Сценарий открытого урока по литературе в 11 классе Поэзия периода Великой Отечественной войны


УЧИТЕЛЬ
презентация
На исходе светлой июньской ночи, когда теплая и живая наша земля еще доверчиво дремала, раскинувшись в голубых туманах, когда дети досматривали последние сны, а молодое лето готовилось к новому дню, родился над западными границами черный гром. И шагнуло горе на нашу землю:
1 (Видеоролик Самолеты)В четыре утра 22 июня 1941 года время пошло по особому счету - вставал первый из 1418-ти дней безграничной, безбрежной, бездонной беды. Впереди боль, слезы, сиротство: Впереди сожженные города и деревни: Но впереди и подвиги Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Николая Гастелло, Виктора Талалихина, Харуна Богатырева, Османа Касаева, генерала Карбышева, 28 панфиловцев, тысяч людей московского ополчения, миллионов советских людей на фронте и в тылу: В этот день рождалась ненависть к поработителям и одновременно страстная, святая вера в Победу.
Этой вере в Победу, которую выразили в стихах поэты фронтового поколения, тому, как нашли место в боевом строю и каким ощутимым внутренним резервом стали стихи этих поэтов, мы посвящаем свой урок. Сегодня мы вспомним и тех, чьи поэтические строки были "оборваны пулей", и о памяти, которую берегли в своем сердце поэты послевоенного поколения.
Грозная сила стихов поэтов, участников грозовых событий
1-й ведущий:
Живая память о беспримерном народном подвиге - стихи советских поэтов, участников грозовых событий. Набатным колоколом зазвучали их голоса с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя народ на борьбу, на победу.
2-й ведущий:
Уже на 2-й день войны 23-го июня 1941 года, в Ленинграде, Вадим Шефнер написал стихотворение "Верим в победу!".
Ученик 1 читает стихотворение. Приложение1.Ларионов Саша
Верим в победу!
Вадим ШефнерПротив нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
1941, 23 июня, Ленинград
3-й ведущий:
На 3-ий день войны создана песня Александрова на стихи Лебедева-Кумача "Священная война". Ощущения от неё трудно с чем-нибудь сравнивать: по спине пробегает холодок решимости, самоотречения, и ты чувствуешь себя частицей в благородном гневе поднявшегося на войну народа, чувствуешь в себе силу и отвагу сломить врага или с честью умереть на поле боя: (Звучит 1-й куплет песни.)1-й ведущий:
Грозная сила стихов Алексея Суркова, Александра Твардовского, Николая Тихонова и других поэтов звала к отмщению, пробуждала ненависть к врагу, жажду подвига. Их передавали по радио рядом со сводками Совинформбюро, печатали в центральных и фронтовых газетах. Названия многих стихов той поры гневны, призывны: "Если дорог тебе твой дом:" Константина Симонова, "Бей врага" Веры Инбер, "Умрем, но не допустим" Александра Прокофьева, "Слово ненависти" Александра Твардовского.
2-й ведущий:
Мужественные строки Анны Ахматовой выражали чувства сражающегося народа, ненависть к врагу, готовность умереть за родину. Они нашли своё место в боевом строю.
Ученик 2 и ученик 3 читают стихотворения Анны Ахматовой "Клятва" и "Мужество". Приложение 2. Таурбаева Анжела и ? Лукашевич Вася
Клятва
Анна Ахматова
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
1941
Мужество
Анна Ахматова
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942, Ташкент
3-й ведущий:
В самые трудные дни 1-го полугодия войны написаны стихи Маргариты Алигер. Они продиктованы горечью только что понесенной личной утраты:
Ученик 4 читает стихотворение Маргариты Алигер "С пулей в сердце...". Приложение 3. Давыдова Настя
Маргариты Алигер.
С пулей в сердце
я живу на свете.
Мне еще нескоро умереть.
Снег идет.
Светло.
Играют дети.
Можно плакать,
можно песни петь.
Только петь и плакать я не буду.
В городе живем мы, не в лесу.
Ничего, как есть, не позабуду.
Все, что знаю, в сердце пронесу.
Спрашивает снежная, сквозная,
светлая казанская зима:
- Как ты будешь жить?
- Сама не знаю.
- Выживешь? -
Не знаю и сама.
- Как же ты не умерла от пули?
От конца уже невдалеке
я осталась жить,
не потому ли,
что в далеком камском городке,
там, где полночи светлы от снега,
где лихой мороз берет свое,
начинает говорить и бегать
счастье и бессмертие мое.
- Как же ты не умерла от пули,
выдержала огненный свинец?
Я осталась жить,
не потому ли,
что, когда увидела конец,
частыми, горячими толчками
сердце мне успело подсказать,
что смогу когда-нибудь стихами
о таком страданье рассказать.
- Как же ты не умерла от пули?
Как тебя удар не подкосил?
Я осталась жить,
не потому ли,
что, когда совсем не стало сил,
увидала
с дальних полустанков,
из забитых снегом тупиков:
за горами
движущихся танков,
за лесами
вскинутых штыков
занялся,
забрезжил
день победы,
землю осенил своим крылом.
Сквозь свои
и сквозь чужие беды
в этот день пошла я напролом.
1941
1-ый ведущий:
"Её личная, человеческая биография полностью слилась тогда с биографией миллионов её соотечественниц, слились дневник и поэзия, стихи и жизнь, и Ольга Федоровна Берггольц стала подлинным трибуном Ленинграда". [1] Её отточенные строки стали афоризмами: "Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам"; "Что может враг? Разрушить и убить. И только-то? А я могу любить:"; "Я никогда героем не была. Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила:".
Ученик 5 читает (на фоне видеоклипа 1) стихотворение Ольги Берггольц "...Я говорю с тобой под свист снарядов". Приложение 4. Алла
Ольга Берггольц...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Август 1941
2-й ведущий:
Сын русской крестьянки Анны Ивановны Павел Зайцев погиб на польской земле. Не от пули или осколка, который не угадаешь в бою. Он увидел свою смерть еще до смерти - пулемет, который не давал бойцам подняться. Он не смог заткнуть ему глотку гранатой. И тогда сержант закрыл амбразуру своим телом. Как уже делали до него. Как сделают после. Он выбрал смерть, чтобы вскочившие за ним двинулись дальше, к Победе. После него будут петь: "А нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим". Этот порыв точно и страстно передал в своем стихотворении поэт - фронтовик Павел Шубин.
Ученик 6читает стихотворение Павла Шубина "Полмига". Приложение 5.Беленко Саша
Полмига
Павел Шубин
Нет,
Не до седин,
Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Прижаться к земле
И в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только
Вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её,
Врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нём пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
…Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу!
Юго-восточнее Мги,
3 августа 1943 г
3-й ведущий:
Юлия Друнина родилась в 1924 году. В первые дни войны добровольцем ушла в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором.
Ученик 7 и ученик 8 читают стихотворения Юлии Друниной "Солдатские будни" и "Я только раз видала рукопашный:". Приложение 6.Арина, Алла
Солдатские будни
Юлия Дринина
Только что пришла с передовой
Мокрая, замёрзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала - руки не поднять,
Не до дров, - согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу - те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра!» -
Крикнут мне товарищи в награду.
Да ещё сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
- Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!
1943
Я столько раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943
1-й ведущий:
"Молодость я запахнула в шинель и плотно шинель застегнула:". Эти слова Халимат Байрамуковой можно с уверенностью отнести ко всем восьмистам тысячам девушек, вставших наравне с мужчинами на защиту Родины. Сама же поэтесса с первых дней войны начала работать во фронтовом госпитале.
2-й ведущий:
Молодой ополченец 1941 года, лейтенант в неполные двадцать лет, командир танкового взвода с пробитым пулей комсомольским билетом, горевший в танке, уцелевший и несломленный, Сергей Орлов по праву назвал себя "Гомером гвардейского полка". Он поистине выстрадал в боях свою поэзию, сумел спасти ее среди "тьмы огня". Главная его песня - "Его зарыли в шар земной:".
Ученик 9 читает стихотворение Сергея Орлова "Его зарыли в шар земной". Приложение 7.Дима
Сергей Орлов
Его зарыли в шар земной
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
3-й ведущий:
В семнадцать лет в первый месяц войны добровольцем ушел на фронт Эдуард Асадов. После недолгой учебы в сентябре 1941 года в составе 4-го гвардейского артминометного полка дал первый залп по врагу из знаменитых "Катюш". В боях за освобождение Севастополя 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью и приговор врачей: "Впереди будет все. Все, кроме света".
Ученик 10 читает стихотворение Эдуарда Асадова "Письмо с фронта". Приложение 8.ВЛАДИК АЛЬМУКОВ
Письмо с фронта
Эдуард Асадов.
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную.
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало
Суровою двойкой дневник украшал,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
1943
1-й ведущий:
Михаил Светлов был корреспондентом газеты "Красная звезда", работал во фронтовой печати. Лучшее его стихотворение о войне - "Итальянец".
Ученик 1 читает стихотворение Михаила Светлова "Итальянец". Приложение 9.аРТЕМ
Итальянец
Михаил Светлов
Черный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимыйИ единственным сыном носимый...
Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?
Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!
Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!
Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
Разве среднего Дона излучина
Иностранным ученым изучена?
Нашу землю - Россию, Расею -
Разве ты распахал и засеял?
Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного...
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах...

1943
Слово поэтов, погибших на войне
На фоне презентации звучит музыка из песни "Журавли". Другая Вставить в презентацию
1-й ведущий читает эпиграф. Приложение 9.1. Из горящих траншей, под огнём и свинцом, Адресов не оставив в конверте, Гимнастёрки рванув, плюнув смерти в лицо, Прорывались ребята в бессмертье…
Владимир Туркин
…Не долюбив, не досказав, не доделав.
2-й ведущий:
Есть в Книге войны такое, что уже никогда не будет продолжено другими, но навеки останется в сердцах живых. Это слово писателей, погибших на войне. В нашем сознании они пребудут молодыми - такими, какими они пали на поле боя.
Читаешь стихи этих поэтов - и в горле встает ком. Сколько поразительных судеб оборвала война!
3-й ведущий:
Иосиф Уткин и Джек Алтаузен стали при жизни гордостью советской поэзии. На них возлагались большие надежды. Иосиф Уткин погиб 13 ноября 1944 года. Джек Алтаузен погиб в бою под Харьковом в мае 42-го.
1-й ведущий:
Моисей Рыбаков мечтал стать ученым и заняться теоретической физикой. Он героически погиб 19 июля 1943 г. при подготовке переправы наших войск через реку Миус неподалеку от с. Русское Ростовской области.
2-й ведущий:
Перед самой войной Борис Богатков только поступил, выдержав творческий конкурс, на вечернее отделение литературного института имени Горького. Поэт погиб в 1943 г., песней поднимая в атаку свой взвод. Посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, а его имя навечно внесено в списки 22-й Гвардейской Сибирской дивизии.
3-й ведущий:
В 1939 году Борис Смоленский пишет стихотворение:
Ученик 2 читает стихотворение Бориса Смоленского. Приложение 10.Коля
Борис Смоленский
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучиться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
Не досказав,
Не доделав...
1-й ведущий:
16 ноября 1941 года он пал смертью храбрых. Ему было 20 лет... Похоронен в воинской братской могиле посёлка Падун Медвежьегорского района (Карелия).
2-й ведущий:
Каким жизнеутверждающим призывом звучит стихотворение Елены Ширман "Жить".
Ученик 3 читает стихотворение "Жить" Елены Ширман. Приложение 10.Жить
Елена ШирманРазве можно, взъерошенной, мне истлеть,
Неуёмное тело бревном уложить?
Если все мои двадцать корявых лет
Как густые деревья гудят – жить!
Если каждая прядь на моей башкеК солнцу по – своему тянется,
Если каждая жилка бежит по руке
Неповторимым танцем!
Жить! Изорваться ветрами в клочки,
Жаркими листьями наземь сыпаться,
Только бы чуять артерий толчки,
Гнуться от боли, от ярости дыбиться.
3-й ведущий:
Но разве можно мечтать о другом, когда опасность пришла к порогу Родины. В июле 1942 года в станице Ремонтной она была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла.
1-й ведущий:
Георгий Суворов не успел стать педагогом. Он ушел на фронт со 2-го курса Красноярского пединститута.
Ученик 4 читает стихотворение Георгия Суворова "Пришел и рухнул, словно камень:". Приложение 10. Андрей
Георгий Суворов
Пришел и рухнул, словно камень,
Без сновидений и без слов,
Пока багряными лучами
Не вспыхнули зубцы лесов,
Покамест новая тревога
Не прогремела надо мной.
Дорога, дымная дорога,
Из боя в бой, из боя в бой...
1944
2-й ведущий:
Погиб в дни наступления войск Ленинградского фронта, при форсировании реки Нарвы, 13 февраля 1944 г. в звании гвардии лейтенанта.
3-й ведущий:
Владимир Аврущенко осенью 1941 года, израненный, попал в плен. Гитлеровцы зверски казнили Володю за отказ сотрудничать. Средневековые варвары привязывали пленных к лошадям и разрывали пополам. Фашисты заменили коней танкетками.
Идя на смерть, он верил в нашу победу. Как реквием звучат вдохновенные строки поэта:
Ученик 5 читает стихотворение Владимира Аврущенко "В тени знамен:". Приложение 10.Радик
Владимир Аврущенко
В тени знамен, нахохленных, как птицы,
Лежит боец, смежив свои глаза,
В которых, может быть еще дымится
И чуть заметно движется гроза.
Он спит. И времени текут потоки.
И в напряженной снится тишине,
Что ты, мой друг, читаешь эти строки,
КАК ЛУЧШИЙ ДАР, КАК ПАМЯТЬ ОБО МНЕ.
Витаутас Монтвила. Когда гитлеровцы ворвались в Прибалтику, они заточили Монтвилу в тюрьму. Его имя стало символом стойкости, несгибаемости. Похоронен поэт в братской могиле.
Ученик 6 читает стихотворение Витаутаса Монтвилы "Друзья-бойцы:". Приложение 10.Алеша ИленюковВитаутас МонтвилаДрузья-бойцы, люблю я вас.
Нет вас... но свет ваш не погас.
Отчизне - жить,
И жизни - быть,
Всегда, везде
Светить звезде.
Над вами здесь
Взовьется песнь,
А с ней, красна,
Придет весна,
Придет, лучась,
В счастливый час...
Друзья-бойцы, люблю я вас,
Нет вас, но свет ваш не погас.
1941
2-й ведущий:
Сколько их, тех, кто ушел не долюбив, не досказав, не допев:
Владислав Занадворов (1914 - 1942). Погиб в боях под Сталинградом.
3-ий ведущий:
Михаил Кульчицкий. Погиб под Сталинградом в январе 43-го года.
1-й ведущий:
19 июля 1942 года под Новочеркасском военный корреспондент Леонид Вилкомир вылетел на задание в качестве стрелка-радиста штурмовика ИЛ-2. Самолёт был подбит, и лётчик лейтенант Маслов направил падающую машину в скопление вражеских танков.
2-й ведущий:
Всеволод Багрицкий. Погиб 26 февраля 42 -го года на Волховском фронте.
3-й ведущий:
Али Шогенцуков. Когда началась Великая Отечественная война, поэт написал стихи, в которых призвал сограждан к защите родины. Осенью 1941 года попал в плен. Погиб в нацистском концлагере под Бобруйском.
1-й ведущий:
Даут Байкулов (1902-1942) - карачаевский поэт и прозаик. Первый сборник стихов "За новую жизнь" вышел в свет в 1931 г. Был редактором газеты "Таулу джашау" ("Путь молодежи"). В первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Погиб в ноябре 1942.
2-й ведущий:
Он совершил великий человеческий и творческий подвиг, и имя его стало символом стойкости, беззаветной преданности родине.
С 26 июня 1942 г., когда тяжелораненый политрук Муса Джалиль попал в плен к гитлеровцам, до 25 августа 1944 г., когда над его головой сверкнул нож фашисткой гильотины, прошел 791день. 791 день не прекращающейся ни на час борьбы. Все круги ада прошел Муса Джалиль и ни разу не поступился человеческим достоинством, ни на одно мгновение не впал в отчаяние. Свидетельство тому его "Моабитская тетрадь", наивысшее проявление его героического духа. В ней детские стихи, стихи о любви, юмористические и, конечно, гневные строки в адрес варваров.
В момент чтения стихотворения музыка останавливается.
Ученик 7 читает стихотворение Мусы Джалиля "Варварство". Приложение 11. КРИСТИНА
Варварство
Муса ДжалильОни с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
1943
Память о войне
1-й ведущий читает стихотворение Кайсына Кулиева "Ты слышишь, какая стоит тишина!". Приложение 11.1.Алеша ИленюковТы слышишь, какая стоит тишина!
Прошла, словно град, отшумела война.
Спокойно растет молодая трава,
И в мерные строки ложатся слова.
Лишь воспоминания нас тяготят
О тех, кто уже не вернется назад…
Кайсын Кулиев
2-й ведущий:
Не вернувшимся с Марухского ледника героям посвящает свои стихи Назир Хубиев.
Ученик 8 читает стихотворение "Героям Марухского перевала". Приложение 12.Владик Исаев
Героям Марухского перевала
Назир Хубиев Вас утаить не смог холодный саван,
Вас и под снегом ветер отыскал
И слезы гор бегут, бегут как лава,
По ледникам, сковавшим губы скал.
Слились в одно солдатская отвага
И с этих гор ледовая броня –
И вы назад не сделали ни шага,
Врагов жестоких яростно громя.
Сжимая сталь иззябшими руками,
Вы здесь вели последний смертный бой.
И в том бою не прятались за камни,
А камни прикрывались вы собой.
3-ий ведущий: (звучит музыка Яна Френкеля)
Два брата Расула Гамзатова - Магомед и Ахильчи - погибли на войне. Магомед от ран в госпитале, Ахильчи, подобно птице, был сбит над Черным морем в 1942 году. И в душе поэта живет память о погибших, не вернувшихся с полей сражений, всех, кто превратился в белых журавлей. И Гамзатовские журавли взмыли в небо гордым белым клином. И с тех пор эти пронзительные стихи, а затем и песня (муз. Яна Френкеля) уже неотступно живут в нас, рождая светлую печаль. Неслучайно образ улетающих журавлей стал памятником, отлитым в бронзу, 7 сыновьям осетинки Тасо Газдановой, погибшим на войне. Он - памятник и 6 братьям Бостановым из аула Терезе, 9-ти сыновьям Епистинии Федоровны Степановой из Краснодарского края, единственной женщине на планете, у которой война забрала 9 сыновей.
Ученик 9 читает стихотворение Руфи Тамариной "Орден осени - желтый лист:".  Приложение 12. Ринат
Руфь Тамарина
Орден осени – желтый лист.
В простынь просини – обелиск.
Он распарывает синь холста.
На вершине его – звезда.
На откосах его камней
Имена золотых парней –
Тех, кто встали живой стеной
Защищать наш покой земной.
Ученик 10 читает стихотворение В. Туркина "Над могильной плитой, под стрелой обелиска:".  Приложение 12. Арина
В.ТуркинНад могильной плитой, под стрелой обелиска,
только глянешь, и к горлу комок-
Опустилась рука, положила записку:
"С днем рожденья тебя мой сынок".
Это мама пришла поседевшая рано,
Белый шрам от войны на виске,
И дышала гвоздика – незажившая рана
на пронзительно чистом листке.
С Днем рожденья солдат! Поклоняются люди,
Облака, и цветы, и трава,
Никогда для тебя смертной даты не будет
Если мама осталась жива.
Начертала война на трагических плитах
Имена, имена, имена,
Вы на век рождены, вы вовек не забыты
Если Родина-Мать спасена!
1-й ведущий:
Возле памятника, в гранитном светильники, днем и ночью, в дождь и в зимнюю вьюгу горит, не угасая, Вечный огонь. Это - символ памяти о тех, кто отдал свою жизнь за наше счастье, символ вечной любви, которая незатухающим пламенем горит в сердцах людей.
2-й ведущий читает стихотворение Назира Хубиева "Огонь вдохновенный, крылатый:".  Приложение 12.Никита
Назир ХубиевОгонь вдохновенный, крылатый
Теплом наполняет сердца,
Над скромной могилой солдата
Горит и горит без конца.
И ветер в напрасном усердие
Здесь кружится из году в год.
Отважного сердца бессмертия
Огню догореть не дает.
3-й ведущий читает отрывок из реквиема Андрея Вознесенского "Возложите на море венки:".  Приложение 12.Денис
Возложите на землю венки.
В ней лежат молодые мужчины.
Из сирени, из роз, из жасмина
возложите живые венки.
Возложите на Время венки,
в этом вечном огне мы сгорели.
Из жасмина, из белой сирени
на огонь возложите венки.
Видеоролик «Журавли». Минута молчания
В 1941 году Павел Коган написал стизотворение «МЫ»
Есть в наших днях такая точность,Что мальчики иных веков,Наверно, будут плакать ночьюО времени большевиков.И будут жаловаться милым,Что не родились в те года,Когда звенела и дымилась,На берег рухнувши, вода.Они нас выдумают снова —Сажень косая, твёрдый шаг —И верную найдут основу,Но не сумеют так дышать,Как мы дышали, как дружили,Как жили мы, как впопыхахПлохие песни мы сложилиО поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,Не очень умными подчас.Мы наших девушек любили,Ревнуя, мучаясь, горячась.Мы были всякими. Но, мучась,Мы понимали: в наши дниНам выпала такая участь,Что пусть завидуют они.Они нас выдумают мудрых,Мы будем строги и прямы,Они прикрасят и припудрят,И всё-таки пробьёмся мы!
Они были примерно вашего возраста, когда шагнули в войну и не на много старше вас, когда встретили свой смертный час. Они были мечтателями и романтиками, хотели жить, любить, творить. И оставили нам, потомкам, замечательные стихи и пример беззаветной преданности Родине.
презентация
Красные гвоздики – символ нашей памяти, скорби и благодарности. Возложите их к памятнику односельчанам-фронтовикам, павшим на полях Великой Отечественной войны. Постойте, помолчите, подумайте, найдите в душе единственно верные для этого момента слова. Спасибо. До свидания.
Дети идут к Вечному огню на возложение.