Урок Поэзия Юлии Друниной
Я в мир, зовущийся войной,
Ныряю с головой
(Романтика фронтовых дорог поэта Юлии Друниной)
Страница первая. «Истоки»
1 вед. : Вот уже более 60-ти лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. И чем дальше отходим мы от дней войны, тем ярче величие ратного подвига, тем значительнее Победа.
2 вед. : «Моё поколение росло, овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Каховка», любимым фильмом – «Чапаев», любимой книгой – «Как закалялась сталь». Не они ли – светловская девушка в походной шинели, отчаянный легендарный комдив, суровый, неистовый Павка Корчагин – привели нас в сорок первом году в райкомы и военкоматы с требованием отправить на фронт»
1 вед. : Так ответила на вопрос о связи прошлого с современностью поэтесса Юлия Друнина, всей жизненной и творческой биографией связанная с военной порой. Ответила, чтобы задать свой вопрос: разве сегодняшняя молодёжь не должна быть влюбленной в героев Великой Отечественной войны так же, как мальчики и девочки, родившиеся в 20-х были влюблены в героев гражданской войны? ... Разве наша молодежь не должна почувствовать красоту фронтовой дружбы и задуматься над природой той особой высокой нравственности души, которая бросала человека на вражескую амбразуру?
2 вед. : Я помню: поднялся в атаку взвод,
Качнулась земля родная
Я помню: кто-то кричал- «Вперёд!»-
Может, и я- не знаю.
Ворвались в немецкие блиндажи
Мы на сыром рассвете
Казалось, стоит на свете жить
Ради мгновений этих.
Отец говорил примерно следующее:
1 вед. : «Я уважаю твои патриотические чувства, но разве шестнадцатилетней девочке обязательно быть солдатом переднего края? Не естественнее ли стать сестрой в госпитале? Романтика? Ты же не могла не понять, что на фронте ею и не пахнет? И что раненых из огня должны вытаскивать здоровые мужики, а не такие козявки?»
2 вед. : Я возразила, что точно такие «козявки» воюют наравне со « здоровыми мужиками». И при чем здесь романтика?
Страница вторая. «Родом из войны»
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
1 вед. :Сказала она о себе в 1942 году. И позднее в её стихах неоднократно будет звучать мотив ухода из детства в огонь войны.
2 вед.: Я родом не из детства – из войны.
И потому , наверное, дороже,
Чем ты, ценю и счастье тишины,
И каждый новый день, Что мною прожит.
Я родом не из детства – из войны.
1 вед. : И это казалось правдой. Будто не было детства. Война заслоняло всё. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии.
2 вед. : Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Страница третья. «Готовность к подвигу»
1 вед. : Она знала о войне всё. А было ей тогда девятнадцать. Не та ли, светловская девушка в походной шинели, становится у Друниной светлокосым солдатом в окровавленных бинтах. Юля была из одного поколения молодогвардейцами и Зоей Космодемьянской. Она была так же светла, наивна, изначально готова к подвигу и даже к гибели во имя Родины, как они.
2 вед. : Целовались, плакали и пели.
Шли в штыки. И прямо на бегу
Девушка заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу
Мама! Мама! Я дошла до цели
Но в степи, на волжском берегу,
Девушка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.
1 вед. : Юля видела своим идеалом кавалерист – девицу Надежду Дурову, а высшими качествами почитала безграничную отвагу, верность клятве и упорство в достижении цели.
2 вед. : Нет, это не заслуга, а удача –
Быть девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
1 вед. : Романтика всегда – антипод обыденности, привычности, и она всегда – вечный враг рутины и покоя.
2 вед. : Мне очень трудно быть одной.
Над умной книгою порой
Я в мир, зовущийся Войной,
Ныряю с головой.
И сн
·ова ледяной поход,
И снова окруженный взвод
Бредёт вперёд.
Я вижу очерк волевой
Тех губ, что повторяли «твой!»
Мне в счастье и в беде
Притихший лес в тылу врага
И обожженные снега
Страница четвертая «Осталась в воспоминаниях»
2 вед. : У доживших до Победы солдат переднего края, особенно у пехотинцев, обычно не остаётся однополчан. Но мне повезло. Уцелел командир моего санвзвода Леонид Кривощеков. И не только уцелел, но и стал писателем. И в одном из своих рассказов вспомнил о нашем батальонном медпункте и обо мне.
1 вед. И, надо сказать, ледяные окопы Полесья не остудили, не отрезвили романтическую девочку. В первом же бою нас поразило её спокойное презрение к смертиУ девушки было какое-то полное отсутствие чувства страха. Казалось, ей совершенно безразлично, ранят ее или не ранят, убьют или не убьют.
1 вед.: Как говорится, небу было жарко,
Рвались снаряды около села.
Но Искра, полковая санитарка,
От сказки оторваться не могла.
Забыла Искра, что лежит в кювете,
Что бой, что год грохочет сорок третий.
Не прячет глаз - ей, как подружку, жалко
Обиженную девочку-русалку
Штурмовики уходят на задание,
Ревут «катюши» около реки
Чудаковатый сказочник из Дании,
Как ты забрел в окопные полки?
Вдруг закричали:
- Санитарку! Быстро!
И, шмыгнув носом (школьница точь-в-точь),
Ушла из сказки маленькая Искра -
Ее война задует в эту ночь
1 вед: Равнодушие к смерти сочеталось у нее с жадным любопытством ко всему происходящему. Она могла вдруг высунуться из окопа и с интересом смотреть, как почти рядом падают и разрываются снаряды Она переносила все тяготы фронтовой жизни, но оставалась романтиком
Ждала тебя. И верила. И знала:
Мне нужно верить, чтобы пережить
Бои, походы, вечную усталость,
Ознобные могилы-блиндажи.
Минуту счастья делим на двоих,
Пусть – артналет, пусть смерть от нас на волос.
Разрыв! А рядом – нежность глаз твоих
И ласковый срывающийся голос.
Страница пятая. «Комбат»
1 вед: В пехотном батальоне Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и воспоминаниях она называет его Комбат, но нигде не упоминает его имени. Хотя память о нем пронесла через всю войну и сохранила навсегда.
2 вед: Мина, убившая комбата, надолго оглушила меня. А потом, через годы, в стихах моих часто будут появляться Комбаты
1 вед.:Комбат в стихах Юлии Друниной ненамного моложе легендарного комдива Чапаева, поэтому объединяет их сходство помыслов и устремлений.
2 вед: Отрешенным был взгляд комбата,
Он, прищурясь, смотрел вперед,
Может, видел он сорок пятый
Сквозь пожары твои,
Проклятый,
Дорогой -
Сорок первый год
Страница шестая . «Мы хотели со славой жить»
1 вед: Последний год войны для Юлии в чем-то был даже тяжелее, чем первый. Тогда тяжело было физически и морально, но совсем не страшно казалось умирать. А теперь умирать было не то чтобы страшно, но Как то обидно.
2 вед: Тот осколок, ржавый и щербатый,
Мне прислала, как повестку, смерть
Только б дотащили до санбата!
Не терять сознание, не сметь!
А с носилок свешивались косы -
Для чего их, дура, берегла?
Вот багровый дождь ударил косо,
Подступила, затопила мгла
Ничего! Мне только восемнадцать.
Я еще не кончила войну.
Мне еще к победе пробиваться
Сквозь снегов и марли белизну!..
1 вед: Друнина была простым и целостным человеком, с четкими понятиями о том, что хорошо, а что плохо, человеком, для которого мир полярно делился на черное и белое. К тому же она была романтиком. И ей с ее восприятием мира на фронте было даже проще, чем в мирной жизни. Навстречу любой проблеме шла с открытым забралом.
2вед: Бывает в людях качество одно,
Оно дано им или не дано -
1 вед: Когда в горячке бьется пулемет,
= Один лежит, другой бежит вперед.
2 вед: И так во всём и всюду и всегда –
1 вед: Когда на плечи свалится беда,
2 вед: Когда за горло жизнь тебя возьмёт,
= Один лежит, другой бежит вперед.
2 вед: Что делать? Видно, так заведено
= Давайте в рюмки разольём вино.
1 вед: Мой первый тост и мой последний тост
= За тех, кто в полный поднимался рост!
15