Статья Современный урок географии: какой он?

Современный урок географии: какой он?

Ты лишь до тех пор способен содействовать
образованию других, пока продолжаешь
работать над собственным образованием
А. Дистервег
Урок – основная форма проведения учебных занятий в школе, форма реализации педагогических взаимодействий.
Современный урок это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный.
Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель».
Квалификационные характеристики всех педагогических работников,
утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009г. № 593, предъявляют к современному учителю высокие требования, соответствуя которым он в полной мере сможет реализовать требования ФГОС, проводить прекрасные уроки и получать хорошие результаты.
Сегодня учитель это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
В новых Стандартах образования сформулированы требования к современному учителю.
Во-первых, это профессионал, который:
демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
инициирует действия учащихся;
консультирует и корректирует их действия;
находит способы включения в работу каждого ученика;
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Признаки современного урока географии: четкое планирование цели каждого урока; обеспечение качественного усвоения учебного материала; активная работа учащихся в классе без перегрузок; наличие у школьников интереса к предмету.
Главные показатели хорошего урока:
Решение образовательно-воспитательных задач каждого урока с требованиями программы.
Выбор учителем методов обучения, адекватных поставленным целям, возможностям каждого конкретного класса.
Качество усвоенного материала на уроке, достижение планируемых результатов обучения.
И главное при подготовке к уроку - помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом, независимо от форм организации и используемых методов, остается учитель, от уровня подготовки которого, от педагогического мастерства и житейской мудрости зависят настроение и качество знаний класса.
Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока.
Выделяют 5 наиболее встречающихся в практике элементов урока:
1) изучение нового материала;
2) закрепление пройденного материала;
3) контроль и оценка учащихся;
4) домашнее задание;
5) обобщение и систематизация знаний.
Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном уроке, зависит от типа и вида урока.
Чтобы провести современный урок необходимо:
1. Четко определить и сформулировать тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал.
Для этого надо: подобрать литературу по теме; подобрать учебные задания, целью которых является:
а) узнавание нового материала,
б) воспроизведение,
в) применение знаний в новой ситуации,
г) применение знаний в незнакомой ситуации,
д) творческий подход к знаниям; упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному"; составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, т.е. некая универсальность. Главное при группировке материала -умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.
Каковы же принципиальные отличия современного урока?
Во-первых, это использование информационно-компьютерных
технологий (ИКТ) в образовательном процессе, что делает урок более интересным, наглядным и динамичным.
Во-вторых, отличия в изменении роли и функций учителя на уроке. На современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся.
В-третьих, главное на современном уроке самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.
В четвёртых, современный урок может и часто имеет межпредметный характер.
Таким образом, как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.
Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще -действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего учащегося, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно должен закладывать основу для будущего.
Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:
ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть;
ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе;
- ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата на уроке учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах;
- ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.
Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.
Способы организации урока. Сегодня использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний; поможет сэкономить время на уроке; богато иллюстрировать материал; трудные для понимания моменты показать в динамике; повторить то, что вызвало затруднения;
дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой. Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.
Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.
Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций).
Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке.
На уроках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
Современный урок географии, сохранив присущие ему признаки рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма.

Бачихина Е.В., учитель географии
МБОУ СОШ № 23 г. Симферополя Республики Крым
15