Статья на тему: «Преподавание учебной дисциплины «Информатика» в профессиональных образовательных учреждениях медицинского направления».


Литвинова Г.А.
преподаватель информатики.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области "Муромский медицинский колледж"
«Преподавание учебной дисциплины «Информатика» в профессиональных образовательных учреждениях медицинского направления».  
Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами отрасли здравоохранения.
Перед каждым преподавателем информатики в профессиональных образовательных учреждениях медицинского направления стоит непростая задача – подготовить  современного конкурентоспособного специалиста с высокой степенью адаптации, обладающего ИКТ - компетенциями, способного уверенно работать в высокоразвитой информационной среде. Перед педагогом встают вопросы: как заинтересовать, какие методы, педагогические технологии использовать для подготовки специалиста нового формата.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) выдвинул новые требования к содержанию и характеру подготовки конкурентоспособного специалиста как личности.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных, предметных результатов:
−готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
−умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
−использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
−использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
−использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
−умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
−использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
−владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
−сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Для достижения этих результатов по учебной дисциплине «Информатика» мной разработаны следующие дидактические материалы: электронные учебники по всем темам теоретических уроков, методические указания по проведению практических занятий с использованием более новых версий прикладных программ, состоящие из двух частей: теоретической части и практической части. Задания практической части носят междисциплинарный характер или отражают стороны профессиональной деятельности обучающихся.
Цели и задачи рабочей программы достигаются с использованием различных методов и форм обучения, например интерактивных методов обучения.
Данные методы помогают достичь следующих целей:
стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
развитие креативности;
воспитание аналитического и критического мышления;
формирование коммуникативных навыков;
саморазвитие обучающихся;
толерантности.
При интерактивном обучении образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся вовлечены в процесс получения и применения на практике новых знаний. Совместная деятельность, в процессе изучения нового материала позволяет каждому обучающемуся внести свой индивидуальный вклад, обмениваться знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет реализовать воспитательную цель – это формирование навыков индивидуальной (самостоятельной) работы, работы в коллективе, толерантности.
Метод проектов, используемый мною при проведении практических занятий, позволяет обучающимся освоить расширенные возможности таких программ как: MS Word, MS Excel, MS Access. С использованием проектной методики решается проблема разноуровневой компьютерной подготовки студентов. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные  навыки при решении практических задач.
Проектная деятельность обучающихся - это целенаправленная, творческая, результативная, групповая, ограниченная определенным временем, деятельность.
Метод проектов состоит из 3 этапов:1-подготовительный, включает в себя сбор материала по теме, 2-исследовательский (разбивание проекта на части и анализ составляющих), 3-работа над проектом. Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Создание проекта обучающимся позволяет, углубить, закрепить, обобщить знания по учебной дисциплине и использовать их в дальнейшей профессиональной деятельности.
Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать большое количество вариантов решения, в том числе самых нереальных.
Метод «Мозгового штурма» применяемый мною на практических занятиях «Информатика» в группах 2 курса при изучении темы: «Создание HTML документов». Каждый обучающийся создает свой HTML документ, которые объединяются в сайт группы. Использование метода «Мозговой штурм» на практическом занятии позволяет обучающимся быстро находить информацию, генерировать идеи, анализировать, проявить творчество при оформлении HTML документов, самостоятельность, в результате получается сайт, как продукт коллективного творчества.
Использование кейс - технологий на уроках информатики позволяет обучающимся индивидуально и в коллективе:
анализировать информацию;
сортировать информацию;
находить главные проблемы;
генерировать варианты решений;
применять верные решения в условиях неопределенности;
овладевать навыками исследования ситуаций;
разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;
разрабатывать алгоритм принятия решения;
применять полученные теоретические знания, для решения практических задач, в том числе при изучении других дисциплин.
К кейс - технологиям, активизирующим образовательный процесс относятся:
- метод инцидента;
- метод разбора деловой корреспонденции;
- метод ситуационного анализа (ситуационно-ролевая игра);
- игровое проектирование;
- кейс-стади;
- метод дискуссии.
Каждый из методов можно применить как на практическом, так и на теоретическом занятии по информатике.
В основе моего педагогического опыта лежит творческое сочетание и применение различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий в процессе обучения информатике.
Педагогические технологии нового образца, обеспечивают развитие способности обучающихся к поиску и представлению объективной, конкретной, полной и системной информации, т.е. одной из ключевых компетенций будущих специалистов со средним медицинским образованием.
Научные исследования в процессе обучения выпускника, должны стать важнейшим ресурсом, инструментом формирования его компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.