________ А.Н. Баталин
Содержание
Наименование разделов Стр.
1. Общие требования по технике безопасности при выполнении практических работ 4
2. Общие указания по выполнению практических работ 6
3. Практические работы 7
4. Используемая литература 15
5. Приложения 16
1. Общие требования по технике безопасности при выполнении практических работ
К занятиям в кабинетах допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
Опасные факторы:
- нарушение осанки учащихся, искривление позвоночника развитие близорукости, принеправильном подборе размеров ученической мебели;- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить
об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости
отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности перед началом занятий
Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе
светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть
не менее 300лк при люминесцентных лампах.
Убедитесь в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть
надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру;
коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки
выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных
контактов.
Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете:
- между рядами двуместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами,
стоящими вдоль этой стены не менее 50 - 70;
- от последних столов (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70; - от задней стены, являющейся наружной, не менее 100;а при наличии оборотных
классов - I20;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски -2,4 -2,7м; - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; - высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
- угол видимости доски ( от края доски длиной З м до середины крайнего места
обучающегося, за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для
обучающихся.
Проверить санитарное состояние кабинета и убедиться в целостности стекол в окнах. Убедитесь в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 17 - 20
градусов.
Требования безопасности во время занятий
Посадку учащихся за рабочие столы, производить в соответствии с их ростом.
Учащимся, со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и
вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей рабочие места
отводятся дальше от окна. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних
первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки
и искривления позвоночника.
С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не
расставлять на подоконниках цветы.
Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны
быть исправны и иметь заземление или зануление.
Стекла окон очищать от грязи и пыли, очистку светильников производить 2 раза в год.
Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При
открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом не вставать на подоконник. Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии сообщить об этом учителю (преподавателю).
При прорыве системы отопления удалить учащихся, из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря - сантехника.
При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о
пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания спомощью первичных средств пожаротушения.
При получении учащимися травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить
об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости
отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
2. Общие указания по выполнению практических работ
Для закрепления и более глубокого изучения программного материала курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 6 часов отведено на проведение практических работ. Практические работы предназначены для усвоения материала теоретических занятий, получения навыков по решению примеров и задач, выработку общих компетенций.
При проведении практических работ необходимо следовать правилам работы в лаборатории и строго соблюдать правила техники безопасности.
Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо:
тщательно изучить содержание работы и порядок её выполнения;
повторить теоретический материал;
для самоконтроля усвоения теоретического материала ответить на вопросы для повторения.
Заданная программа практической работы может быть успешно выполнена в отведённое для этого время только при условии тщательной подготовки и продуманных действий студентов при выполнении работы. При этом имеется в виду не только выполнения заданий, но и обработка полученных результатов и составление отчёта по практической работе.
В процессе изучения курса «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» студент должен выполнить следующие практические работы:
Трудовой договор. Составление и оформление документов, необходимых при приеме на работу и увольнении с работы
Рабочее время и время отдыха. Решение задач производственной ситуации. Работа с трудовым кодексом.
Оплата труда. Решение задач производственной ситуации. Работа с трудовым кодексом.
За каждую выполненную работу студент получает оценку. Если студент пропустил занятие или не написал работу на занятии, то работа выполняется в свободное от занятий время, которое указывает преподаватель.
3. Практические работы
Практическая работа №1
Тема: Трудовой договор. Составление и оформление документов, необходимых при приеме на работу и увольнении с работы.
Цель данной практической работы – приобретение умения и оформления документации, необходимой при приеме на работу и увольнении с работы.
Исходные данные – показатели практического задания,
Материалы и оборудование: методические указания, Трудовой кодекс Р.Ф., Гражданский кодекс Р.Ф. учебник Румынина В.В. Правовое обеспечение профес-сиональной деятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф. образо-вания, 8 изд., испр. и доп. – М.:Издательский центр «Академия», 2013.- 224с.
Основные теоретические положения: Хозяйственную деятельность, в условиях рыночной экономики, невозможно представить без договорных отношений. Посредством договоров обеспечиваются потребности производства в сырье, материалах, оборудовании, транспортных услугах и др., а также реализуется готовая продукция. Большинство прав и
обязанностей субъектов хозяйственной деятельности возникают именно из договоров.
Договорные отношения, в сфере хозяйственной деятельности в нашей стране регулируются Гражданским кодексом РФ.
В зависимости, от правовых последствий и экономических результатов их заключения и исполнения договоры подразделяются на виды. Можно, в частности, выделить договоры:— направленные, на передачу имущества в собственность, в хозяйственное ведение или оперативное управление контрагента (купля-продажа, поставка, мена, дарение и т. д.);— имеющие целью передачу имущества во вре-
менное пользование (аренда, договор о безвозмездном пользовании имуществом, договор найма жилого помещения);— о выполнении работ (договоры подряда, подряда на капитальное строительство и другие);— об оказании услуг (перевозка, поручение, комиссия, хранение),— другие договоры (страхование, совместная деятельность и др.).Порядок выполнения работы: Начинаем практическую работу с повторения теоретического материала по теме «Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности».
После этого необходимо написать заявление о приеме на работу, оформить личный листок по учету кадров (Приложение №1), написать заявление об увольнении с работы, ответить на контрольные вопросы. Все ответы на контрольные вопросы должны быть описаны в практической работе.
Контрольные вопросы:
1. Что является трудовым договором? 2. Кто является сторонами трудового договора? 3. Что входит в содержание договора? 4. Какие могут быть условия договора? 5. На какой срок может быть заключен трудовой договор? 6. В каком случае можно прекратить действие трудового договора?
Домашнее задание: Оформить практическую работу в соответствии с порядком выполнения работы. Правильно оформить заявления о приеме на работу и увольнении с работы, правильно заполнить личный листок по учету кадров, ответить на контрольные вопросы и подготовиться к защите практической работы.
Практическая работа № 2
Тема: Рабочее время и время отдыха. Решение задач производственной ситуации. Работа с трудовым кодексом.
Цель данной практической работы – ознакомление студентов с основами правовых знаний, научить их использовать полученные знания в практической работе.
Исходные данные – показатели практического задания.
Материалы и оборудование: методические указания, раздаточный материал, Трудовой кодекс Р.Ф., Гражданский кодекс Р.Ф. учебник Румынина В.В. Правовое обеспечение профес-сиональной деятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф. образо-вания, 8 изд., испр. и доп. – М.:Издательский центр «Академия», 2013.- 224с.
Основные теоретические положения: Трудовое право - одна из ведущих отраслей права Российской Федерации. Ее значение определяется, в частности тем, что с нормами данной отрасли права приходится иметь дело каждому, кто реализовал свое право на труд, заключив трудовой договор, а таких людей — подавляющее большинство. Каждая отрасль права характеризуется прежде всего своим предметом. Предмет какой-либо отрасли права — это те же общественные отношения, которые данная отрасль регулирует. Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. При этом под трудовыми отношениями законодатель понимает
отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Порядок выполнения работы – Прочитать полученные задания и использую Трудовой кодекс Р.Ф., Гражданский кодекс Р.Ф. решить предложенные задачи. Задачи выполняются строго по порядку. Ответы на задачи должны быть полными с указанием примененных в практической работе нормативно правовых актов.
Задачи:
1. Я работаю у частного лица. Как правильно оформить мои трудовые отношения? 2. Какую запись должна внести администрация в трудовую книжку работника не прошедшего испытания? 3. Как влияет работа на условиях неполного рабочего времени на продолжительность отпуска? 4. Мне предлагают заключить трудовой договор на 1 год. Есть ли у работодателя такое право? 5. Какие права имеются у работника при переводе на другую нижеоплачиваемую работу с медицинским заключением? 6. Могут ли меня уволить, если я нахожусь на больничном? 7. Гражданину отказали в приеме на работу по причине отсутствия у него свидетельства государственного пенсионного страхования. Что делать в этих случаях?
Контрольные вопросы:
1. Какие отношения являются предметом трудового права? 2. Что является источниками трудового права? 3. Что относится к числу основополагающих начал трудового права? 4. В чем принципиальное отличие законов от подзаконных актов?
Домашнее задание: Правильно решить предложенные в практической работе задачи, ответить на контрольные вопросы, оформить практическую работу и подготовиться к защите практической работы.
Практическая работа №3
Тема: Оплата труда. Решение задач производственной ситуации. Работа с трудовым кодексом.
Цель данной практической работы – ознакомление студентов с основами правовых знаний, научить их использовать полученные знания в практической работе.
Исходные данные – показатели практического задания.
Материалы и оборудование: методические указания, раздаточный материал, Трудовой кодекс Р.Ф., Гражданский кодекс Р.Ф. учебник Румынина В.В. Правовое обеспечение профес-сиональной деятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф. образо-вания, 8 изд., испр. и доп. – М.:Издательский центр «Академия», 2013.- 224с.
Основные теоретические положения: Трудовое право - это одна из ведущих отраслей права Российской Федерации, представляющая собой систему норм права, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных
условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. В структуре трудового права, как и в структуре большинства отраслей российского права, принято вы
делять две большие части: общую и особенную. Некоторые авторы полагают, что необходимо выделять еще и третью часть трудового права — специальную.
Порядок выполнения работы – Прочитать полученные задания и использую Трудовой кодекс Р.Ф., Гражданский кодекс Р.Ф. решить предложенные задачи. Задачи выполняются строго по порядку. Ответы на задачи должны быть полными с указанием примененных в практической работе нормативно правовых актов.
Задачи:
1. Дайте определение понятию заработная плата? 2. Какая величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации? 3. Какие системы оплаты труда действуют В Р.Ф.? 4. Сколько получит работник бюджетной сферы при условии , если он является рабочим с оплатой труда по 1 разряду, при отработанных 15 рабочих днях, из 22 рабочих дней по производственному календарю? 5. Какие государственные гарантии имеют работники по оплате труда? 6. Сколько получит работник бюджетной сферы за месяц работы, если он имеет доплаты к ежемесячной тарифной ставке, в количестве 25% -сельских и 30% за выслугу лет? 7. Какой предусмотрен порядок выплаты зарплаты согласно ТК Р.Ф.?
Контрольные вопросы:
1. Что относится к локальным (внутриорганизационным) нормативно-правовым актам? 2. Какие положения включаются в коллективный договор? 3. Какие могут заключаться соглашения зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений? 4. Что понимается под правоотношением?
Домашнее задание: Правильно решить предложенные в практической работе задачи, ответить на контрольные вопросы, оформить практическую работу и подготовиться к защите практической работы.
3. Используемая литература
Конституция РФ, с изм.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая, с изм.
Гражданско-процессуальный кодекс РФ, с изм.
Налоговый кодекс РФ, с изм.
Трудовой кодекс РФ, с изм.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования, 8 изд., испр. и доп. – М.:Издательский центр «Академия», 2013.- 224с.
Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования, 4 изд., испр. и доп. – М.:Издательский центр «Академия», 2008.- 192с.
Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности учебник для студентов учреждений сред.проф.образования -Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 2007.-252
Казанцев В.И., Васин В.Н. Трудовое право: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования, – М.:Издательский центр «Академия», 2006.- 432с.
4. Приложения
Приложение №1
ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК ПО УЧЕТУ КАДРОВ
1. Фамилия ___________________________________________________________
имя _________________________ отчество ________________________________
2. Пол ________3. Число, м-ц и год рождения ____________
Место для фотокарточки
4. Место рождения _____________________________________________________
(село, деревня, город, район, область)
________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Образование ____________________________________________________________________________
Название учебного заведения и его местонахождения Факультет или отделение Форма обучения (дневн., вечер., заоч.) Год поступ-ленияГод оконча-ния или ухода Если не окончил, то с какого курса ушел Какую специальность получил в результате окончания учебного заве-дения, указать № диплома или удостоверения
6. Какими иностранными языками владеете ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
(читаете и переводите со словарем, читаете и можете объясняться, владеете свободно)
7. Ученая степень, ученое звание ____________________________________________________________
8. Какие имеете научные труды и изобретения____________________________________________
9. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, и работу по совместительству)
При заполнении данного пункта учреждения, организации и предприятия необходимо именовать так, как они назывались в свое время, военную службу записывать с указанием должности.
Месяц и год Должность с указанием учреждения, организации, предприятия, а также министерства (ведомства) Местонахождение учреждения, организации, предприятия
вступления ухода 10. Пребывание за границей
Месяц и год В какой стране Цель пребывания за границей
(работа, служебная командировка, туризм)
с какого времени по какое
время 11. Какие имеете правительственные награды __________________________________________________
(когда и чем награждены)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Отношение к воинской обязанности и воинское звание_______________________________________
______________________________________________________________________________
Состав ________________________________________________ Род войск _________________________
(командный, политический, административный, технический и т.д.)
13. Семейное положение в момент заполнения личного листка ___________________________________
(перечислить членов семьи с указанием года рождения)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Индекс, домашний адрес: ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
домашний телефон_____________________________________________________
мобильный телефон_____________________________________________________
«___ » ____________ 20_____ г. Личная подпись _____________________
(дата заполнения)(писать разборчиво)
Работник, заполняющий личный листок, обязан о всех последующих изменениях (образовании, присвоении ученой степени, ученого звания и т.п.) сообщить по месту работы для внесения этих изменений в его личное дело.