План урока атмосфера её состав, строение,значение и охрана 6кл
Сш.им.М.В.Ломоносова 6 класс 40урок Артмухамбетова Айганым Аблулаевна
Тема Атмосфера, её строение, состав воздуха.
Цель сформировать понятие об атмосфере как газовой оболочке Земли.
Задачи Учащиеся должны получить знания об атмосфере, познакомиться со строением и значением атмосферы, характеризовать слои атмосферы;
развивать устную и письменную речь учащихся, инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах, способность анализировать, делать выводы.
повышать интерес к изучению предмета, экологическое воспитание;
Способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы, обобщения.
Способствовать развитию интереса к географии, любви к природе, стремления расширять кругозор.
- проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
Ожидаемые результаты Будут знать состав ,строение и значение атмосферы, для чего нужно изучать атмосферу; Смогут описывать слои атмосферы. Предлагать пути решения охраны воздушного бассейна.
Основные термины, понятия атмосфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.
Метод и тип урока С-Н, урок изучения нового материала
Оборудование
учебник, атлас, карта полушария, презентация, видеоматериал. компьютер, медиапроектор, ватман, стикеры, маркеры.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный
момент Проверка готовности класса к уроку.
Психологический настрой: видеоролик "Позитивчик" Учащиеся готовы к началу урока
Просматривают видеоролик
Актуализация знании 1) Дайте определения понятиям:
1группа - река, исток
2 группа - русло реки, устье
3 группа - долина реки, межень
2) Закончи предложение:
1.Озеро отличается от моря тем, что не является частью.......................
2. Озёра по способу питания бывают............................
3. Реки по характеру течения бывают ............................
4. Горные породы хорошо пропускающие воду называют ...........................
5. Подземная вода - это...................................................
6. Озеро - ...........................................................
7. Старый снег называют .............................
8. Воды расположенные близко к земной поверхности называют ........................................
9.Горные породы вынесенные ниже снеговой линии называют .............................
10. Ледники бывают ..............................
Критерии: «5»- 9-10, «4»- 7-8, «3»- 5-6, «2»- 3-4.
Отвечают на вопросы
Самооценивают себя
Мотивация и целеполагание
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке.
Есть ли дети одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
-Ребята, как вы считаете, существует ли одеяло, которое укрывает всю Землю? (ответы учеников) -Как оно называется? (ответы учеников) -Молодцы, оно действительно называется атмосфера. -Какова тема нашего урока? (ответы учеников) (Слайд 2 с темой урока ). Запись темы в тетрадь. -Тема урока «Атмосфера, ее состав, строение и значение». Отгадывают загадку
Отвечают на вопросы
Самостоятельно
формулируют тему и задачи урока.
III. Изучение новой темы.
- Для изучения новой темы класс разобьём на группы.
Деление на 3 группы с использованием приёма «Светофор»
- Красные - группа "Кислород"
- желтые - группа "Азот"
- зеленые - группа "Углекислый газ"
I. - Мы хорошо знакомы с темой "Атмосфера" из курса 5 класса . Это знание мы используем для составления постера используя "игру в ассоциации".
Группам составить постер об атмосфере используя приём кластер. Затем группы афишируют свою работу.
- Используя эти ассоциации составить определение атмосфера; записать его в тетрадь.(Атмосфера – воздушный слой, окружающий земной шар со всех сторон, самая верхняя оболочка Земли.)
II. Демонстрация видеоролика "Состав атмосферы"
На основе просмотренного фильма каждая
группа выполняет свое задание:
- Выясните, из каких газов он состоит и каков процентный состав .
Работа в группах: Составьте кластер и определите свойства газов
1группа - Какими свойствами обладает кислород?
2группа - Какими свойствами обладает азот?
3группа - Зачем нужен углекислый газ? Каковы его свойства?
Защита работы - выступления спикеров
III. Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои и каково их значение вы сейчас узнаете из видеоролика. А затем на основе просмотренного фильма и текста учебника поработаете в группах.
Задания для групп:
Класс делится на группы используя приём "Светофор"
Составляют постер используя приём КМ "Кластер"
Спикеры групп афишируют работу.
Дают определение понятию "Атмосфера"
Работа в группе - просмотр видеоролика и текста учебника- составление постера
Защита постера
Группа «Кислород» - Сравните тропосферу и стратосферу, найдите черты сходства, различия и сделайте это используя приём «Диаграмма Венна» .
Признаки для отбора:
1. самый нижний слой атмосферы
2.верхняя граница составляет 50-55 км
3.содержится 80% воздуха
4. весь водяной пар
5. воздух сухой
6. при поднятии на 1 км температура падает на 60 С
7. толщина слоя 8-20км
8. с высотой температура повышается
9. образуются облака и ветер
10.идут атмосферные осадки
11. ветер и облака не образуются
12. не идут дожди
13. образуется озоновый слои
14. входят в состав атмосферы
Группа « Азот»: Почему атмосферу называют «одеялом» Земли, «броней» планеты? Используйте приём «Кластер»
Группа «углекислый газ» - Верхние слои атмосферы. Прочитайте часть текста о верхних слоях атмосферы,на основе просмотренного фильма и текста учебника расскажите об этом слое по алгоритму: а) мощность слоя, б) температура, в) что еще происходит в этом слое.
- Демонстрация видеоролика "Слои атмосферы и её значение."
- Группы афишируют свою работу
IV. «Изучение и загрязнение атмосферы»
- Мы видим, что атмосфера имеет достаточно сложное строение. Атмосферу изучают постоянно и значение ее для жизни Земли огромно. Люди заметили, что одни явления, происходящие в атмосфере, предвещают пасмурную и дождливую погоду, другие, наоборот, ясную и солнечную. Вот почему с давних времен изучению атмосферы, особенно ее нижних слоев, придают огромное значение.Ученые могут сейчас научно предсказывать наступление заморозков или оттепелей, установление ясной и солнечной погоды или, наоборот, дождливой.
- Большое влияние на состав воздуха нижних слоев атмосферы оказывает человек.
- Работа в группах – составляют постер
Группа «Кислород» - Способы изучения атмосферы .
Группа «Азот» - Как старожилы предсказывают погоду?
Группа «Углекислый газ» - Что является причиной загрязнения атмосферы?
-Демонстрация видеоролика: «Изучение и охрана атмосферы»
- Защита работы - группы презентируют работу.
• Изучение атмосферы . На поверхности Земли действуют тысячи метеорологических станций. Их работники не менее четырех раз в сутки снимают показания приборов, регистрирующих состояние тропосферы.
Составляют диаграмму Венн
Составляют кластер
По плану охарактеризовать верхние слои атмосферы.
Вступления групп
Просмотр видеоролика
Составление постера в группе
Защита работы
- Для изучения толщи атмосферы запускают воздушные шары, к которым прикреплены приборы — радиозонды, передающие на метеорологические станции данные о состоянии атмосферы на разных высотах. Если необходимо получить сведения о состоянии атмосферы на больших высотах, используют метеорологические ракеты. Для того чтобы давать долгосрочные прогнозы состояния атмосферы, надо получить сведения о процессах, происходящих в верхних слоях на всем протяжении воздушной оболочки Земли. Для этой цели используются искусственные спутники Земли, которые фотографируют поверхность нашей планеты и осуществляют ее телесъемку. Благодаря этому специалисты на Земле получают возможность наблюдать за тем, что происходит в верхних слоях атмосферы, и предсказывать погоду. - Загрязнение атмосферы. -Большое влияние на состав воздуха нижних слоев атмосферы оказывает человек. Изменение состава воздуха атмосферы, вызванное хозяйственной деятельностью людей, приводит к отрицательным последствиям.Что является причиной загрязнения атмосферы в вашей местности? Какие меры принимаются по охране чистоты воздуха в ней?
- Демонстрация видеоролика "Подведение итога урока."
На основе просмотренных видеороликов проведем закрепление полученного знания.
Работа с текстом учебника
Просмотр видеоролика
Закрепление Задание: "Найдите соответствие."
Обозначьте одинаковыми цифрами название слоев атмосферы и признаки характеризующие их:
Слои атмосферы Признаки Ответы
1.Тропосфера
2.Стратосфера
3.Верхние
слои атмосферы Верхняя граница слоя 8-20 км
Верхняя граница слоя 50-55 км
Температура понижается на 6с на каждый км.
Содержится наибольшее количество влаги
Температура воздуха постоянная (60-70с)
Водяного пара нет
Происходит изменение силы и направления ветра
Образуются облака
Облака не образуются Критерии: «5»- 9-10, «4»- 7-8, «3»- 5-6, «2»- 3-4.
Решите задачи:
1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С?
2. Какова высота горы, если у ее подножия температура +26°С, а на вершине -10°С?
3. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км?
Критерий: "5"- 3; "4" - 2; "3" - 1; "2" - 0
Находят соответствие
Самооценивают, испоьзуя критерии оценивания
Решают задачи
Домашнее задание
(2 мин) V. Домашнее задание: § 17
VI.Оценивание. Учащиеся проводят самооценку своей работы, аргументируя ее. Листочки сдают учителю
Задание Оцениваю себя Учитель
1.Опрос дом задания 2.1. Работа в группе «Игра в ассоциации» 2.2. Состав атмосферы 2.3 Слои атмосферы, значение 2.4 Изучение и охрана 3.1 Закрепление «Найди соответствие» 3.2 Реши задачу 4. Общий бал Записывают домашнее задание в дневник
Заполняют листочки и сдают учителю
Рефлексия
Учащимся дает стикер, в которой нужно написать фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок
Я на уроке Итог
1. Интересно 1. Работал Понял материал
2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал
3.Безразлично 3.Помогал другим 3.Нужна помощь
Характеризуют свою работу на уроке по трем направлениям - заполняют стикеры.
Приложение к уроку № 40 - 6кл Технологическая карта к уроку.
I. - Мы хорошо знакомы с темой "Атмосфера" из курса 5 класса . Это знание мы используем для составления постера через "Игру в ассоциации".
Группам составить постер об атмосфере используя приём кластер. Затем группы афишируют свою работу.
- Используя эти ассоциации составить определение атмосфера; записать его в тетрадь.
II. Демонстрация видеоролика "Состав атмосферы"
На основе просмотренного фильма каждая
группа выполняет свое задание:
- Выясните, из каких газов он состоит и каков процентный состав .
Работа в группах: Составьте кластер и определите свойства газов
1группа - Какими свойствами обладает кислород?
2группа - Какими свойствами обладает азот?
3группа - Зачем нужен углекислый газ? Каковы его свойства?
Защита работы - выступления спикеров
III. Атмосфера состоит из нескольких слоев.
Какие это слои и каково их значение вы сейчас узнаете из видеоролика. А затем на основе просмотренного фильма и текста учебника поработаете в группах.
Задания для групп:
1 Группа «Кислород» - Сравните тропосферу и стратосферу, найдите черты сходства, различия и сделайте это используя приём «Диаграмма Венна» .
Признаки для отбора:
1. самый нижний слой атмосферы
2.верхняя граница составляет 50-55 км
3.содержится 80% воздуха
4. весь водяной пар
5. воздух сухой
6. при поднятии на 1 км температура падает на 60 С
7. толщина слоя 8-20км
8. с высотой температура повышается
9. образуются облака и ветер
10.идут атмосферные осадки
11. ветер и облака не образуются
12. не идут дожди
13. образуется озоновый слои
14. входят в состав атмосферы
2 Группа « Азот»: Почему атмосферу называют «одеялом» Земли, «броней» планеты?
Используйте приём «Кластер»
3 Группа «углекислый газ» - Верхние слои атмосферы.
Прочитайте часть текста о верхних слоях атмосферы,на основе просмотренного фильма и текста учебника расскажите об этом слое по алгоритму: а) мощность слоя, б) температура, в) что еще происходит в этом слое.
- Группы афишируют свою работу
IV. «Изучение и загрязнение атмосферы»
- Работа в группах – составляют постер
Группа «Кислород» - Способы изучения атмосферы .
Группа «Азот» - Как старожилы предсказывают погоду?
Группа «Углекислый газ» - Что является причиной загрязнения атмосферы?
-Демонстрация видеоролика: «Изучение и охрана атмосферы»
- Защита работы - группы презентируют работу.
V. Закрепление:
Задание: "Найдите соответствие."
Обозначьте одинаковыми цифрами название слоев атмосферы и признаки характеризующие их:
Слои атмосферы Признаки Ответы
1.Тропосфера
2.Стратосфера
3.Верхние
слои атмосферы - Верхняя граница слоя 8-20 км
- Верхняя граница слоя 50-55 км
- Температура понижается на 6с на каждый км.
- Содержится наибольшее количество влаги
- Температура воздуха постоянная (60-70с)
- Водяного пара нет
- Происходит изменение силы и направления ветра
- Образуются облака
- Облака не образуются Критерии: «5»- 9-10, «4»- 7-8, «3»- 5-6, «2»- 3-4.
Решите задачи:
1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -30°С, а у поверхности Земли +12°С?
2. Какова высота горы, если у ее подножия температура +26°С, а на вершине -10°С?
3. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км?
Критерий: "5"- 3; "4" - 2; "3" - 1; "2" - 0
VI.Оценивание. Учащиеся проводят самооценку своей работы, аргументируя ее. Листочки сдают учителю
Задание Оцениваю себя Учитель
1.Опрос дом задания 2.1. Работа в группе «Игра в ассоциации» 2.2. Состав атмосферы 2.3 Слои атмосферы, значение 2.4 Изучение и охрана 3.1 Закрепление «Найди соответствие» 3.2 Реши задачу 4. Общий бал Фрагменты урока
Фрагменты урока.
Атырауская обл
Курмангазинский р-он
сш.им.М.В. Ломоносова
Подготовила и провела урок географии в 6"а" классе
Артмухамбетова Айганым Абдулаевна
учительница высшей категории.
Ганюшкино- 2015г