Урок окружающего мира Путешествие по страницам Красной книги ( 2 класс)

Тема: «Путешествие по страницам Красной книги»

Цель урока: Познакомить детей с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, которые занесены в неё, воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 1
Организационный момент
Упражнения для подготовки к изучению нового материала
Учитель: Посмотрите прямо; теперь,не поворачивая головы, посмотрите вправо, влево, вверх, вниз (2раза)
- Прочитайте отрывок из стихотворения ,он будет являться девизом нашего урока.

Рыбе - вода, птице - воздух,
Человеку нужна Родина,
Охранять природу – значит
Охранять Родину.
Учитель:
Ребята, у нас сегодня необычный урок,
На нем подведем мы работы итог.
-Слушайте внимательно, всё запоминайте. Все знания, которые вы сегодня получите на уроке, помогут вам выполнить тест по новой теме «Красная книга».

Объяснение нового материала

Учитель. Сегодня мы на уроке отправимся в путешествие по страницам Красной книги.
Слайд 2
Вероятно, каждый из вас слышал о ней, но не многие знают её историю.
В 1948 году в небольшом городке Фонтебло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов МСОП.
В этот союз вступили многие государства мира. И наша страна в том числе.

Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека, так же нужны были рекомендации по их спасению.
И буквально с первого дня его учреждения начался сбор информации.
Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Это служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
Слайд 3
Учитель. Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей?

Дети. Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных.
Красный цвет – это сигнал опасности, тревоги.
Учитель. Да, поэтому и решили назвать книгу Красной, цвет переплета у этой книги красный.
-Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.




Слайд 4


Учитель. Внимательно прочитайте. Для чего нужна Красная книга?
Дети.- Красная книга информирует, т.е. рассказывает, какие виды животных и растений в опасности.

Красная книга советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных.

Призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.

Учитель. Абсолютно точно. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.

-Ребята, как вы думаете, почему она переиздавалась?

Дети. Наверное, появились еще виды животных и растений, которые находились на грани исчезновения.
Может быть, ученые узнали больше о том или ином виде.
Учитель. Молодцы! Это действительно так. Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных и растений меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катострафическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые листы Красной книги, то есть эти животные, растения уже спасены.

Слайд 5
В Красной книге есть классификация растений и животных.
Учитель. Прочитайте, на какие группы разделены виды животных и растений.
1группа - исчезающие виды
Это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.
2 группа-сокращающиеся виды
Это виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.
3 группа - редкие виды
Этим виды не находятся под ургозой вымирания, но встречаются очень редко, на ограниченных территориях.
4 группа - неопределенные виды
Это малоизвестные виды животных, возможно, они находятся под угрозой, но так нет достаточной информации, то нельзя оценить к какой группе по данной классификации они относятся.
группа – восстанавливающиеся виды
Учитель. – Что это за виды?
Это те растения и животные, которых удалось спасти, они занесены на зелёные страницы.
Учеными были приняты меры по охране животных, в результате их численность стала возрастать.

Первый вариант Красной книги был сделан в виде календаря.
Слайд 6
Сведения об исчезающих видах помещались на красных страницах

Слайд 7
Сведения о сокращающихся видах-на желтых листах.

Слайд 8
О редких видах – на белых

. Слайд 9
О неопределенных видах – на серых

Слайд 10
А о восстанавливающихся – на зелёных.

Учитель. Животные и растения включены в Красную книгу не навечно, а с надеждой на то, что вследствии принятых охранных мер, они перестанут нуждаться в защите.

- Подведём итог первой части урока. Что же мы узнали, путешествуя по страницам Красной книги?
Вопросы:
Почему назвали книгу именно Красной книгой?
Что входит в Красную книгу? (В нее занесены различные виды растений и животных , находящихся на грани исчезновения и редкие виды)
Почему Красная книга – это документ временного действия?

Учитель. Итак, Красная книга – это документ временного действия, по мере того как растут наши знания о природе, она должна пополняться сведениями и совершенствоваться.

Теперь мы открываем следующую страницу и читаем, о чем же мы будем говорить?
Слайд 11. Растения

Учитель. В наши дни площади, занимаемые растительностью, непрерывно сокращаются. Исчезают или становятся редкими те или иные виды растений. А ведь растения выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания живых существ. Растения- это дом и пища для животных.
Дети. Люди тоже используют растения в пищу. А из хлопка и льна мы получаем ткань.
Учитель. А сейчас мы с вами вспомним нашу поездку в институт экологии. Мы с вами были на презентации Красной книги Самарской области «Растения».

Слайды 11- 22
Несколько человек делятся своими впечатлениями (выходят к доске).
Рассказ учеников о поездке. Что узнали нового, рассказ учеников о растениях занесенных в Красную книгу Самарской области.
После поездки детей в институт экологии, они захотели сами создать Красную книгу учеников 2 класса «А». Класс стал работать над проектом «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля». На доске работы учеников (страницы будущей Красной книги)



Слайд 23

Учитель. Теперь открываем следующую страницу. Животные играют огромную роль в природе; без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.
- Как вы думаете, для чего?
Дети. – Мы употребляем их в пищу.
- У некоторых животных ценный мех.
Учитель. Совершенно верно. Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных.
Дети. Для животных леса, реки, моря, озёра – это их дом.
Учитель. – А о ком мы будем говорить сегодня, мы узнаем, когда перевернем следующую страницу.
Рассказ учеников. ( Зубр, выхухоль)
Слайд 24, 25


В Красную книгу внесены не только растения и звери, но и птицы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Об этом мы поговорим в следующий раз.

III. Самостоятельная работа. Слайд 26
Дети выполняют тест. Проверка на слайдах 27 – 36.


IY.Подведение итогов.
Слайд 37
Учитель. Ребята, какие правила охраны природы, растений, животных вы знаете?
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
В лесу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
Нельзя близко подходить к гнездам птиц.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей.
Обязательно подкармливай птиц зимой.
Береги бумагу, бережно относись к учебникам и художественным книгам, иначе нужно будет печатать новые учебники, а для этого нужно будет срубить многие тысячи деревьев.
Собирай и сдавай макулатуру - этим ты сбережешь несколько деревьев. Спаси хотя бы одно дерево!

Учитель. Вы не задумывались дети, от кого люди вынуждены охранять растения и животных?
Дети. - Да от людей же!
Учитель. В руках человека, а значит, и в наших руках красота и богатство родной природы. Помните об этом!
Учитесь доброте и вежливости в доме животных – на лугу, у реки, в лесу. От этого вы станете сами лучше. Поверьте.
Давайте вспомним девиз нашего урока.
Рыбе - вода, птице-воздух,
Человеку нужна Родина,
Охранять природу – значит
Охранять Родину.

В конце звучит песня Р.Рождественского "Просьба"

15