Конспект урока Китай. Япония. Индия. Краткая ЭГХ
19,20 Дата:
Тема: Япония, Индия, Китай. Краткая экономико – географическая характеристика стран.
Цель: Определить особенности населения, экономической политики, отраслей международной специализации Японии. Индии, Китая.
Задачи: 1. Сформировать у учащихся систему знаний об особенностях населения, экономической политики, отраслях международной специализации Японии. Индии, Китая.
2. Вырабатывать умение сравнивать, логически мыслить, делать выводы и анализировать причинно-следственные связи; вооружать школьников способами познавательной деятельности и практическими умениями работы с картами, статистическими материалами; совершенствовать навыки учащихся самостоятельно отбирать и анализировать материал; продолжить формирование умений обобщать и делать выводы.
3. Развивать мировоззренческие идеи о единстве, целостности и беспрерывности развития природных, социальных и экономических явлений и процессов; развивать познавательный интерес учащихся к географии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: нестандартный урок, «ажурная пила».
Методы: частично – поисковый, исследовательский; методы анализа и
синтеза; метод групповой работы .
Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники, энциклопедии,
справочники, листы – опросники, опорные конспекты.
I. Организационный момент
II. Мотивация
Что?
В какой части ?
Чего?
Япония
страна
В восточной части
Азии
Китай
страна
В восточной части
Азии
Индия
страна
В южной части
Азии
Одна из этих стран – однонациональная. 95% её жителей это представители коренной национальности. Кроме того, диаспора этого народа очень маленькая. Менее 2 % проживает за пределами этой страны. (Япония).
Другая страна – крайне многонациональна: более 250 народов и народностей! более 250 языков! Более того, жители одной деревни иногда не понимают друг друга! (Индия)
Третья страна имеет самую большую в мире диаспору. Более 30% представителей этой национальности проживает за пределами своей этнической родины! (Китай)
III. Изучение нового материала
1) Постановка цели, задач перед каждой группой
Учащиеся разделены на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. 1-ая группа характеризует Японию, 2-ая Китай, 3-я Индию, 4-ая определяет причины тех или иных характеристик экономики данных стран, работая по индивидуальным заданиям.
2) Этап индивидуальной работы
№1 характеризует задания 1, 2, 3. №2 – задания 4, 5, 6. № 3 – задания 7, 8, 9. №4 – задания 10, 11. № 5 выполняют картографические задания.
3) Этап работы в группах
Каждый учащийся объясняет только что изученный им материал членам своей группы. Ребята заполняют конспект.
4) Переход
Учащиеся меняются местами: за первый стол садятся все первые номера. за второй – все вторые, за третий – третьи, за четвёртый – четвёртые, пятые номера остаются на местах.
5) Этап взаимного обучения
Учащиеся в группах обмениваются информацией, заполняя по ходу урока конспект.
IV. Этап систематизации и закрепления изученного материала
В ходе обсуждения конспекта, учащиеся исправляют возможные ошибки, отвечают на вопросы учителя, дополняют конспект, обсуждают проблемные вопросы.
Какие факторы способствовали превращению Японии в высокоразвитое государство?
Какими главными особенностями характеризуется отраслевая структура японской промышленности?
Чем объясняется высокая концентрация населения и производства на восточном побережье Японии?
Перечислите факторы, определившие быстрый экономический подъём Японии после Второй мировой войны?
Почему приморские провинции Китая в экономическом развитии опередили провинции и районы Западного Китая?
Почему Индию относят к числу развивающихся стран при высоких абсолютных масштабах производства?
V. Этап работы над картографическим материалом
Определите следующие картографические объекты:
Япония, Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, Токио, Йокогама, Киото, Кейхин.
Китай, Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Тибет, Янцзы, Хуанхэ, Сянган, Лхаса.
Индия, Ганг, Инд, Дели, Колката, Мумбай, Ченнай, Гималаи, Индо – Гангская.
VI. Итоговое тестирование (тест прилагается)
VII. Подведение итогов урока, домашнее задание
Средний уровень: выучить конспект,
повт. формы международного сотрудничества.
Достаточный уровень: + прочитать §48, 49, 50.
Высокий уровень: + в материалах периодической печати или в Интернете
найти информацию о формах международного
сотрудничества Украины и данных стран.
Итоговый тест.
I уровень (по 1 баллу)
1. Самой высокоурбанизированной державой является:
а) Япония; б) Китай; в) Индия.
2. Крупнейшим городом Китая является:
а) Шанхай; б) Пекин; в) Тяньцзинь; г) Гуанчжоу д) Ухань.
3. Ведущей отраслью машиностроения в Японии является:
а) Электромашиностроение;
б) радиоэлектроника;
в) транспортное машиностроение;
г) оборудование для горной промышленности;
д) сельскохозяйственное машиностроение.
II уровень (2 балла)
4. Назовите по 2 крупнейших города в каждой стране.
Япония: 1. ___________________ 2.____________________
Китай: 1. ___________________ 2.____________________
Индия: 1. ___________________ 2.____________________
III уровень (3 балла)
5. Дайте хозяйственную оценку минерально – сырьевых ресурсов Китая.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV уровень (4 балла)
6. Охарактеризуйте факторы высокого индустриального развития хозяйства современной Японии.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Япония, Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, Токио, Йокогама, Киото, Кейхин.
Китай, Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Тибет, Янцзы, Хуанхэ, Сянган, Лхаса.
Индия, Ганг, Инд, Дели,
Колката, Мумбай, Ченнай, Гималаи,
Индо– Гангская.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15