Рабочая программа по ПМ03. Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов ремонт отдельных деталей и узлов..
Рабочая
Программа профессионального модуля
ПМ 03.Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.
МДК.03.01. Система технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственных машин и механизмов.
МДК.03.02. Технологические процессы ремонтного производства
Чистополь 2011
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 110809 Механизация сельского хозяйства
Разработчики:
Иванов Иван Алексеевич- преподаватель дисциплины Техническое обслуживание и ремонт машин ГАОУ СПО «Чистопольский сельскохозяйственный техникум» Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию
__________________________________________________________________
Заключение Экспертного совета №______ от «___»________20___г.
Одобрено
цикловой комиссией
профессионального цикла по
специальности Механизация
сельского хозяйства
«Утверждаю»
Заместитель директора по учебной работе___________ _Гайнуллин М.З.
« »--------------2011г.
Председатель цикловой комиссии /С.Н. Кириллова/
« » ________2011г. Заведующий отделением
. / И.Г. Латыпов/
« »_______2011г СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
31
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
35
1.Паспорт рабочей программы профессионального модуля
Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной
основной профессиональной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности СПО, входящий в состав укрупненной группы
профессии 110000 Сельское и рыбное хозяйство по направлению подготовки
110800 Агроинженерия:
110809 Механизация сельского хозяйства;
110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства;
110812 Технология производства и переработки сельского хозяйственной продукции.
в части освоения основного вида профессиональной деятельности техническое
обслуживание, диагностирование неисправностей и ремонт машин, механизмов
другого инженерно-технологического оборудования и соответствующих
профессиональных компетенций :
1. Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей
сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и
узлов.
2.Выполнять техническое обслуживания сельскохозяйственных машин и
механизмов.
3.Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей, узлов
машин и механизмов.
4.Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной
техники.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована
при разработке программ:
- дополнительного профессионального образования по программе повышения
квалификации при наличии начального профессионального образования по
профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;
- профессиональной подготовки и переподготовки работников в области
механизации сельского хозяйства при наличии среднего или высшего
профессионального образования нетехнического профиля;
- дополнительного обучения рабочим профессиям по специальности 11442
«Водитель автомобиля», 14633 «Монтажник сельскохозяйственного
оборудования», 14986 «Наладчик сельскохозяйственных машин и тракторов»,
18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»,
19205 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» 19756
«Электрогазосварщик».
Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины(модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проведения технического обслуживания; определение технического состояния отдельных узлов и деталей машин;
- выполнения разборочно – сборочных, деффектовочно – комплектовочных работ, обкатки агрегатов и машин;
- налаживания и эксплуатации ремонтно – технического оборудования.
уметь:
- проводить операции профилактического обслуживания машин и
оборудования животноводческих ферм;
- определить техническое состояние и сборочных единиц тракторов,
автомобилей, комбайнов;
- подбирать ремонтные материалы;
- выполнять техническое обслуживание машин и сборочных единиц;
обкатку и испытания машин и их сборочных единиц и оборудования;
- принимать машины и механизмы на техническое обслуживание и ремонт и оформлять приемо–сдаточную документацию;
- выполнять ремонт машин, механизмов и другого инженерно –
технологического оборудования.
знать:
- основные положения технического обслуживания и ремонта машин;
операции профилактического обслуживания машин, технологию ремонта
деталей и сборочных единиц электрооборудования, гидравлических систем и шасси машин и оборудования животноводческих ферм;
- технологию сборки, обкатки и испытание двигателей и машин в сборе;
- ремонтно – технологическое оборудование, приспособление, приборы и
инструмент;
1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего - 438 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 258 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 172часа;
самостоятельной работы обучающегося -86 часа;
добавлено из вариативной части с целью расширения и углубления знаний-22часа
учебной и производственной практики (по профилю специальности) -180часа.
2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей и ремонт машин и механизмов и другого инженерно-технологического оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 3.1 Выполнять техническоеобслуживание
сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.2 Проводить диагностирование неисправностей
сельскохозяйственных машин и механизмов
ПК 3.3
Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК 3.4 Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний(для юношей)
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегося,
часов Учебная,
часов Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов 1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 3 .1,ПК3.2, ПК3.4.
Раздел 1. Обеспечение технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов.
357 118 56 59 108 72
ПК 3.3. Раздел 2.Ведение технологических процессов ремонтного производства
81 54 12 27 Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) Всего: 438 172 68 86 108 72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ-03. Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов: ремонт отдельных деталей и узлов 462 МДК 03.01. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственныхмашин и механизмов 136 Тема 1.1. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов
. 6 1. Дисциплина «Техническое обслуживание и ремонт машин», ее задачи, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана.
Значение своевременно и качественно проведения технического обслуживания и ремонта машин.
Ремонтно-обслуживающая база сельского хозяйства.
Роль отечественных учебных в разработке технологии и организации технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники.
Роль дисциплины в подготовке специалистов. 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. 1. Сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта, ее влияние на работоспособность машин. Виды периодичность и организация технического обслуживания машин. Техническое обслуживание тракторов, самоходных машин и автомобилей..2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. 1. Виды и периодичность ремонта машин. Передвижные и стационарные средства и оборудование для технического обслуживания и ремонта машин. Пути сокращения сроков проведения технического обслуживания и ремонта 2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Тема 1.2. Качество и надежность, и отказы машин. 1. Понятие о качестве машин. Основные показатели качества. Факторы влияющие на качество новых машин и прошедших техническое обслуживание и ремонт. Надежность машин, ее основные свойства. Классификация неисправностей и отказов сельскохозяйственной техники. Дефекты соединений деталей и деталей в целом. Допускаются и предельные размеры дефектов деталей. Управление техническим состоянием машин. Меры, снижающие интенсивность изнашивания машин, их
. 2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Тема 1.3. Диагностирование
машин.
1.
2 Понятие о диагностировании, ее виды, определение и место в эксплуатации техники. Параметры технического состояния объекта. Номинальное, допускаемое, нормальное и предельное значение диагностического параметра состояния машин. Диагностические признаки. Задачи диагностирования.
Диагностирование машин при эксплуатации, его назначение, периодичность и содержание. Диагностирование при ремонте машин, его цели и задачи. организация технического диагностирования. Правила проведения ремонтных работ по результатам диагностирования.
4
2
2 2
2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Тема 1.4. Диагностирование и
техническое обслуживание двигателей внутреннего сгорания 1
2.
3.
4.
5.
6
7
8.
Параметры технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Определение признаков необходимости диагностирования двигателя. Характерные неисправности двигателя, влияющие на работоспособность, долговечность и безотказность.
Методы контроля работоспособности двигателей. Диагностирование и обслуживание топливной аппаратуры карбюраторного двигателя.
Методы контроля работоспособности двигателей. Диагностирование и обслуживание топливной аппаратуры дизельного двигателя.
Параметры состояния системы очистки и подачи воздуха, охлаждения и смазки.
Диагностирование системы очистки и подачи воздуха, охлаждения, смазки
Параметры состояния механизма
газораспределения
Проверка и регулировка зазоров клапанов газораспределения
Диагностирование механизма газораспределения.
Параметры состояния механизма
Газораспределения.
Диагностирование механизма газораспределения.
Факторы влияющие на мощность и топливную экономичность двигателя
Определение мощностных показателей.
Параметры состояния пускового двигателя Диагностирование и обслуживание пускового двигателя. Обслуживание системы питания.
Обслуживание системы зажигания.Проверка работы пускового двигателя.
Проверка и регулировка редуктора 16
2
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2
2
2
2
2
Лабораторные работы 16 1. Регулировка теплового зазора с помощью прибора КИ-29918 2 3
2 Определение износа кулачков газораспределительного вала и утопания клапанов в гнездах головки блока. 2 3
3 Определение разрежения в цилиндрах КамАЗ.
2 3
4 Определения компрессии в цилиндрах дизельных двигателей КамАЗ. 2 3
5 Диагностирование и техническое обслуживание системы питания двигателей тракторов.
Наладка приборов для испытания дизельных двигателей 2 3
6 Проверка состояния плунжерных пар и нагнетательных клапанов.
Проверка состояния системы топливо подачи низкого давления. 2 3
7 Диагностирование ЦПГ по прорыву газов в картер двигателя автомобиля КамАЗ. 2 3
8 Диагностирование ЦПГ по тепловым параметрам, по стукам и шумам авт. КамАЗ. 2 3
Практические занятия 1. Тема 1.5. Диагностирование и техническое обслуживание шасси тракторов и автомобилей.
1.
2.
3.
4. Общее диагностирование шасси, тракторов и автомобилей. Техническое обслуживание машин сезонное (СТО), ежесменное (ЕТО), № 1 (ТО-1). №2 (ТО-2) № 3 (ТО-3) диагностирование и техническое обслуживание сцепления. главной и конечной передач. Допускаемый суммарный зазор в трансмиссии. Углубленная проверка механизмов трансмиссии при превышении допускаемого значения.
Параметры состояния ходовой части.
Проверка состояния направляющих колес, опорных катков поддерживающих роликов, амортизаторов и натяжных устройств гусеничных тракторов
Проверка и регулировка зазоров в сопряжениях ходовой части гусеничных тракторов. Диагностирование и техническое обслуживание механизмов управления поворотом. Диагностирование и техническое обслуживание ходовой части гусеничных, колесных тракторов и автомобилей. Влияние диагностирования на эффективность технического обслуживания и ремонта шасси тракторов и автомобилей.
Диагностирование и регулировка ходовой системы тракторов и автомобилей.
Определение износа гусеничных цепей и ведущих колес.
Проверка и регулировка натяжения гусеничных цепей.
Проверка давления в пневматических шинах и накачивания их воздухом.
Проверка зазоров в сопряжениях поворотных цапф и подшипниках передних колес.
Проверка и регулировка сходимости передних колес.
Диагностирование и обслуживание механизма управления поворотом и тормозом тракторов и автомобилей.
Параметры состояния механизмов управления поворотом и тормозов.
Проверка и регулировка механизмов управления поворотом гусеничных тракторов.
Диагностирование муфт поворота гусеничных тракторов.
Проверка и регулировка свободного хода рулевого колеса и усилие на его ободе.
Диагностирование и обслуживание механизма управления поворотом и тормозом тракторов и автомобилей.
Обслуживание и диагностирование гидравлической системы управления поворотом.
Диагностирование и регулировка пневматической системы.
Проверка и регулировка и тормозов колёсных тракторов.
Техническое обслуживание тормозов тракторов и автомобили.
8
2
2
2
2 2
2
2
2
2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 10 3
1. Проверка и регулировка муфты сцепления тракторов. 2 3
2. Диагностирование и техническое обслуживание шасси тракторов 2 3
3 Проверка рулевого управления колесных тракторов
Проверка зазоров в подшипниках управляемых
колес 2 3
4 Проверка и регулировка механизмов управления поворотом и тормозов гусеничных тракторов. 2 3
5 Проверка зазоров в подшипниках ходовой системы тракторов 2 3
Тема 1.6. Диагностирование и техническое обслуживание гидравлической системы навесного устройства тракторов 1. Параметры состояния гидравлической системы.
Диагностирование гидросистем навесного устройства. Определение подачи масла через распределитель, утечки масла в распределителе, давления при открывании предохранительного клапана и автоматического возврата золотников распределителя, герметичности, гидроцилиндров Общее диагностирование гидросистем. Диагностирование коробки передач. Определение производительности насоса, срабатывания предохранительного клапана.
Диагностирование гидросистем управления поворотом колесного трактора. Определения давления при открывании предохранительного клапана, подачи масла через распределитель. Проверка производительности насоса утечки масла через распределитель, состояние гидроцилиндров поворота и герметичности запорных клапанов.
2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 2 1. Тема 1.6. Диагностирование и техническое обслуживание электрооборудования 1. Параметры состояния и средства диагностирования электрооборудования.Техническое обслуживание электрооборудования ЕТО, № 1, № 2 и № 3. Проверка и обслуживание аккумуляторной батареи. Зарядка АБ. Проверка и обслуживание генераторов постоянного и переменного тока, регуляторов напряжения, приборов системы зажигания, стартера, приборов освещения. Мероприятия по снижению стоимости обслуживания гидросистем и электрооборудования.
2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Тема 1.6. Техническое обслуживание тракторов «Беларус» 1.
2. Операций ТО:ЕТО 8-10час; 125 м.час; 250 мото.час.
Общее техническое обслуживание.
Операций ТО через 500; 1000; 2000 моточас.
4
2
2 2
2
2
Лабораторные работы 1. Диагностирование гидравлической системы навесного устройства трактора. Практические занятия 1. Тема 1.6 Техническое обслуживание автомобилей КамАЗ 1.
2. Виды ТО автомобилей КамАЗ.
Операций ЕТО, ТО-1, через 4000км пробега..Операции ТО-2 автомобиля КамАЗ через 12000 км.
С.О. автомобиля КамАЗ через 25000,50000км пробега. 4
2
2 2
2
2
Лабораторные работы 6 3
1. Диагностирование и техническое обслуживание Эл. Оборудования автомобиля КамАЗ. 2 3
2. Диагностирование и техническое обслуживание системы питания автомобиля КамАЗ. 2 3
3. Контроль дымности отработавших газов двигателя-дымомер «Мета-01МП». Контроль и регулировка натяжения ремней вентилятора, компрессора, генератора. 2 3
. Практические занятия 1. Техническое обслуживание трансмиссии .2 3
2. Техническое обслуживание рулевого управления КамАЗ 2 3
3. Техническое обслуживание тормозной системы.
Техническое обслуживание кабины и платформы. 2 3
4. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); ТО-1автомобиля КамАЗ. 2 3
Тема1.7.Диагностирование и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин.
1.
2.
3.
4.
5. Диагностирование и обслуживание зерноуборочных комбайнов.
Параметры состояния составных частей комбайна.
Неисправности комбайнов и способы их устранения.
Содержание работ при плановом техническом обслуживании комбайнов.
Средства диагностирования, применяемые при проверке и регулировки механизмов комбайна. Проверка и регулировка ременных и цепных передач.
Проверка и регулировка подшипниковых сопряжений и предохранительных муфт.
Проверка и регулировка жатки комбайна.
Проверка и регулировка молотилки и копнителя.
Диагностирование и обслуживание зерноуборочных комбайнов.
Проверка и регулировка вариатора скорости движения комбайна и моста ведущих колёс.
Проверка и регулировка моста управляемых колёс.
Диагностирование гидравлической системы.
Диагностирование и обслуживание специальных комбайнов и других сельскохозяйственных машин.
Параметры состояния составных частей машин.
Содержание работ по диагностированию и техническому обслуживанию машин.
Диагностирование и ТО почвообрабатывающих машин.
Параметры технического состояния.
Проверка типичных неисправностей деталей и механизмов почвообрабатывающих машин. Характерные неисправности машин, ухудшающие агротехнические показатели. Контроль лемехов лап культиваторов, дисковых ножей. Определение дефектов рам.
Диагностирование и ТО посевных и посадочных машин.
Параметры технического состояния.
Проверка типичных неисправностей деталей и механизмов посевных и посадочных машин. Характерные неисправности машин, ухудшающие агротехнические показатели. Контроль лемехов лап культиваторов, дисковых ножей. Определение дефектов рам.
10
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2
2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 14 3
1. Контроль износа и регулировка натяжения цепей ПР и ПРА с шагом 19,05 и 25,4 мм.
Контроль и регулировка предохранительных муфт
2 3
2. Контроль и регулировка установочных зазоров в сборочных единицах.
Контроль подшипниковых узлов качения 2 3
3. Контроль погнутости валов и биения шкивов (звездочек)
Контроль и регулировка натяжения приводных ремней 2 3
4. Контроль загрязненности гидравлического масла индикатором КИ-28067 (ИЗЖ). 2 3
5. Контроль и регулировка давления открытия
предохранительного клапана гидросистемы рулевого управления комбайна «ACROS» 2 3
6. контроль производительности гидронасоса рулевого управления и гидронасоса основной гидросистемы. 2 3
7 Контроль вакуумметра и загрязненности фильтра ГСТ.
Контроль и регулировка давления открытия предохранительного клапана насоса подпитки ГСТ.
2 3
Тема 1.8 Хранение сельскохозяйственных машин. 1. Общие сведения о хранении сельскохозяйственных машин. Организация, виды и способы хранения. Особенности межсезонного, кратковременного и длительного хранения. Хранения сельскохозяйственных машин в соответствии с действующим ГОСТом. Подготовка машин к длительному хранению. Особенности хранения пневматических шин, аккумуляторов, втулочно-роликовых цепей и приводных ремней.
. 4
2 2
2
2. Консервационные материалы, используемые при подготовке машин к хранению. Консервация наружных неокрашенных поверхностей. Консервация внутренних полостей агрегатов.
Техническое обслуживание машин в процессе хранения. Оформление акта постановки машин на хранение. Снятие машин с хранения и подготовка их к работе.
2 2
Лабораторные работы Практические занятия 1. 2. Самостоятельная работа при изучении МДК 03.01
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий )Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических
работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Планово-предупредительная система ТО и ремонта машинэКачество и надёжность, неисправности и отказы машин
Средства для ТО и ремонта машин.
Диагностирование машин
Диагностирование систем и механизмов ДВС.
Диагностирование и обслуживания силовой передачи тракторов и автомобилей.
Диагностирование и ТО гидросистемы навесного устройства, рулевого управления.
Диагностирование и ТО гидросистемы электрооборудования тракторов и автомобилей.
Диагностирование и обслуживание зерноуборочных комбайнов.
Диагностирование и обслуживание специальных комбайнов и других сельскохозяйственных машин.
11.Организация хранения машин
59 Учебная практика
Виды работ
УП.03. Выполнение кузнечных, сварочных работ.
Определение технического состояния отдельных узлов и деталей машин.-36 час.
1-2. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Ручная ковка металлов. Заправка и розжиг горна, загрузка заготовки . Правка, гибка, рубка, прошивка, протяжка, осадка и высадка металла. проверка качества .
Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Ковка металлов на пневматическом молоте.. пробный пуск и остановка молота, установка приспособлений и выбор инструмента для работы. Обработка простых поковок, правка., гибка, рубка, прошивка, протяжка, осадка и высадка металла. проверка качества .5-6. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Термическая обработка металлов. Выбор режимов термической обработки, загрузка и нагрев деталей до требуемой температуры и выдержка их в печи. Термисеская обработка деталей. Определение твердости обработанных деталей.
7-8. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Комплексные кузнечные работы. Подготовка оборудования, инструментов. Выполнение кузнечных работ по изготовлению и ремонту рабочих органов борон, культиваторов и т.д.
9-10. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Ручная сварка и наплавка переменным током.подготовка рабочего места, определение и регулировка величины тока.
11-12. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Газовая сварка металлов. Выбор режима сварки, регулирование пламени.выполнение сварочных работ. Выключение после работы горелки. Аппарата и кислородного баллона. Уборка рабочего места.
13.Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Приёмка двигателя в ремонт, подразборка и наружная мойка. Разборка двигателя на узлы и детали.
14. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Разборка двигателя на узлы и детали. Разборка шатунно-поршневой группы.
15.Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Дефектовка и комплектовка шатунно-поршневой группы. Сборка шатунно-поршневой группы. Разборка, дефектовка и сборка коленчатого вала.
16 Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда.. Разборка, дефектовка и сборка водяного насоса. Разборка, дефектовка, комплектовка, ремонт и сборка головки цилиндров.
17 Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда.. Разборка, дефектовка, сборка ГРМ. Разборка, дефектовка , сборка пускового двигателя ПД-10У. Разборка, дефектовка, сборка редуктора пускового двигателя.
18. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Разборка, дефектовка сборка муфты сцепления. Частичная сборка двигателя из узлов и деталей.
108
12
12
12
12
12
12
6
6
6
6
6
6 3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
Производственная практика ПП.03. Проведение ТО тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования.
Виды работ
1. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Подготовка агрегатов, стендов и оборудования для ТО и ремонта.
2. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Диагностирование ДВС трактора МТЗ-80(КамАЗ). Выполнение операций ЕО, ТО-1, ТО-2, ТО-3 ДВС.
3. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Диагностирование шасси МТЗ-80(КамАЗ). Выполнение операций ТО шасси трактора МТЗ-80.
4.. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Диагностирование элоборудования и гидросистемы трактора МТЗ-80(КамАЗ). Выполнение операций ТО гидросистемы и элоборудования МТЗ-80.
5.. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Диагностирование сельскохозяйственных машин(контроль лемехов плугов, лап культиваторов, дисковых ножей, определение дефектов рам, типичных деталей и узлов комбайнов) . Выполнение операций ТО се льхозмашин.
6..Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Подготовка сельскохозяйственных машин к хранению. Постановка техники на хранение . Составление акта на постановку машины(сеялки) на длительное хранение.
7. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Выполнение операций ЕО, ТО-1, ТО-2через 4000, 12000км, СО двигателя КамАЗ.
8. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда.. Выполнение операций ЕО, ТО-1, ТО-2через 4000, 12000км, СО шасси автомобиля КамАЗ .9. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Диагностирование элоборудования и гидросистемы трактора автомобиля КамА. Выполнение операций ТО гидросистемы и элоборудования КамАЗ.
10. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Диагностирование ходовой части трактора ДТ-75М. Выполнение операций ТО ходовой части трактора ДТ-75М.
11.Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Подготовка зерноуборочного комбайна к хранению. Постановка комбайна на хранение . Составление акта на постановку комбайна на длительное хранение.
12. Вводный инструктаж и инструктаж по безопасности труда. Диагностирование оборудование для доения . Выполнение операций ТО оборудования для доения.
72
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
ПМ-03 Технического обслуживания и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов.
МДК.03.02. Технологические процессы ремонтного производства.
438
81 Тема 2.1 Схема производственного процесса ремонта машин. 1. Понятие о производственному и технологическом процессах ремонта машин. Технологические операции. Схема производственного процесса ремонта сложной машины.
Подготовка машин к ремонту. Предремонтное диагностирование, наружная очистка и мойка, порядок сдачи машин в ремонт.
Технология разборки машин и сборочных единиц. Особенности разборки типичных соединений. Обеспечение сохранности деталей при разборке. Оборудование, приспособления и инструменты, применяемые при разборке.
2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Тема 2.2 Очистка , дефектовка деталей, соединений. Комплектование и сборка составных частей. Окраска.
1.
2 . Понятие о комплектовании составных частей машин. Особенности комплектования сборочных единиц и деталей. Оформление дефектовочно -комплектовочной документации.
Подготовка деталей к сборке. Сборка прессовых соединений, соединений с подшипниками качения, шестерен. Установка самопожимных сальников. Сборка соединений трубопроводов и резьбовых соединений.
Статическая и динамическая балансировка сборочных единиц и деталей.
Обкатка, ее влияние на работоспособность и надежность сборочных единиц. Способы удаления старых лакокрасочных материалов. Подготовка поверхности к окраске. Подготовка лакокрасочных материалов. Грунтование.
Шпаклевание. Нанесение лакокрасочного покрытия. Оборудование для окраски машин и технологическая оснастка. Способы окраски машин. Сушка окрашенных изделий.
Понятие о комплектовании составных частей машин. Особенности комплектования сборочных единиц и деталей. Оформление дефектовочно-комплектовочной документации.
Подготовка деталей к сборке. Сборка прессовых соединений, соединений с подшипниками качения, шестерен. Установка самопожимных сальников. Сборка соединений трубопроводов и резьбовых соединений.
Статическая и динамическая балансировка сборочных единиц и деталей.
Обкатка, ее влияние на работоспособность и надежность сборочных единиц. Способы удаления старых лакокрасочных материалов. Подготовка поверхности к окраске. Подготовка лакокрасочных материалов. Грунтование.
Шпаклевание. Нанесение лакокрасочного покрытия. Оборудование для окраски машин и технологическая оснастка. Способы окраски машин. Сушка окрашенных изделий.
4
2
2
2
2
2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Тема 2.3 Ручная сварка и наплавка деталей 1. Подготовка деталей к сварке, пайке и наплавке. Технология ручной дуговой сварки. Роль электродов в процессе сварки. Зависимость силы сварочного тока от диаметра электрода. Особенности сварки на постоянном и переменном токах прямой и обратной полярности. Газовая сварка и ее применение.
Особенности сварки и наплавки деталей из чугуна. Способы сварки чугуна. Холодная, полугорячая и горячая сварка чугуна. Сварка деталей из алюминия и его сплавов. Преимущества и недостатки различных способов сварки .Пайка деталей. Область применение пайки, ее виды, типы припоев и флюсов. Особенности и технология пайки деталей мягкими и твердыми припоями. Оборудование и инструменты, применяемые при сварке, пайке и наплавке. Сравнительная технико-экономическая оценка различных способов ручной сварки и наплавки деталей.
4
2
2 2
2
2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. 2. 3. . 1. Автоматическая сварка и наплавка деталей под слоем флюса. Цель восстановления деталей сваркой и наплавкой под слоем флюса. Материалы и оборудование, применяемые при автоматической сварке и наплавке. Технология и режим сварки и наплавки. Сварка и наплавка деталей в среде защитных газов,, углекислого газа, водяного пара.
Вибродуговая, электрошлаковая, литейная индукционная и плазменная наплавки. Намораживание металла.. Электроконтактная приварка стальной ленты. Электроконтактные напекание металлических порошков. Вибродуговая наплавка.
Металлизация. Газоплазменное напыление. Сварка трением. Технико-экономический анализ различных механизированных способов наплавки и напекания, целесообразность их применения. Правила безопасности труда и пожарной безопасности при выполнении работ. 2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Тема 2.65. Электролитическое наращивание деталей. Восстановление деталей полимерными материалами. 1. Цель наращивания слоя металла на изношенную поверхность детали. Технологический процесс нанесения гальванических покрытий. Подготовка изношенных деталей к гальваническому покрытию. Обезжиривание деталей. Режим электролиза и применяемое оборудование. Железнение. Электролиты и ванны, применяемые при железнении. Вневанное железнение. Местное железнение Хромирование. Струйное, проточное и электроконтактное хромирование. Применение данных способов при восстановлении деталей. Контроль качества покрытий. Пути снижения затрат на восстановление деталей различными способами.
Полимерные материалы, применяемые при восстановлении деталей. Реактопласты и термостаты. Нанесение полимерных покрытий на изношенные детали. Вихревое напыление. Газопламенное напыление пластмасс. Литье под давлением. Заделка трещин, пробоин и склеивание деталей. Восстановление неподвижных соединений подшипников качения и скольжения полимерными материалами. Правила безопасности труда и пожарной 6езопасности при выполнения работ. 2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Тема 2.7 Восстановление деталей пластическим деформированием, слесарно-механические и электрические способы восстановления деталей. 1.
2 Восстановление деталей пластической деформацией, ее назначение и область применения. Восстановление размеров деталей способы осаживания, вдавливания, раздачи, обжатия, вытяжки, накатки. Электромеханическая обкатка деталей. Восстановление формы деталей способами пластического изгиба, местного поверхностного наклепа и нагрева. Контроль после правки. Слесарная обработка деталей при их восстановлении. Восстановление и ремонт резьбовых поверхностей. Заделка трещин фигурными ставками, с помощью дополнительных элементов или замены изношенной части детали. Использование односторонне изношенных деталей.
Механическая обработка при ремонте и восстановления деталей. Режимы резания при механической обработке наплавленных поверхностей: протачивание резцами, шлифование, притирка, хонингование, протягивание.
Электрические способы обработки деталей.
Механическое упрочение деталей. Дробеструйные наклеп, раскатывание и обкатывание, алмазное выглаживание, выглаживание твердосплавным инструментом, ультразвуковое, термическое, химико-термическое, лазерное и электромеханическое упрочение деталей.
Правила безопасности труда и пожарной безопасности при выполнении работ. 4
2
2 2
2
2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 1. Сварка чугунных деталей Тема 2.8 Ремонт ДВС
.
1.
2
3
4
5.
6.
7
8.
Ремонт блоков, гильз .Техническая характеристика блоков и гильз. Типичные износы и повреждения блоков и гильз, способы их определения. Технические требования и дефектации. Технология восстановления сопрягаемых поверхностей и устранение трещин. Расточка и хонингование гильз режим их обработки. Оборудование, применяемое при ремонте блоков и гильз. Контроль качества и экономическая эффективность ремонта блока и гильз.
Ремонт коленчатых валов. Основные дефекты и износы коленчатых валов, способы их определения. Технические требования к дефектации. Определение ремонтных размеров, шлифование коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Выбор режима шлифования. Полирование. Контроль качества ремонта коленчатых валов и их динамическая балансировка
Правила безопасности труда при выполнении работ.
Ремонт шатунно-поршневого комплекта.
Типичные износы деталей шатунно-поршневого комплекта. Способы их определения. Технические требования к дефектации. Технология восстановления поршневого пальца, втулки верхней головки шатуна, шатуна, поршня. Комплектование и способы сборки шатунно-поршневого комплекта. Контроль качества ремонта. Экономическая эффективность восстановления поршневых пальцев, шатунных и коренных подшипников
Ремо Ремонт механизма газораспределения.Типичные износы и повреждения деталей механизма газораспределения, способы их определения. Технические требование к дефектации. Технология ремонта головки цилиндров, клапанов, пружин клапанов, распределительных валов, валика коромысел, коромысел клапанов с втулками, толкателей клапанов с втулками. Порядок обработки клапанных гнезд. Сборка головки цилиндров и притирка клапанов. Контроль качества притирки клапанов. Правила безопасности труда при выполнение
Ремонт системы питания дизельных двигателей.Типичные износы и повреждения деталей системы питания дизельных двигателей, способы их определения. Технические требования к дефектации деталей. Технология ремонта подкачивающего насоса.
Предремонтное диагностирование топливного насоса с регулятором. Испытание на приборе нагнетательного клапана и его седла.
Проверка состояния плунжерной пары. Восстановление деталей регулятора топливного насоса и регулятора.
Проверка и регулировка количества и равномерности подачи топлива.
Определение угла начала впрыскивания топлива. Проверка работы автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.
Ремонт, регулировка и испытание форсунок. Проверка пропускной способности фильтрующих элементов тонкой очистки. Ремонт топливопроводов высокого давления.
Ремонт системы питания карбюраторных двигателей. Типичные износы и повреждения деталей системы питания карбюраторных двигателей, способы их определения. Технические требования к дефектации деталей. Дефекты деталей бензонасосов. Технические требования к дефектации деталей. Проверка технического состояния насоса на стенде. Основные дефекты деталей карбюраторов. Способы их определения и технология восстановления. Проверка жиклеров и запорных клапанов карбюраторов с помощью приборов. Регулировка карбюратора. Ремонт баков и топливопроводов низкого давления. Контроль качества ремонта бензонасоса и карбюратора. Влияние технического состояния и регулировки топливной аппаратуры на экономное расходование топлива.
Правила безопасности труда и пожарной безопасности при выполнении работ..Ремонт смазочной системы и системы охлаждения.
Типичные износы и повреждения деталей смазочной системы и системы охлаждения, способы их определения. Технические требования к дефектации деталей. Предремонтное диагностирование и технология ремонта масляных насосов. Технические требования к ремонту. Сборка, обкатка и испытание насосов на стенде. Очистка фильтрующих элементов грубой очистки масла и проверка их на пропускную способность.
Восстановление нормальной работы реактивной масляной центрифуги. Сборка, испытание и регулировка центрифуг на стенде.
Ремонт водяных насосов и вентиляторов. Статическая балансировка вентиляторов. Испытание и ремонт водяных радиаторов и термостатов. Ремонт масляных радиаторов. Контроль качества ремонта. Пути снижения затрат на ремонт насосов и радиаторов. Правила безопасности труда при выполнении работ
Сборка, обкатка и испытание двигателей.
Подготовка деталей к сборке. Последовательность сборочных операций. Установка коленчатого, гильз в блок, шатунно-поршневого комплекта, шестерен механизма газораспределения, головки цилиндров, регулировка декомпрессора и зазоров в клапанах.
Цель обкатки и испытания двигателя. Технические требования на сборку, обкатку и испытание двигателя. Режимы и параметры обкатки и испытания двигателя. Испытание двигателя. Внешние признаки нормальной работы двигателя. Места прослушивания двигателя. Определение мощности, часового расхода топлива и экономичности двигателя (удельного расхода топлива. ) контрольный осмотр после обкатки. Оборудование, приспособление и приборы. Применяемые для испытания двигателя. Экономическая эффективность качества сборки и обкатки двигателя.
16
2
2
2
2
2
2
2
2
2 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 6 3
1. Ремонт блоков и гильз двигателей 2 3
2 Ремонт механизма газораспределения 2 3
3 Измерение мощности прибором ИМД-Ц. 2 3
Тема 2.9. Ремонт рам, корпусных деталей, кабин, облицовки и оперения. 1. Типичные неисправности рам, корпусных деталей, кабин, облицовки и оперения, способы их определения и технические требования к дефектацииТехнология ремонта рам, корпусных деталей, кабин, облицовки и оперения. Контроль качества ремонта. Экономическая эффективность применения пневмоприспособлений и шаблонов при ремонте рам, корпусных деталей, кабин. Облицовки и оперения.. 2 2
Лабораторные работы 1. Практические занятия 12 1. Тема 2.10Ремонт деталей и сборочных единиц трансмиссии и ходовой части тракторов, комбайнов и автомобилей. 1. Типичные неисправности шестерен, валов, подшипников, способы их определения.
Технология восстановление валов, осей катков, ступиц, зубчатых колес. Технология ремонта деталей сцепления. особенности разборки, сборки и регулировки сцепления. основные возможные дефекты деталей тормозной системы и способы их устранения.
Ремонт деталей и механизмов переключения.
Сборка коробок передач. Сборка, регулировка и обкатка заднего моста гусеничного трактора. Сборка заднего моста из комплектов. Регулировка зацепления конических шестерен. Сборка ведущих мостов колесных тракторов. Регулировка тормозов и обкатка трансмиссии тракторов.
Ремонт ходовой части гусеничных тракторов. Ремонт и восстановление опорных катков и направляющих колес. Восстановление ведущих колес и гусениц.
Ремонт ходовой части колесных тракторов, комбайнов и автомобилей. Ремонт рессор и амортизаторов, рулевых механизмов, передних мостов автомобилей и тракторов. Ремонт покрышек и камер
8 3
Лабораторные работы 1. Практические занятия 2 3
1. Ремонт типичных деталей силовой передачи и ходовой части(муфты сцепления) 2 3
2. Ремонт типичных деталей силовой передачи и ходовой части(КПП) 2 3
Самостоятельная работа при изучении МДК 03.02
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий )Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП.
27
27 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной
1.Схема производственного процесса ремонта машин
2.Технология разборки машин и сборочных единиц.
3.Использование односторонне изношенных деталей при ремонте.
4. Окраска машин после ремонта. Лакокрасочные материалы.
5. Металлизация.
6. Газоплазменное напыление
7. Сварка трением.
8. Плазменная наплавка и резка металлов.
9. Режим электролиза и применяемое оборудование.
10. Механическое упрочение деталей.
11. Механическое упрочение деталей.
12. Технология ремонта типичных конструктивных элементов электрооборудования.
13. Сборка и обкатка тракторов и автомобилей.
14. Типичные повреждения и неисправности рабочих органов мелиоративных машин.
15. Основы планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту машин.. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (если предусмотрено) не предусмотрено Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено) не предусмотрено Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) итоговая по модулю (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)Виды работ не предусмотрено Всего 438 4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля (МДК 03.01. и МДК 03.02.) предполагает наличие учебных кабинетов «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» и лаборатории (мастерской) «Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт машин», учебных мастерских с цехами ;механический, сварочный, кузнечный, слесарный и набором станков, оборудований , приспособлений и инструментов для проведения учебных практик .
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места на 32 человека;
-рабочее место преподавателя;
-комплект плакатов по устройству тракторов и автомобилей, СХМ;
-комплект плакатыов по диагностированию и техническому обслуживанию;
-узлы, детали посистемам ,механизмам двигателя, трансмиссии, ходовой части тракторов, автомобилей, сельхозмашин.
Технические средства обучения: персональный компьютер, комплект мультимедийго оборудования с интерактивной доской,тесты, электронные плакаты, учебники.
Оборудование лаборатории для проведения практических занятий и учебных практик:
-тракторы ДТ-75М, МТЗ-80, Т-150К:
- автомобиль КамАЗ-5320;
- стенд для проверки и регулировки топливной аппаратуры;
- стенд проверки электрооборудования З-422:
- универсальный модуль контроля и регулировки автотракторного и комбайнового электрооборудования КИ-28246:
- автотестер универсальный тип 43102-М1;
-пирометр:
-комплект средств КИ-28120М-ГОСНИТИ:
-станок вертикально-расточной Р-278Н;
-станок хонинговальный3Б373;
- станок для расточки головок шатуна:
- двигатели,КамАЗ СМД-60, СМД-14, двигатель ЗМЗ-53; гидроприводом:
- коробки перемены передач , задние мосты трактора МТЗ-80, , трактора Т-150К, ,
- агрегаты, узлы и детали тракторов и автомобилей,
-Учебные мастерские с цехами;механический, сварочный, кузнечный, слесарный с набором станков, оборудований , приспособлений и инструментов для проведения учебных практик .
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.М.ACADEMA,2004.
2.В.И. Бельских «Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники «М.Колос,1980.
3.Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М.:Форум-Инфра-М:, 2002.
4. П.В. Лауш «Практикум по техническому обслуживанию и ремонту машин» М. Агропромиздат 1985.
5.Ульман И.Е. «Техническое обслуживание и ремонт машин» Агропромиздат, 1990.
Дополнительные источники:
1.ГуревичД.Ф. Ремонтные мастерские хозяйств.Л.: Колос:1980.
2.Левитский И.С. Практикум по ремонту машин. М.: Колос, 1974.
3. Интернет-ресурс:
http://www.viamobile.ru/index.php- библиотека автомобилиста
revolution.allbest.ru/transport/002581980/htmll- Организация и технология ТО и ремонта СМД.
4.. Михайловский Е.В. и др. Устройство автомобиля. М., «Машиностроение», 1985.
5.. Шаров М. А.Тракторы ДТ-75М, ДТ-75Б, дт-75К. М., «Колос», 1978.
Отечественные журналы:
«Мастер-автомеханик», htpp://avtomeh.panor.ru/;
«Автомир»;
«За рулем».
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатными/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждых 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.
Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Учебная и производственная практики должны проводиться в Лаборатории «ТО и ремонт машин» и в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин и профессиональных модулей:
Материаловедение
Охрана труда
Электротехника
Техническое черчение
ПМ 01. Подготовка мащин, механизмов, установок, приспособлений к работе. Комплектование сборочных единиц.
ПМ.02. Эксплуатация сельскохозяйственной техники.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
инженерно-педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Мастера производственного обучения : квалификация на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля (видапрофессиональной деятельности)Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Выполнение диагностирования и проведения технического обслуживания узлов и механизмов тракторов автомобилей и сельскохозяйственных машин.
Выполнение регулировок узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования. Демонстрация умений:
-произвести диагностирование, ТО и регулировку предложенных узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования;
-консультировать по вопросам обнаружения неисправностей и их устранения. Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий внеаудиторной самостоятельной работы. Решение заданий в тестовой форме. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики.
Подготовка рабочего и вспомогательного оборудования.
Демонстрация умений: осуществлять подготовку к работе диагностического оборудования, оборудования для проведения технического обслуживания систем и механизмов тракторов , автомобилей и СХМ. Консультировать по вопросам подготовки к работе систем и механизмов двигателя; -обучать трактористов и водителей к правилам подготовки тракторов и автомобилей к работе. Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий внеаудиторной самостоятельной работы. Решение заданий в тестовой форме. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения
демонстрация интереса к будущей профессии
активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
Наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.
Профориентационное тестирование
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. -правильный выбор и применение способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автомобиля;
-грамотное составление плана лабораторно-практической работы;
-демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения лабораторных, практических работ, заданий во время учебной, производственной практики; -соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ
-экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. -решение стандартных профессиональных задач в области собственной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;
-самоанализ и коррекция результатов собственной работы. -наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронныеВыполнение и защита реферативных работ
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
работа с различными прикладными программами Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. Тестирование
Проверка практических навыков
Разработчики:
Преподаватель специальных дисциплин
ГАОУ СПО «Чистопольский сельскохозяйственный техникум» И.А.Иванов.