Доклад по теме Социальное партнерство


Нармаева И.М., зам. дир. по УР БПОУ РК
« Элистинский политехнический колледж»,
Засл. учитель РК, канд. пед. наук
Социальное партнерство как качественный ресурс развития системы среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена. При этом учреждения СПО являются важнейшими институтами социализации, формирующие профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов. Кроме того, роль среднего профессионального образования увеличивается в условиях расслоения общества и снижения территориальной мобильности населения. Относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают важность профессионального образования с точки зрения удовлетворения образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.
В связи с реализацией компетентностной технологии обучения все более актуальным становится формирование новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, службами занятости. Поэтому в планах развития СПО центральное место занимают вопросы изучения рынка труда и взаимодействия со стратегическими партнерами. Стратегическое партнерство можно определить как добровольные и основанные на сотрудничестве взаимоотношения, способствующие эффективной деятельности партнеров, основанные на стратегическом объединении возможностей, включающие в себя материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также знания, компетенции и способности.Согласно Распоряжения Правительства РФ от 03.03.2015 г. №349-р «О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования» особое внимание уделяется последовательному внедрению в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.
Дуальная форма обучения, как известно, является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по профессиональной подготовке будущего работника, когда буквально с самого начала обучения будущий рабочий включается в реальный производственный процесс, овладевает профессиональными компетенциями, а за свой труд получает заработную плату. Таким образом, дуальная система подготовки кадров понимается нами как практикоориентированная образовательная программа по подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, совместно реализуемая образовательным учреждением и базовым предприятием, способствующая решению следующих задач:
- подготовка рабочих и специалистов среднего звена, отвечающих квалификационным требованиям работодателей, базирующимся на образовательных стандартах;
- сокращение дисбаланса между потребностями рынка труда и системой подготовки кадров образовательных учреждений профессионального образования;
- внедрение передовых образовательных технологий в систему профессионального образования;
- интеграция в европейское образовательное пространство;
- разработка и внедрение практикоориентированных основных образовательных программ, соответствующих ФГОС-3+.
Применение дуальной формы обучения продиктовано пониманием того, что современному производству необходим работник высокой квалификации с творческим подходом к производственной деятельности. А подготовить такого работника возможно лишь при эффективном сотрудничестве всех социальных партнеров, прежде всего образовательного учреждения и работодателя.
Основными субъектами социального партнерства в сфере профессионального образования для нашего колледжа являются следующие предприятия:
- специальность 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» – филиал ОАО «Межрегиональная сетевая компания Юга» («МРСК-Юга») - «Калмэнерго»;
- специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» – ОАО «Автобаза», ОАО «Такси», ОАО «Элиста – Лада», ОАО «Калмыцкое дорожное управление»;
- специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» – ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элиста Республики Калмыкия (ГУ УПФ РФ в г. Элисте РК), Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по г. Элиста;
- специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» – ГУ «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Ростелеком», ОАО IT-Nuke.
Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является, во-первых, их привлечение к разработке учебно-программной документации по подготовке специалистов. Так, по согласованию с нашими работодателями, согласно требованиям ФГОС-3+, были определены новые профессиональные компетенции, характерные для конкретных организаций и предприятий, были разработаны учебные планы по каждой специальности и календарные графики образовательного процесса, учебные программы дисциплин и модулей, а также практик. Такое взаимодействие, прежде всего, направлено на обеспечение учета современных и перспективных требований к специалистам среднего звена, предъявляемых со стороны работодателей.
Во-вторых, социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения студентов, особенно по техническим специальностям, с использованием современного оборудования и технологий. Заключение и реализация договоров с предприятиями и организациями о проведении производственной (профессиональной) практики студентов является необходимым способом для обеспечения практической подготовки студентов. Программа практики предусматривает не только закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время обучения, но и дает возможность предприятию - работодателю оценить деловые и профессиональные качества студентов-практикантов. Для оценки качества подготовки будущих специалистов используется обязательное получение отзывов и характеристик на студентов-практикантов. Отзывы потребителей – работодателей свидетельствуют о хорошем уровне подготовки специалистов в колледже. Рекламации на выпускников колледжа никогда не поступали. Поэтому после окончания колледжа выпускники нередко приглашаются на работу в те предприятия, где они проходили производственную практику.
Таким образом, совместная реализация программы подготовки специалистов среднего звена подразумевает заинтересованность базового предприятия в подготовке рабочего и специалиста, ориентированного на профиль предприятия, его оборудование и технологии. Поэтому базовое предприятие, активно участвует в разработке учебно-методической документации, в оснащении материально-технической базы образовательного учреждения. Так, например, филиал ОАО «МРСК-Юга» - «Калмэнерго» активно участвовал в становлении и развитии специальности колледжа «Электрические станции, сети и системы»: выделил производственное оборудование и макеты для лабораторий колледжа, оказывает финансовую помощь в приобретении наглядных пособий, учебной литературы, участии студентов-электриков в различных конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства. В 2013 году команда колледжа заняла 7 место (из 26 участников) во Всероссийской олимпиаде профмастерства в Волгоградском энергетическом колледже. В апреле 2015 г. благодаря спонсорской помощи базового предприятия студенты специальности снова принимают участие во Всероссийской олимпиаде.
С другой стороны, надо отметить низкую технологическую базу некоторых предприятий, уменьшение объема строительных работ и сокращение мест практики для студентов в дорожно-строительных организациях в Элисте и республике, низкую заработную плату молодых рабочих. Поэтому проблема набора абитуриентов связана не только с демографическим спадом, но и с экономическим развитием республики. Хотелось бы, чтобы на производстве был четче определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, осуществлялось совершенствование материально-технической базы практик и стажировок для формирования опыта практической деятельности у студентов.
Вопросы подготовки кадров для предприятий – это не только педагогическая задача, это экономическая задача, которую необходимо решать с помощью государства. Необходимо законодательно закрепить дополнительные экономические стимулы и преференции, которые бы в свою очередь заинтересовывали бизнес в развитии сотрудничества.
В-третьих, колледж в обязательном порядке привлекает ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров по отношению к нашему образовательному учреждению, к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе комиссий при проведении государственной итоговой аттестации выпускников, квалификационных экзаменов. Для участия в государственной итоговой аттестации ежегодно в качестве председателей и членов комиссии привлекаются руководители базовых предприятий:
- специальности «Право и организация социального обеспечения» - А.М. Инжиев, начальник ГУ – УПФР по г. Элиста;
- специальности «Электрические станции и системы» – Чернявских В.Ф., заместитель директора по развитию и реализации услуг филиала ОАО «Межрегиональная сетевая компания Юга» - «Калмэнерго»;
- специальность «Программирование в компьютерных системах» – Эрдниев Д.Е., инженер-программист ГНУ «Калмыцкий НИИ сельского хозяйства»;
- специальность «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» - Эльзатеев Н.Э. –заместитель руководителя Буратинского филиала ФГБУ «Калммелиоводхоз»;
- специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - Ользеев Ю.С., заместитель министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству.
Кроме того, работодатели являются рецензентами курсового и дипломного проектирования. Расширенный отчет председателей ГИА дает характеристику качеству подготовки специалистов в колледже, а также высказываются предложения и рекомендации по улучшению подготовки конкурентноспособных выпускников.
Кроме предприятий и организаций субъектами социального партнёрства должны быть и школы. Однако с этим возникают определенные трудности. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию означает найти свое место в жизни. В профессиональной ориентации молодежи в республике накопилось немало проблем. Это недостаток профессиональной ориентации в школе; незнание учениками своих возможностей, склонностей, способностей; устаревшие представления о профессиях. Несомненно, что подростку, вступающему в жизнь, очень сложно разобраться в море информации, а влияние учителей школ на самоопределение будущих абитуриентов СПО прослеживается слабо, о чем свидетельствуют и наши опросы первокурсников, и профориентационные кампании, проводимые колледжем на протяжении ряда лет. В этой связи хотелось бы попросить, чтобы школы настраивались не только на решение задач высших учебных заведений, но и помнили о том, что экономика в большей степени нуждается в кадрах среднего звена.
В доказательство необходимости среднего профессионального образования для России как уникального уровня профессионального образования, наиболее приближенного к реальному сектору экономики, хотелось бы привести слова Путина В.В., с которыми трудно не согласиться: «Сегодня техникумы и колледжи должны сыграть определяющую роль в формировании высокопрофессионального кадрового резерва. От этого прямо зависит подъем российской промышленности и социальной сферы, прорывное развитие страны на годы вперед».
Но, в настоящее время в системе НПО и СПО существуют серьезные проблемы в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Мы считаем, что общими вопросами для образовательных учреждений СПО, решаемых на межрегиональном и федеральном уровне, являются следующие:
1. проблема обновления и развития основных фондов. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования (в сравнении с другими уровнями образования) и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения СПО. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах.
2. требуют совершенствования экономика и система налогообложения учебных заведений. Уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене – самые низкие, что и служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса.
3. необходимо поднимать уровень научного анализа проблем подготовки рабочих и специалистов, активнее производить изменения в системе повышения квалификации и предусмотреть надбавки за ученые степени и звания, для преподавателей и специалистов, работающих в учебных заведениях СПО. Калмыцкому республиканскому институту повышения квалификации работников образования предусмотреть курсы повышения квалификации не только для учителей общеобразовательных школ, но и для преподавателей средних профессиональных учреждений РК. Кроме того, надо изыскивать средства для стажировок преподавателей-специалистов в профильных предприятиях региона и страны.
В настоящее время, очевидно, что основным направлением развития СПО будет взаимосвязь с рынком труда, нацеленная на построение инновационной экономики. Как сказал Виктор Демин, президент Союза директоров ссузов РФ, каждые год-два в России создаются новая техника и технология, каждые три года – предприятие нового типа. Не реагировать на такой вызов система образования просто-напросто не может. С учетом этого СПО оказывается в центре задачи создания конкурентоспособной России и необходимо приложить все усилия для сохранения, развития и процветания данного уровня образования в России.