Формирование корпоративной культуры студентов как фактор эффективного социального партнерства


Султанова Лилия Тафтизановна
Преподаватель
ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж»
Формирование корпоративной культуры студентов как фактор эффективного социального партнёрства
Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании – это система договорных организационных, педагогических и экономических отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентоспособного и мобильного специалиста.
Профессиональное образование все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, первоочередных экономических проблем общества. Растут требования индустрии к квалификации и качеству подготовки специалистов, обостряется конкуренция на рынке труда. Одновременно меняются профессиональная среда, характер действия экономических и социальных факторов влияющих на состояние профессионального образования. Стихийно растет рынок образовательных услуг, требовательней становятся его потребители – обучающиеся и их родители. Основная цель социального партнёрства в среднем профессиональном образовании состоит в совместной разработке, принятии реализации социально-экономической и трудовой политики учебного заведения, основанной на интересах общества, работников и работодателей.
Цель современных российских колледжей - подготовить востребованного на рынке труда специалиста, владеющего новейшими типами оборудования и технологическими процессами, способного без «доучивания» приступить к работе. В связи с этим, формирование социального партнерства – достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны муниципальных органов власти, а так же воли, желания и возможностей руководителей предприятий.
Постепенно развивая эти отношения, сегодня российское профессиональное образование находится на том этапе, когда руководители предприятий увидели и оценили все преимущества социального партнерства. Они приглашают на производственную практику целые группы. Идут на то, что предоставляют свои мастерские не только для прохождения практики, но и для проведения производственного обучения, организуют экскурсии, предусмотренные учебно-воспитательным процессом колледжа. Помимо этого они устанавливают дополнительные стипендии лучшим студентам, оказывают посильную материальную помощь образовательному учреждению не только в денежном эквиваленте, но и материалами, инструментами и приспособлениями малой механизации. Некоторые предприятия организуют питание студентов, обеспечивают транспортом в утреннее и вечернее время. Все эти льготы повышают интерес студентов не только к профессии, но и к самому предприятию. Представители предприятий присутствую на итоговой аттестации выпускников, где у них есть возможность не только оценить уровень подготовки выпускников, но и пригласить их к себе на работу.
Социальное партнерство для многих учебных заведений среднего профессионального образования стало естественной формой существования, которое открывает следующее дополнительные возможности:
- упрощает доступ к информации о рынке труда;
- обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;
- упрощается процедура корректировки старых и разработка новых учебных материалов и программ, отвечающих стандарту и требованиям работодателей;
- открываются более широкие возможности для организации производственного обучения и практики;
- расширяются возможности трудоустройства выпускников;
- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки преподавателей для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами.
Прежде чем добиться таких результатов необходимо пройти три основных этапа развития системы социального партнерства.
1 этап - подготовительный. Цель - мотивация педагогических работников на необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям работодателей на рынке труда. Задачи, которые стоят перед образовательным учреждением среднего профессионального образования:
- исследовать потребности регионов в специалистах;
- определить тенденции развития рынка труда;
- определить потребности рынка труда в кадровом составе, с точки зрения качества и количества;
- определить перечень социальных партнеров;
- провести обучение инженерно-педагогических работников методам изучения рынка труда.
Ожидаемые и полученные результаты:
- определение емкости рынка труда в разрезе профессий;
- оценка спроса на профессии, по которым осуществляется подготовка;
- установление видов деятельности и перечня навыков , необходимых работнику конкретной профессии;
- определение квалификационных требований к работнику со стороны работодателей;
- соответствие учебно-профессиональных дисциплин и материальной базы задачам подготовки специалистов.
2 этап – содержательный, его цель – корректировка содержания и форм обучения квалифицированных рабочих и специалистов, разработка программ с ориентацией на потребности рынка труда, на отражение требований ФГОС СПО, тарифно-квалификационных характеристик. Отработка технологий взаимодействия с социальными партнерами. Задачи, стоящие перед образовательным учреждением среднего профессионального образования на этом этапе:
установление положительной динамики показателей трудоустройства выпускников;
расширение образовательных услуг в среднем профессиональном образовании;
привлечение дополнительных источников финансирования;
создание нормативно-правовой базы социального партнерства;
повышение профессионализма работников;
оценка работы учебного заведения со стороны социальных партнеров.
Ожидаемые и полученные результаты:
наличие договоров с представителями разных категорий социальных партнеров по созданию постоянных мест производственной практики, повышению квалификации инженерно-педагогических работников на предприятиях, трудоустройство выпускников, аттестации выпускников с привлечением социальных партнеров;
наличие экспертной оценки учебно-программной документации со стороны представителей предприятий;
установление устойчивого контакта со службой занятости;
создание комплектов учебно-программной документации по профессиям.
3 этап – заключительный. Цель – создание устойчивой и постоянной системы социального партнерства. Задачи, стоящие перед образовательным учреждением среднего профессионального образования на этом этапе:
Организация системы непрерывного образования;
Исключение противоречий между различными уровнями профессиональной подготовки.
Ожидаемые и полученные результаты:
Улучшение материально-технической базы учебного заведения среднего профессионального образования;
Приведение в соответствие должностных инструкций работников учебного заведения среднего профессионального образования;
Создание механизма постоянного сотрудничества с социальными партнерами.
Анализ открытых источников разных учебных заведений среднего профессионального образования позволяет сделать вывод о том, что администрацией и инженерно-педагогическими коллективами российских образовательных учреждений проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников за биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнерства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.