Познавательная игра – викторина «Предание старины далекой».



Познавательная
игра – викторина


«Предание старины далекой».





Подготовила:
учитель технологии
Рудая Тамара Александровна















с. Троицк, 2014 год.

Слайд № 1
Слайд №2 Эпиграф: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего»
Тема мероприятия: «Предание старины далекой»
Цель мероприятия: - Познакомить учащихся с историей народного костюма, отделок и украшений.
- Способствовать возрождению утерянных традиций русской культуры.
- Стимулировать интерес к истории и традициям русского костюма и его отделкам.
Межпредметная связь: история, русский язык
Оборудование: проектор, экран.
Подготовка к уроку: опережающие задания учащимся в виде сообщений, изготовление деталей гайтана для практической работы, задания для технологии изготовления русской льняной рубашки.
Оформление кабинета: манекен с надетым на него женским нарядным костюмом с поясом, русские народные вышивки.
Структура мероприятия:
1) Приветствие команд
2) Объявление состава жюри
3) Путешествие по станциям
4) Подведение итогов
5) Награждение команд
Ход мероприятия:

I Организационный этап:
Приветствие.
Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.
Слайд № 3 Стих (играет русская народная музыка)
Могут руки людей сделать чудо любое: И по белому полю могут выткать цветы И по синему небу вышить солнце златое, Чтобы стало побольше на земле красоты. Я возьму в руки нить и простую тряпицу, И немножко фантазии и волшебства – И сошью я такое, что вам и не снится Только чтобы жила на земле красота!
Сейчас мы проведём увлекательную экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях русской одежды.
Из истории:
Слайд № 4 Русский народный костюм – явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариативности, не имеющей аналогов в мире. Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально – экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты. Постепенно выделились три основных типа костюма: Слайд №5 с поневой, в древности понева представляла собой несшитые куски шерстяной ткани, закрепленные на талии поясом, Слайд №6 с сарафаном. Сарафан появился позже поневы. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов). Сарафан носили не  только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Слайд № 7 С юбкой, факт появления в южнорусском костюме юбочного комплекса исследователи связывают с переселением в южные края служилого сословия с польско– литовских рубежей и датируется XVII веком.
Слайд № 8 Главным элементом одежды считалась рубаха. С ней связано множество обрядов и поверий. Украшения рубахи было делом важным и ответственным, ибо выполняло оберегающую функцию.
Слайд № 9 Множество обрядов и обычаев, связанных с поясом, Пояс сопровождал людей от рождения до смерти, считаясь сильным оберегом. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным).
Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог" и т. п. Это поверье осталось с языческих времен, когда круг считался защитником от нечистой силы.
Слайд № 10 Следующий элемент, имеющий ярко выраженную обереговую функцию это головной убор. Голова является центром мысли, а значит, нуждается в надежной защите. Головной убор нёс идею неба, изображение солнца, мирового древа, устремляющегося в небо, изображения птиц. Сами названия женских головных уборов являются "птичьими": "кокошник" (от "кокошь" – петух, курица), "кика", "кичка" (утка), "сорока" и т. п. Часто головные венчики, окружающие голову, рассматриваются, как символ горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землей.
Слайд № 11 Украшения шеи, горла и груди женщины были необходимым дополнением к заклинательной орнаментике головного убора и всей одежды в целом.
Мальчик в русском народном костюме зачитывает указ

Слайд № 12



















Итак, мы начинаем наше путешествие по ям

Слайд №13 По толковому словарю В.И. Даля:
Ямъ - селенье, коего крестьяне отправляютъ на мъстъ почтовую гоньбу, гдъ стань, сиб станконъ.
Слайд №14 По новому толковому словарю русского языка:
Ям – 1) Почтовая станция, где проезжающие меняли почтовых лошадей (В Российском государстве XIII – XVII в).
2) Поселок, где имелась такая станция.

Слайд №15 Ям “Разминка”.

Ведущий: Много дел и забот было в крестьянском хозяйстве. Одни приходились на лето, другие – на зиму; одни были заботой мужской, другие – женской. Начнем нашу игру с определения тех дел, которые традиционно считались женскими.
Команды по очереди, не повторяясь, перечисляют те виды работ, которые они считают традиционно женскими.

За каждый правильный ответ – дается монета, выпушенная в честь 1020-летия крещения Руси








Варианты ответов: огородничество, вышивка, заготовка воды, сбор грибов и ягод, жатва, прядение, приготовление пищи, ткачество, рубка и квашение капусты, шитье, уход за скотом, воспитание детей, уборка в доме, растопка печи, выпечка хлеба, стирка, вязание и прочие рукоделия.
Слайд №16 Ям “Льняная рубашка”.
Ведущий: Во времена, когда все в доме делалось своими руками, первейшей обязанностью женщины было шить одежду для всех членов семьи. Но шитье начиналось не с раскроя ткани, как сейчас, а с выращивания льна, конопли и других волокнистых растений. Почему? Ответ на этот вопрос и дадут команды.
Команды получают письма, на которых написаны этапы изготовления русской льняной рубашки. Задача – составить цепочку технологии изготовления русской льняной рубашки.
За каждое верно поставленное звено – одна монета.
Слайд №17 Правильный вариант цепочки:
Посев льна;
Прополка льна;
Дерганье льна с корнем;
Отделение коробочек с семенами;
Вымачивание льна;
Сушка льна;
Мятие льна;
Трепка льна;
Чесание льна;
Прядение кудели в нитку;
Ткание на кроснах;
Выбеливание полотна;
Кройка рубашки;
Шитье рубашки;
Вышивание оберегов на рубашке.
Слайд №18 Ям тупик «Пословица и пантомима»
Каждой команде необходимо изобразить пантомимой предложенную пословицу.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто не работает, тот не ест.
Слайд №19 Ям «Историческая»
Функции народного костюма.
Задавшись целью рассмотреть ту одежду, что носили на Руси, мы, прежде всего, должны определить, какую функцию она выполняла.
Ответ, казалось бы, очевиден: одежда защищает от холода, украшает. Это – взгляд современного человека. Но когда мы углубляемся в изучение костюма исторического, перед нами предстает целая система знаков, которые были хорошо знакомы людям далекой эпохи.
Ведь тогда человеку требовалось сказать своим обликом миру значительно больше, чем человеку сейчас. Больше потому, что наш далекий предок общался не только с людьми, но и с богами, духами, предками, природой.
Итак, костюм выполнял следующие функции:
Слайд №20 Религиозно-магическую. Он через детали, орнамент связывал человека и его род путем этических обязательств с высшими силами мироздания. Отдельные детали костюма в представлении людей обладали магической силой, с помощью которой они оказывали воздействие на предметы и явления внешнего мира - способствовали исцелению от недуга, преумножению богатства и т. д.
Например, самой первой пеленкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). И в дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. И дело здесь не в бедности или скупости. Просто считалось, что ребенок еще не окреп как телом, так и душой - пусть же родительская одежда его защитит, убережет от порчи, сглаза, недоброго колдовства.
Матери, как правило, всегда старались украсить детскую одежду вышивкой на вороте, рукавах и подоле рубашки. Считалось, что вышивка обладала оберегающим свойством.
Или возьмем для примера такой распространенный вид одежды, как рубаха. Прилегавшая к телу, она шилась с бесконечными магическими предосторожностями. Ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» – затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду. Рубаху также украшали оберегом-вышивкой.
Слайд №21 Социальную. Каждый человек считал, что ему от рождения предопределено его земное предназначение. Собственное место в мире священно, и человек с честью и достоинством подчерки вал своим внешним видом то, как он добывает свой хлеб. Крестьянин носил свои праздничные рубахи с не меньшей гордостью, чем представители других сословий. Такое наглядное представление о занятии и статусе человека облегчало взаимодействие между людьми. Изменение по собственному желанию платья считалось обманом людей и Бога, то есть грехом.
Слайд №22 Эстетическую. Понимание красоты одежды в далекие времена отличалось от современного. Тогда ее определяли не яркость и богатство отделки, не фантазия в покрое, не дорогови
·зна ткани, а соответствие религиозному и общественному идеалу. То есть можно было найти красоту и в грубой рубахе пахаря, и в доспехах воина, и в ризах священника.
Слайд №23 Мемориальную. Язык костюма был обращен к традиции поминания предков. Почитание предков – следование его заповедям, жизненной и бытовой практике, сохранение традиций.
Сейчас мы говорим, что за нами века истории и поколения. Мы мыслим себя впереди этого процесса. В прошлом было не так. Предок - тот, кто перед тобой, кто определяет своим опытом весь строй твоего поведения, духовного и хозяйственного уклада. Таким образом, задачей каждого человека становилась необходимость сохранять предначертания отцов и детей.
Слайд № 24 Утилитарную (практическую). Одежда защищала не только от холода, снега, дождя, но и отражала деятельность людей - например, рыболова, охотника.
Или вспомнить исторические факты IX - начала XII века. Во времена Киевской Руси каждый человек был вынужден защищать свой дом от врагов - от чужого воинства, от княжеской дружины, злоупотреблявшей властью. Это значит, что воином был каждый мужчина, а срок мужания наступал рано. В 7 лет княжича сажали на коня. В 13-14 лет юноши уже могли стоять в ополчении, владеть оружием. Поэтому костюм представлял собой и военные доспехи - защищая и реально, с помощью материалов и приспособлений, и символически, через символику кроя, орнамента, через обереги, магию меха, когтей и зубов животных.
Все это имело силу и в охотничьем деле, ведь каждый являлся и добытчиком-охотником, рыболовом (а ремесло это было небезопасным). В практике хозяйствования человек исследовал мир природы, учился брать с пользой ее дары, но и не забывал отдать ей долг в обряде, жертве, молитве.
Слайд №25 Индивидуальную. Одежда выражала личные вкусы, привычки, но не была значимой для людей далекого прошлого. Ведь, живя в коллективе (общине, роду или племени), человек в своем облике стремился слиться с такими же, как он. В таком единстве он чувствовал себя сильнее, прочнее связанным с эти миром, а стать «не от мира сего» было не в его интересах, к тому же небезопасно. Так как весь быт подчинялся различным ритуалам, то человек не мог развить в себе индивидуальный стиль поведения. Скорее всего, индивидуальная функция одежды выражалась в другом - ярче, длиннее (короче), больше ожерелий, лишняя рубаха или кафтан и т. д. В таком поведении уже намечалась некоторая демонстративность, но опять-таки в рамках принятого.
Слайд №26 Ям «Рукодельная» (играет русская народная музыка)
В глазах наших предков женщина была земным священным существом, в тело которого входит священный дух предков, чтобы вновь воплотиться через ребенка. Поэтому женщину сознательно стремились сохранить, сберечь от всякого посягательства на ее духовную и физическую красоту. Так же, с древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди придумали обереги. У женщин оберегами были бусы, серьги, кольца, браслеты. Одним из видов оберегов были украшения из «кустов», расположенных на длинном шнуре («грибатка», «гарус», «хрёст») были принадлежностью не только женского, но и мужского наряда, как правило, свадебного. Мужские грибатки были скромнее, часто с двумя «кустами» на концах. В женских «кустов» было больше (обычно шесть), внизу они соединялись тоненьким шнурком, на который вешали образок или крест, однако грибатка могла завершаться одним сердцевидным или полукруглым «кустом», а иногда и кисточкой. Шнуры для грибаток «дергали» руками или ткали на дощечках, вплетая в черный бисер и стеклярус. Иногда шнуры дополнительно расшивались блестками и бусами. Шнур мог представлять собой и самостоятельное украшение без «кустов», в таких случаях на него вешали крест или иконку. Чаще всего он назывался «гайтан», однако встречались и такие названия, как «грибатка» и «гарус». Аналогичные украшения использовались в качестве наспинных и даже поясных.
У нас есть русский народный костюм, но у него не хватает украшения. Сейчас мы это исправим. Мы сейчас выполним гайтан к женскому костюму.
Дети выполняют «кусты» гайтана, наклеивая на них поейтки по рисунку, а потом прикрепляют их на тесьму. Получается законченное украшение.
Слайд №27 Ям «Блиц – турнир»
Блиц означает быстрый. Вы должны ответить на поставленные вопросы, и победит та команда, которая быстрее ответить на них.
Наука, рассказывающая нам о том, как жили и одевались люди в далеком прошлом. (Археология)
Человек, который жил в далекие времена. (Предок)
Одежда, которую носили мужчины и женщины, а также дети. (Рубаха)
Главный элемент одежды для любого человека на протяжении всей жизни. (Пояс)
К какому виду относится зипун? (Верхняя мужская одежда)
Кто носил поневу? (Женщины)
Кто носил венец? (Девушка)
Кто носил сороку? (Женщины)
Слайд №28 Ям «Девица аль женщина»
На столах стоят куклы в русских народных костюмах определить, где женщина, а где девушка и сказать какие отличия (3 минуты)
III Подведение итогов
Посчитать у кого больше монет.
Слайд №29 Колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.
IV Награждения команд
Вручения грамот



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415













































































































































































































































13PAGE 15





Указ
По директорскому велению, учительскому прошению приказываю провести познавательную игру – викторину, названную «Предание старины далекой».
В игре умственной, в бою интеллектуальном должны сойтись девицы мудрые и прекрасные. Игра обещает быть интересной, познавательной, увлекательной и захватывающейся.
Повелеваю победителей наградить директорской грамотой, а гостей игры монетой.


Письмо
Прополка льна;
Прядение кудели в нитку;
Дерганье льна с корнем;
Шитье рубашки;
Отделение коробочек с семенами;
Вымачивание льна;
Чесание льна;
Сушка льна;
Мятие льна;
Трепка льна;
Ткание на кроснах;
Выбеливание полотна;
Кройка рубашки;
Посев льна;
Вышивание оберегов на рубашке.





Кончил дело, гуляй смело.



Кто не работает, тот не ест.


Древние знаки – символы и знаки – обереги

Геометрический ромб – знак лучезарного солнца, который у древних славян считался кругом. Крючки и палочки, отходящие по сторонам ромба, условно понимались лучи солнца.
Квадрат, пересеченный диагоналями, с точками посередине, означал засеянное поле.
Точка - это зерно, римская цифра пять - знак растения.

Древние знаки – символы и знаки – обереги

Круг, крест, квадрат наряду с ромбом были символами солнца.
Прямая горизонтальная линия означала землю; волнистая или прерывистая – воду; крутой завиток – лебединую шею, знак птицы.
Большой круг с малым кругом внутри - свидетельство того, что добро не всегда бывает полным, рядом с ним (или в нем) всегда есть частица зла (малый круг).




Девичий костюм был представлен сарафанным комплексом. Сарафан имел туникообразный крой, однотонный цвет ткани, бретели, орнаментированные тесьмой. Рубаха шилась из белого полотна. По окату рукава проходила узкая вышивка или тесьма. Полуширокий рукав присбаривался внизу и оканчивался манжетом, оторочённым тесьмой. Ворот рубахи имел форму «стоечки» или маленький отложной воротничок с округлёнными концами. Традиционным головным убором был платок. В тёплое время года она ходила с непокрытой головой, собрав волосы в одну косу. Иногда украшала голову лентой, завязав её у основания косы.


Замужняя женщина никогда не выставляла свою косу напоказ, напротив волосы, заплетенные в две косы и уложенные короной на голове, она прятала от «дурного глаза» в маленькую шапочку повойник или одевала платок, который закрывал даже часть лица.
Поневу носили только замужние женщины.
В повседневном быту, в поле, на огороде женщины носили строгие юбки тёмно – синего цвета, лишенные всякой декоративности. Длинная рубаха «голошейка» по низу орнаментировалась мелким рисунком, выбивкой и хорошо просматривалась из под юбки. Широкий объемный рукав рубахи расшивался по предплечью растительным орнаментом (цветы, веточки, фигурки птиц) красно – черного цвета. Скромная вышивка украшала пазуху (разрез на груди) и манжеты.
Аналогичным образом украшался и фартук. Его декоративность составляли кружева, ленты, выбивка. Под фартуком на специальной тесёмке (поясе) крепился карман, в котором свекрови прятали ключи от невесток.



Грамота

По директорскому велению, учительскому прошению проведена познавательная игра – викторин, названная «Предание старины далекой».
В игре умственной, в бою интеллектуальном сошлись девицы. Игра была интересной, познавательной, увлекательной и захватывающейся.
Повелеваю участников наградить директорской грамотой