Конспект занятия «Преданья старины глубокой — изготовление сказочной птицы в технике оригами. Декоративная роспись».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СЕЛО ЗОЛОТОЕ САРАТОВСКОЙОБЛАСТИ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА»
Конспект открытого занятия
Тема: «Преданья старины глубокой – изготовление сказочной птицы в технике оригами.
Декоративная роспись»
Подготовила педагог дополнительного образования
:Романова Е.Ю.
С.Золотое
2015
Тема:
«Преданья старины глубокой - изготовление сказочной птицы в технике оригами. Декоративная роспись».Цель занятия: стимулировать творческую деятельность детей средствами народного искусства.
Задачи занятия:
образовательные:
- закрепить знания учащихся о самых известных народных промыслах России;
закрепить приемы сгибания и складывания бумаги, приемы работы кистью;
познакомить с японской техникой «оригами»;
познакомить с народными традициями в изображении птиц;
Осуществить межпредметные связи (литература, биология, технология, ИЗО, музыка);
развивающие:
развивать глазомер, творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных техниках и материалах;
развивать умения намечать последовательность операций;
развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, умение создавать декоративную роспись, используя элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);
развивать коммуникативные качества учащихся;
воспитательные:
воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения народных мастеров; любовь и уважение к природе, птицам;
воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать восприятие, миропонимание учащихся средствами искусства.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: интегрированный.
Организационные формы обучения:
фронтальная работа;
парная форма обучения;
индивидуальная форма обучения.
Методы обучения:
Беседа с объяснением нового материала;
Демонстрация готовых работ;
Показ трудовых приемов;
Самостоятельная работа;
Инсценизация (театрализация).
Методическое оснащение занятия
Художественный ряд:
Образцы изделий народных промыслов;
Инструкционные карты последовательности выполнения фигуры птицы в технике «оригами»;
Карточки со словами «оригами» и «орнамент» для словарной работы;
Таблицы «Элементы росписи дымковской игрушки»;
Репродукции А.К.Саврасова «Грачи прилетели»;
Карточки по технике безопасности – работа с ножницами, кистью;
Ребус со словом «Дымка» для словарной работы;
Костюм для Бабы Яги, костюм для Хохломы, сундук, стол, скатерть, самовар, изба, ветка дерева, ваза, сказочная птица в технике «оригами».Литературный ряд:
Выставка книг по литературному искусству;
Песенки-потешки об изделиях народных промыслов
Сценарий для театрализованного представления с участием Бабы Яги и Хохломы.
Музыкальный ряд:
Чайковский П.И. «Времена года». «Весна».
Оборудование и инструменты для учащихся: белая бумага для вырезания силуэтов, гуашь, кисть, баночка для воды, салфетка для клея и кисти, палитра.
Оборудование для педагога : компьютер.
План урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия и цели:
Закрепление знаний учащихся об изделиях народных промыслов в форме игры (театрализованное представление).
III. Объяснение темы занятия:
Закрепление знаний учащихся о технике складывания листа бумаги «оригами» – словарная работа (использование компьютера).
Практическая работа – выполнение модели птицы из бумаги.
IV. Закрепление знаний учащихся о Дымковской игрушке (историческая справка о создании данного промысла).
Работа с репродукцией А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Решение ребуса «Дымка» (словарная работа).
Работа с таблицей «Элементы росписи дымковской игрушки.
Упражнение «Палитра дымковской росписи».
Словарная работа - «орнамент».
V. Объяснение практического задания для самостоятельной работы. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и кистью.
VI. Самостоятельная работа учащихся, выполнение росписи объемной птицы из бумаги (музыкальное сопровождение).
Работа в парах.
Индивидуальная работа.
VII. Экспресс-выставка работ учащихся «Земля одна, а птицы на ней разные» (дети прикрепляют своих птиц на ветки, стоящих в вазе). Коллективное оценивание работ.
Подведение итогов занятия.
Ход урокаОрганизационный момент - организация рабочего места.Сообщение темы и цели занятия. (слайд 1)
Ведущая. Здравствуйте, гости дорогие!
Какие вы все красивые да нарядные, здоровые да румяные. Усаживайтесь поудобней и слушайте мой рассказ...
Сегодня мы совершим очередное путешествие по местам народных промыслов. Оно будет очень интересным и увлекательным, так как наше занятие необычное .(Обращает внимание на избушку Бабы Яги.) Ах! Вот так чудеса! Избушка, избушка! (Стучится.) Повернись к лесу задом, к нам передом! Выходит Баба Яга, потягивается.
Баба Яга. Это кто тут хулиганит?
В гости кто ко мне идет,
Кто в избушку барабанит,
Спать старушке не дает?
Ведущая. Здравствуй, бабушка Яга! Это мы тебя разбудили. Ребята собрались в путешествие. Сделай нам что-нибудь волшебное!
Баба Яга. Волшебное? Этим двоечникам и хулиганам! Да ни за что на свете!
Ведущая. Ну, пожалуйста, бабушка Яга, ребята у нас хорошие. А тебе мы разрешим, остаться на нашем занятии. Согласна?
Баба Яга. Ну, ладно! Уговорили.
Кружится на метле, повторяя волшебные слова.
Баба Яга. Ты, бабуся, не ленись,
Ты, метелка, покружись.
По волшебному указу,
По Ягусину приказу
Скатерть накрывайте,
Сундук раскрывайте,
И предметы доставайте,
На столе их расставляйте!
Баба Яга (открывает сундук).
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Живет красная девица
- На все руки мастерица.
И печет, и прядет,
И рисует, и поет.
Здесь, на занятии на нашем,
Свою сказку поведет...
Под музыку выходит Хохлома.
Хохлома. Вы меня на праздник звали?
Вот и я сама!
Золотая, расписная
Чудо-хохлома!
Достает из сундука расписанную посуду, выставляет ее на стол. Баба Яга помогает Хохломе на протяжении всего праздника.
Хохлома. Расскажу я вам, ребята, одну историю.
Игра «Узнай народный промысел!» (слайд 2)
А для начала, ответьте мне: к какому, народному промыслу относится это изделие? (достаёт Павловский платок).
Молодцы! Узнали: А теперь послушайте. Жили-были на белом свете Иванушка да Аленушка ...
Вышел как-то раз Иванушка на пригорок, откуда все видать: где реки текут, где леса шумят. Глядь, по лазоревому небосводу солнце подымается, лучи раскидывает. Полоснул Иванушка рукой, сложил лоскут за пазуху - милке на платок. А она, его суженая, плачет-горюет. Все у нее есть: и сапожки красные, и тулупчик овчинный. Одного нет — платка узорного. Истлел он в бабушкином сундуке. А тут и Иванушка подоспел с букетом цветов диковинных.
Разложил лоскут, заполыхали на нем розы в изумрудной зелени листвы. Накинул Иванушка платок невесте на плечи: «Эх, загляденье! Носи, Аленушка, красота моя ненаглядная!»
Вот какая удивительная история дошла до наших дней о Павловском платке.
достаёт Хохлома из сундука деревянные изделия с Городецкой росписью.
А сейчас узнайте, какой росписью украшены эти деревянные изделия?
Ребята: Изделия украшены Городецкой росписью.
Хохлома. Молодцы, ребята! Всё вы знаете.
Творения русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных.
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
В резьбе и в узоре, в раскраске весенней
Остались умельцев черты:
Внезапная грусть и лихое веселье,
Которые с виду просты.
Городецкая роспись по дереву - это грациозные кони, диковинные птицы, пышные цветы, которые бывают только в сказках. Всё это выражает яркую красоту природы и радость жизни. Родина её - старинный волжский город Городец и многие окрестности деревни, прильнувшие к речке Узоле, Нижне-новгородской области.
Вопрос: А кто из вас помнит, какие цветы любят рисовать Городецкие мастера, украшая их изображениями деревянные изделия?
Ответ: Городецкие розаны - купавки, ромашки. (Молодцы).
Вопрос: Какие изделия расписывают мастера своими роскошными узорами?
Ответ: Детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, игрушки и разного рода сувениры. (Молодцы! Правильно!)Вопрос: Ребята, а какие изделия народных промыслов вы узнали на нашей выставке? Назовите их.
Ответ: Гжель, Жостовские подносы, Народная глиняная и деревянная игрушка - Филимоновская глиняная игрушка, Дымковская игрушка, Матрёшка - Загорская (Сергиев Посад), Палех.
Хохлома. Молодцы, ребята. Меня радует, что вы так хорошо знаете наши Российские народные промыслы.
Хохлома. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов - места, где сложился и развивается определённый вид ДПИ, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы. Это Жостово, Городец, Полхов - Майдан, Гжель, Палех и многие другие народные промыслы.
А особенно хочется отметить вот это изделие. (Ставит на стол расписной самовар хохломской росписью).
Что за чудо? Как вы думаете?
Вопрос: Откуда такое красивое изделие?
Ответ: Из села «Хохлома».
Хохлома: Удивляет, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая
Черно-красная трава.
Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
- Расскажу я вам, ребята, ещё одну историю,..Было это в давние времена, лет 200, а то и 300 назад. Поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе кашу пшенную и птиц не забывал угостить. И как-то раз прилетела к его порогу Птица-Жар. Он и ее угостил. Задела Птица-Жар золотым крылом чашку с кашей и... стала чашка золотой. И расцвели на тонко изогнутых веточках зелени гроздья спелой огненной рябины.
По ходу рассказа «прилетает» Птица-Жар (слайд 3). Хохлома достает из сундука расписную посуду.
Хохлома. Эта легенда послужила началом изготовления деревянной посуды. Волжское село под Нижним Новгородом назвали «Хохлома». Из этого сурового края с непроходимыми лесами стали расходиться во многие города Руси ковши, напоминающие старинную ладью или неведомую Жар- птицу, вазы, чаши, блюда, подставки, ложки с неповторимым орнаментом.
II. Основная часть занятия.
Педагог : Ребята, каких сказочных птиц вы знаете?
Надо отметить, что любят изображать сказочных птиц не только мастера народных промыслов, но и сказатели, писатели, поэты («Финист - ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар - Птица в сказке Ершова «Конёк - горбунок») - можно зачитать отрывки литературы.
Педагог : Какой праздник отмечают 2 апреля? ( Прилет к нам птиц).
Педагог : А какое время года у нас на улице?
В народном календаре, обычаях и обрядах птицы неотделимы от начала весны (слайд 4). А ещё весной выпускали на волю птиц, переживших в доме человека зиму. Был обычай, весело закликая птиц, петь песенки про птиц (Закличка - просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето).
Жаворонки, прилетите к нам
Красно летичко принесите нам,
А зимушку унесите от нас.
Педагог : Каких вестников весны вы знаете?
Педагог : А какие птицы, прилетают к нам весной? (Грачи, утки, гуси, скворцы, ласточки, стрижи).
Давайте обратим внимание на нашу доску, где размещены репродукции известных русских художников (Куинджи, Паленов, Левитан).
Среди них находится произведение замечательного русского пейзажиста А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (слайд 5).
Педагог : Какое время года передал художник в своём произведении?
Какие признаки весны изображены на картине?
Какие краски использует художник, изображая весеннюю природу?
Особое неизгладимое впечатление производит эта картина, изображающая типичный для средней полосы Российский пейзаж.
Всё чрезвычайно скромно и просто в картине заключены одновременно печаль и радость, улыбка и раздумье, чем дальше смотришь на неё, тем больше проникаешься любовью к истинно русской природе.
Выстроились в ряд покривившиеся берёзы. На их голых ветвях множество грачиных гнёзд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «посёлка», оглашая окрестность неумолкающим гомоном.
Па втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений, возвышается шатровая колокольня старой церквушки.
А дальше, до самого леса, узкой лентой синеющего на горизонте, раскинулись побуревшие поля с остатками нестаевшего снега.
Прозрачный, свежий воздух чувствуется в высоких, нежно - голубых облаках и в синей полоске леса, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колоколен и осветившем бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу.
Набухают почки на берёзах, поблёскивает синевой освободившейся ото льда пруд, ясно выделяются на зернистом снегу следы грачей; лёгкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки; кое-где меж облаков проглядывает ярко - голубое весеннее небо. Саврасов превосходно знал русскую природу и горячо её любил. Это помогло ему создать в картине- высокохудожественный образ русской природы. Он строит колорит картины на сдержанной цветовой гамме, сочетающей серовато-коричневые тона с бело-голубым. Своим ученикам художник говорил: «Пиши весну так, чтобы жаворонков на картине не было видно, а песни их слышались».
И рассматривая эту картину, мы действительно, словно слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны.
Педагог : Словарная работа (слайд 6).
А сейчас, ребята, давайте вспомним, как называется древнее японское искусство складывания из бумаги различных фигурок птиц и животных, и других предметов, машин и др.
Оригами (как способ создания из бумаги разнообразных поделок) зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой и тысячерукой» богини милосердия Канкон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у неё покровительства. Утратив со временем своё религиозное предназначение, оригами стало украшением Японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых, и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны.
В этой технике мы и выполним сегодня птицу, вспомнив правила сгибания и складывания бумаги (слайд 7).
Педагог : Вспомним правила рабочего человека, закрепим правила работы с ножницами, клеем (прилагаются).
Работа по таблице методической последовательности (на компьютере). Основой служит прямоугольник - работа ученика и учителя.
1. Для работы потребуются квадраты разной величины. Из одного большого складывается туловище, из маленьких - оперение волшебной птицы.
а)Начнём со складывания туловища
Сначала бумагу перегибают на столе от себя ровно пополам по диагонали, так чтобы углы точно совпали и стороны противоположных частей. Сгиб проглаживают ребром ладони, лишнюю часть отрезаем.
б)Согните оба уголка линии перегиба. Сложите
в)противоположные стороны вкладывают внутрь, получаем треугольник.
г)Ещё раз согните внутрь, и ещё раз, делая головку.
д)Павлин готов.
А сейчас, ребята, вы устали, поэтому мы с вами немного отдохнем, проведем физкультминутку и продолжим дальше работу.
III. Физкультминутка (под музыку «Мир природы»)
Сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытянитесь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки, расслабьтесь. (15-20 сек.)
IV. Роспись изделия с помощью элементов Дымковской игрушки.
Хохлома. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием, у вас получились хорошие фигурки птиц. Но птицы у вас словно застыли. Они похожи на белые снежинки. А у нас на улице Весна. Светит яркое красное солнышко. И я думаю, что нам просто необходимо украсить их разноцветными узорами.
Слайд 8 - Смотрите, ребята, а у нашей Жар - птицы есть для вас загадка, которая спряталась в необычных рисунках и какие - то здесь запятые стоят. Вопрос. Что за рисунок такой?
Ответ: Это ребус. (Словарная работа)
Вопрос. А кто его может разгадать.
Ответ: Здесь спрятано слово «Дымка»
Хохлома: И верно, ребята. Это слово «Дымка». Какие у нас сегодня хорошие помощники. Все знают?
Хохлома: Так, ребята, ласково называют дымковскую глиняную игрушку. Каждый, кто ни взглянет на эти игрушки, невольно улыбнётся. Как много света, звонкого многоголосья, ярких узоров! Словно солнышко заиграло, словно весёлую песню услышал.
А создали эту красоту народные мастерицы из слободы Дымково, которая расположена на окраине старинного города Вятка. В каждом доме была печь. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки. Может быть, потому и назвали слободу Дымково.
Но в узорах дымковской игрушки ничего нет от цвета серого дыма.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нет цвета дымного,
Что серости сырей.
В ней что - то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что - то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Промысел возник в глубокой древности, когда под Вяткой (старинное наименование - Хлынов) в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружеских войска. С тех пор погибшим каждую весну справляли (помины). А позже этот ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье, праздник так называемой «Свистульки». На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был постоянным, производство их, а затем и других игрушек оказалось выгодным.
- Работа с репродукциями и таблицами с изображением Дымковской игрушки (слайд 9).
Изящны и нарядны дымковские игрушки. Линии игрушек - плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких деталей. В палитре дымковских мастеров почти отсутствует смешение цветов.
Вопрос: Какие цвета красок используют мастера в украшении игрушек?
Ответ: Красно- алый, синий, оранжевый, зелёный, фиолетовый, золотисто - жёлтый, малиновый цвета.
Хохлома: Правильно. И надо отметить, ребята, что насыщенные цвета они наносят на белый, как снег, фон игрушек. Потому эти игрушки отличаются праздничным настроением.
- Внимательно рассмотрите репродукции и таблицы «Элементы узора дымковской росписи» и скажите.
Вопрос: Какие элементы узоров используют мастерицы для украшения этой игрушки.
Ответ: Большие и маленькие круги, точки, полоски, волнистые линии, кольца, клеточки.
Хохлома: Правильно. Такие узоры мы отнесём к геометрическим орнаментам. (Карточка со словом на доске).
- Словарная работа.
Вопрос: Что означает слово «Орнамент». Какие виды орнамента вы знаете?
Ответ: Орнамент - это узор, который состоит из повторяющихся или чередующихся элементов.
Хохлома: Молодцы. Правильно!
V. Объяснение практического задания.Хохлома. А сейчас, ребята, мы рассмотрим последовательность нанесения узоров на наше изделие «Жар - Птица».
Роспись начинают с крупных цветовых пятен. Тонкие полоски и тёмные точки наносят в последнюю очередь.
Если тёмные и светлые пятна располагаются рядом, то начинают со светлого.
3 . Работай кистью свободно, придерживая птицу рукой.
Не забывайте оставлять белое поле, иначе птица потеряет нарядность.
Завершим работу наклеиванием «золотинок». Для этого всем понадобится клей ПВА и тонкая металлическая фольга.
Квадратики «золотинок» приклеивают так, как это принято у мастеров, а не куда попало (их размещают на грудке птиц, гребне).
Задание. А сейчас вы самостоятельно выполняете украшение фигурок птиц геометрическим узором, характерным для дымковской игрушки, элементы которого вы можете подсмотреть на репродукциях и таблице, размещенных на доске.
Ребята, я хочу напомнить Вам одно из правил из «Десяти заповедей юного художника»: научился сам – научи другого. Это значит, что если у вашего соседа что-то не получается, Вы можете подсказать и показать, как выполнить эту работу правильно (работа в парах).
Помните, что с помощью элементов дымковского узора вы передадите красоту оперения вашей птицы, её настроение.
Самостоятельную работу ребята выполняют под музыкальное сопровождение П.И. Чайковского «Времена года» «Весна».
Во время практической работы педагог обращает внимание на допущенные ошибки и показывает, как их можно исправить.
На отдельном листе бумаги показываю ребенку, который затрудняется в подборе красок, как правильно выполнять работу кистью.
Ребята используют знакомые им приемы работы кистью (всей кистью, концом кисти, прием тычка, прикладыванием или промакиванием).
Основное правило работы гуашью - очень незначительное добавление воды краска должна быть размешена в баночках до густоты сметаны.
Экспресс - выставка - ребята оценивают работы, выбирают самые красивые. (Коллективное оценивание работ).
Лучшие работы мы закрепляем на веточках, поставленных в напольную вазу с помощью скрепок.
Итог занятия.
В заключение хочется сказать, что наше национальное русское декоративно - прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, разные платки, ювелирные украшения - всего не счесть! На всех этих предметах есть неповторимые узоры, красочные яркие.
Декоративно - прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе. Произведения, созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, на производствах традиционных промыслов, наполняют нашу жизнь и делают её ярче и красивее.
Сегодня на занятии мы показали, как гармонично можно соединить традиции японской техники складывания из листа бумаги фигуры птицы и украшением её узорами дымковской росписи народной глиняной игрушки России.
И, конечно, ребята надо помнить о том, что мы должны беречь нашу прекрасную, но очень хрупкую природу, уважительно относиться к птицам, животным, и в голодное время подкармливать их.
На этом наше занятие окончено. Спасибо вам за вашу очень активную и творческую работу (слайды 10-11).