Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Поэзия периода Великой Отечественной войны»

1
Управления образования города Астаны















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
высшей категории
Р.Х.Байгабулова


мамыр – 2016– май
Тема: «Поэзия периода Великой Отечественной войны»  Цели урока:  Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя.  Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.  Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.  Оборудование: мультимедийный проектор, презентации  Методические приёмы: комментарии учителя, беседа, защита проектов учащихся, выразительное чтение и анализ стихотворений.  Темы учебных проектов:  1. Великая Отечественная война в произведениях поэтов-фронтовиков.  2. Поэты, не пришедшие с войны.  3. “У войны не женское лицо”.  4. Песни Великой Отечественной войны.  Эпиграфы:  Нам было всё отпущено сверх нормы:  Любовь, и гнев, и мужество в бою  Н.Рыленков  Ход урока.
  I.
Просмотр фрагмента кинохроники времен Великой Отечественной войны.  Слово учителя. Прозвучали до боли известные и знакомые строки:  Вставай, страна огромная,  Вставай на смертный бой  С фашистской силой темною,  С проклятою ордой!  - Какому историческому событию они посвящены? (Да, событиям Великой Отечественной войны)  - ВойнаКакие ассоциации вызывает у вас это слово? (Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость.)  Степан Щипачев писал:
Вас нет еще: вы воздух, глина, свет;
Но перед вами нам держать ответ.
Потомки, вы от нас неотделимы.
Был труден бой. Казались нам не раз
Незащищенными столетий дали.
Когда враги гранатой били в нас,
То и до вас осколки долетали.
-«Когда враги гранатой били в нас, то и до вас осколки долетали», - как вы понимаете эти слова поэта?
Долетали ли до нас, людей, живущих в 21 веке, осколки Великой Отечественной войны?
(Я думаю, такой осколок есть и должен быть в сердце каждого из нас. Пока существует человечество, эти осколки должны бередить нашу память, тревожить душу, напоминать об ужасах войны, которые довелось пережить поколению наших дедов и прадедов)

Целеполагание.
- Ребята, мы составили представление о войне на основе ваших первичных знаний. Посмотрите, как вы уже много знаете о войне. Может быть, этого достаточно, нужно ли продолжать работу по этой теме и тем более читать произведения о войне? Ведь и так все ясно?

Тема: «Поэзия периода Великой Отечественной войны»  -Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия? (Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний).
Обратимся к эпиграфу урока: Нам было всё отпущено сверх нормы:  Любовь, и гнев, и мужество в бою.(Н.Рыленков). 
Кому нам было отпущено?

Сегодня группы приготовили учебные проекты. Слово группам.

2. Тема учебного проекта «ВОВ в произведениях поэтов-фронтовиков»

В первый год на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушли 943 писателя, из них – 225 погибли, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР.
Главенствующее положение в литературе этого периода заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, художественная проза, лирика.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой. (А.Сурков)

Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». 
Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Он в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты “Красная звезда”. Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, бывал в окопах вместе с солдатами. Симонов дружил с офицерами, очень хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. Войне и ее героям он посвятил большое количество стихотворений. Наиболее ярким и сильным является «Жди меня и я вернусь».Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой.

Чтение стихотворения “Жди меня”
Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой  строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата,  эта строчка звучит как рефрен, призыв. Анафора «Жди» помогает  подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.
Война раскрывается в произведениях с различных точек зрения, в зависимости от авторской позиции. Но есть один фактор, объединяющий писателей-фронтовиков: каждый из них пропустил войну через себя, каждый воочию видел весь ад войны.
Мой товарищ, в смертельной агонии,
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам ещё наступать предстоит.
(1944) И. Деген
 Хочется сказать еще об одном поэте – Александре Твардовском. Окончив Московский институт истории, философии и литературы, Александр отправился в армию. В течение нескольких лет работал над “Фронтовой хроникой”, герой которой еще не солдат, а больше крестьянин. Из этого цикла и выросла поэма “Василий Теркин”. Фельетонный персонаж – Вася Теркин имел у бойцов огромный успех. Каждая глава поэмы печаталась в очередном номере газеты “На страже Родины”. Бойцы на фронте с нетерпением ждали продолжения.
Говорят, у войны не женское лицо, но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, летчиками. Слово их тоже было оружием. Среди них были Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Юлия Друнина.
Ольга Федоровна Берггольц – “блокадная поэтесса”, в годы войны создала свои лучшие произведения “Ленинградская поэма”, “Февральский дневник”. Голос Берггольц звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев:
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
Разве можно забыть строки великого Жамбула, адресованные героям Ленинграда:

Ленинградцы, дети мои!  Ленинградцы, гордость моя! 
Предстоят большие бои,  Но не будет врагам житья!  Спать не в силах сегодня я...  Пусть подмогой будут, друзья,  Песни вам на, рассвете мои,  Ленинградцы, дети мои,  Ленинградцы, гордость моя! 
Поэтесса Юлию Друнина 17-летней выпускницей в 1941 г. добровольно ушла на фронт. Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжелораненых.
Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой «Зинка». (чтение по ролям)
Анну Ахматову Великая Отечественная война застала в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. За годы войны она создала сборник “Ветер войны”, в который вошло стихотворение “Мужество”, написанное 23 февраля 1942 года.
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки!
Следующий учебный проект: Поэты, не пришедшие с войны.
  Где-то под лучистым обелиском,   От Москвы за тридевять земель,   Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,   Завернувшись в серую шинель.   Где-то под березою прохладной,   Что мерцает в лунном далеке,   Спит гвардеец Николай Отрада   С записною книжкою в руке.   И под шорох ветерка морского,   Что зарей июльскою согрет,   Спит без пробужденья Павел Коган   Вот почти уж шесть десятков лет.   И в руке поэта и солдата   Так вот и осталась на века   Самая последняя граната -   Самая последняя строка.   Спят поэты - вечные мальчишки!   Им бы завтра на рассвете встать,   Чтобы к запоздавшим первым книжкам   Предисловья кровью написать А.Твардовский
До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны 417. Самому старшему из них Самуилу Росину было 49 лет, самым младшим Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал: 
Я сегодня весь вечер буду,  Задыхаясь в табачном дыме,  Мучиться мыслями о каких-то людях,  Умерших очень молодыми,  Которые на заре или ночью  Неожиданно и неумело  Умирали, не дописав неровных строчек,  Недолюбив,  не досказав,  недоделав... 
За год до войны, характеризуя свое поколение, об этом же писал Николай Майоров:  Мы были высоки, русоволосы,  Вы в книгах прочитаете, как миф,  О людях, что ушли, не долюбив,  Не докурив последней папиросы. 
К началу Великой Отечественной войны, выросшему в учительской семье Борису Богаткову не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.  Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.  Летом 1936 года прозвучала песня, которая уже много лет является гимном романтиков – песня «Бригантина». Автором этих строк был студент Московского института истории, философии, литературы (МИФ-ЛИ) Павел Коган. А в сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться станцию и взорвать бензоцистерны противника... Фашистская пуля попала ему в грудь.  Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий.  Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года. 
Лейтенант Владимир Чугунов командовал на фронте стрелковой ротой. Он погиб на Курской дуге, поднимая бойцов в атаку. На деревянном обелиске друзья написали: «Здесь похоронен Владимир Чугунов воин поэт гражданин, павший 5июля 1943 года».  Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову.
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там
 Звучит мелодия песни "Бухенвальдский набат" (музыка В.Мурадели, слова А. Соболева). Всемирной известностью пользуются стихи татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Мусы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.  В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный Муса Джалиль попал в руки врага.  Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Два года провел Муса Джалиль в застенках «каменного мешка» Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. Слово поэта он всегда считал оружием борьбы, оружием победы  После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие, небольшие ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла.  «Моабитские тетради» это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия.  Человеколюбивая поэзия Джалиля обвинение фашизму, его варварству, бесчеловечности. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.  Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано: 
Они уходили, твои одногодки,  Зубов не сжимая, судьбу не кляня.  А путь предстояло пройти не короткий:  От первого боя до вечного огня... 
Чтение стихотворения «Варварство»  Анализ стихотворения М.Джалиля «Варварство»  - Объясните лексическое значение слова «варварство» (грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей)  -Попробуйте описать чувства героев стихотворения – мальчика и его мамы.  -В чем проявилось варварство врага?
Проект№3 : Стихи, ставшие песнями 
Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное!  Когда однажды молодого бойца – танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он смог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ему помогали трое: танк , автомат и песня.  Война и песня. Что может быть общего? Казалось бы, в военное время нет места для песни. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни вдохновляли бойцов, в минуты отдыха позволяли расслабиться, а в решительные минуты – собрать все силы, уберечься от слабости и паники. 
Поэзия нужна была стране, армии наравне с оружием. Примером тому может служить обращение белорусских партизан к своему командованию, переданное по рации: «Пришлите песню. Оружие можно отнять у врага. Песню у врага не отнимешь. Пришлите песню».  - Почему столь велика была потребность в песне?  Первыми песнями Великой Отечественной войны стали «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача,
Широкую известность в годы войны получили песни «В лесу прифронтовом», «Услышь меня, хорошая», «Огонёк» (автор слов – Исаковский), «В землянке» (А.Сурков), «Соловьи» (Фатьянов) и многие другие, т.е. те песни, где говорилось о верности и любви; песни на стихи, которые сами поэты не собирались никогда публиковать. Но именно такая песня помогала людям выжить, найти друг друга.  В часы короткого отдыха солдат думал о доме, о том, что его там ждут, помнят, любят, и поэтому он должен непременно вернуться. 
исполнение песни «В землянке» 
Стихи, положенные на песни, помогали людям выстоять, найти друг друга. А когда человек знает, что его любят, ждут, когда у него спокойно на душе, он и воюет лучше. –
И у каждой из песен была своя судьба, своя история, может быть, такая же романтическая, как у “Синего платочка”. Перед самой войной в Москву прибыл польский джаз. Среди музыкальных новинок оказался «Синий платочек». Тогда Клавдия Шульженко услышала его впервые, ей понравилась музыка, а вот слова показались банальными. Однажды Шульженко пела для тех, кто работал на «дороге жизни», возил хлеб в блокадный Ленинград. К певице подошел лейтенант Михаил Максимов и отдал листок с сочиненными им стихами на музыку «Синего платочка». С тех пор не было ни одного концерта, в котором не звучала бы эта песня.
Прослушивание песни «Синий платочек»
UI. Беседа по вопросам.  - Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.  Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.  Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)  - В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны? (Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.  Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:  “Бой идет святой и правый,  Смертный бой не ради славы,  Ради жизни на земле”)  - А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны? (Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)  - А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной? ( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом! Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.) 
Итак, тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе. Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.  UII. Рефлексия (на фоне песни из фильма «Офицеры» учащиеся должны ответить на вопрос: «Над чем вас заставил задуматься сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на уроке?)  Какое впечатление осталось у вас от урока? Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет? 



























«Поэзия периода Великой Отечественной войны» 

Внеклассное мероприятие
11 класс



яђ Заголовок 1ћђ Заголовок 215