Рабочая программа по русскому языку к УМК под редакцией Н.Г.Гольцовой 11 класс
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ИМЕНИ С.В. ДОБРИНА ГОРОДА ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического совета
МАОУ СОШ №23
г.Липецка
Протокол № 1
от 29.08.2014 года СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
________
Г.В.Зыкова
29.08.2014 года УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ №23 г. Липецка
от 29.08.2014 года № 262
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для учащихся 11А класса
на 2014 - 2015 учебный год
Разработчик
программы к УМК под редакцией Н.Г.ГольцовойВакуленко Н.А., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, требованиями основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка, требованиями к оснащению образовательного процесса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:
1) пояснительная записка,
2) содержание рабочей программы,
3) описание места учебного предмета в учебном плане,
4) учебно-тематический план,
5) требования к уровню подготовки выпускников,
6) перечень объектов и средств материально-технического обеспечения,
7) приложение №1, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, даты проведения каждого урока по плану).
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого этикета в различных сферах общения;
совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности
понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).
Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 – 2015 учебный год».
Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №23 г.Липецка.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».
Сведения о рабочей программе
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 10-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2010
Выбор именно этой программы обусловлен тем, что в ней содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место и роль предмета
Предмет «Русский язык» представляет собой один из базовых курсов гуманитарной области образования и представлен в учебном плане школы образовательной областью «Филология».
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально - волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности. Концепция модернизации российского образования, Госстандарт ориентируют учителя на деятельностный характер обучения: образование должно быть направлено в первую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Русский язык выполняет определяющую роль в формировании и совершенствовании общеучебных умений и навыков, в основе которых - речемыслительные способности.
Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В разделе «Учебно – тематический план» (Таблица №1) раскрывается последовательность и время изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на проведение контрольных, творческих работ.
В приложениях к рабочей программе «Календарно – тематический план» (Таблица №2) конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемногои модульного обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии уровневой дифференциации используются при контроле знаний учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций
В процессе обучения формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений учащихся по русскому языку в основном используется текущий контроль, а также такие виды контроля как предварительный, тематический, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется в рамках урока.
Формы текущего контроля:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический);
тест по материалам и в форме ЕГЭ;
устное монологическое высказывание на лингвистическую тему;
эссе (классическое, аргументированное);
сочинение – рассуждение.
Промежуточная аттестация по итогам учебного периода – контроль результативности обучения учащихся, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком. Итоговая аттестация учащихся по окончании учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Результаты изучения предмета «Русский язык» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Информация об используемом учебном комплексе
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется методический комплекс:
1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Синтаксис и пунктуация – 5 часов
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Административная (стартовая) контрольная работа.
Умения и навыки:
знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи;
уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью;
знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения;
уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний;
знать основные единицы языка, их признаки;
уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.
Простое предложение – 25 часов
Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простые осложненные и неосложненные предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сочинение-рассуждение.
Контрольная работа по теме: «Простое предложение».
Умения и навыки:
знать виды предложений по цели высказывания, виды предложений по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные, двусоставные и односоставные предложения;
уметь находить подлежащее и сказуемое, ставить знаки препинания между ними, составлять предложения с грамматическим заданием;
уметь распознавать приложения среди других членов предложения, использовать приложение как средство выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложениях;
уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения, использовать в речи определения для характеристики предмета, явления;
уметь определять неполные предложения;
уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций, правильно ставить знаки препинания при вводных словах;
знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений;
уметь выявлять условия обособления приложений, правильно обособлять приложения;
уметь выявлять условия обособления обстоятельства, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом;
уметь выявлять условия обособления дополнения, правильно обособлять дополнения интонационно и на письме;
знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями;
уметь оформлять предложения со сравнительными оборотами;
уметь находить в предложении обращение, вводные слова, употреблять их с учетом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания;
знать признаки междометия, уметь ставить знаки препинания при утвердительных, отрицательных словах.
Сложное предложение – 13 часов
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Сочинение-рассуждение.
Контрольная работа по теме: «Сложное предложение».
Умения и навыки:
уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них;
уметь различать основные типы придаточных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них;
знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь объяснять постановку знаков препинания;
знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП;
уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи;
уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор;
уметь выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными;
знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания;
знать период, строение периода, выразительные возможности периода;
знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить пунктуационный и синтаксический разбор.
Предложения с чужой речью – 2 часа
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Умения и навыки:
знать основные способы передачи чужой речи;
уметь определять способ передачи чужой речи;
уметь ставить знаки препинания при оформлении прямой речи;
знать основные способы цитирования;
уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях.
Употребление знаков препинания – 3 часа
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Контрольный диктант на тему: «Употребление знаков препинания».
Умения и навыки:
знать особенности пунктуационного оформления текста;
знать особенности пунктуационного оформления текста;
знать о факультативности обособлений, альтернативных знаках препинания;
знать особенности пунктуационного оформления художественного текста.
Культура речи – 3 часа
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт
Умения и навыки:
уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
Стилистика – 11 часов
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Умения и навыки:
знать отличительные особенности научного, официально-делового стиля речи;
уметь создавать тексты этих стилей, осуществлять речевой самоконтроль;
знать отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк);
уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять все виды разбора;
знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.
Резервные уроки – 8 часов
Итого – 70 часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1 - Учебно-тематический план
№ п/пТема Количество часов В том числе контрольных работ В том числе творческих работ
Синтаксис и пунктуация 5 1 Простое предложение 25 1 1
Сложное предложение 13 1 1
Предложения с чужой речью 2 Употребление знаков препинания 3 1 Культура речи 3 Стилистика 11 1 Резервные уроки 8 Итого 70 5 2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка на базовом уровне в старшей школе ученик должен овладеть следующими умениями и навыками.
Знать и понимать:
основные функции языка;
смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения.
Уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
устанавливать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЬЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для изучения учебного предмета «Русский язык» на ступени среднего общего образования, необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения.
1. Специализированная мебель: стол письменный для учителя, учительский стул, столы двухместные ученические по количеству учащихся, стулья ученические по количеству учащихся, шкафы секционные для хранения таблиц и раздаточного материала. Доска с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, стенды экспозиционные.
2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.
3. Экранно-звуковые пособия.
Видеофильмы по русскому языку.
3.1. Электронные ресурсы (CD): мультимедийные презентации по разделам курса русского языка в 11 классе.
4. Пособия на печатной основе.
4.1. Комплекты таблиц для средней школы по русскому языку.
4.2. Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка в 11 классе.
5. Библиотечный фонд.
5.1.Федеральный Закон «Об образовании».
5.2.Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
5.3.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2010
5.4.Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
5.5.Будникова Н.Н., Дмитриева Н.И., ХалявинаТ.Г. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина. – М.:Вако, 2012
5.6.Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эскимо, 2013
5.7.Единый государственный экзамен 2012: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2013
5.8.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2013
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный Закон «Об образовании».
Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Русский язык 5-11классы», составители: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2010
Приложение №1 к рабочей программе
учебного предмета «Русский язык»
на 2014-2015 учебный год
для учащихся 11А класса
Таблица 2 – Календарно – тематический план
№ п/пТема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяВиды, формы контроля Дата
Синтаксис и пунктуация (5 часов)
1. Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Принципы русской пунктуации 1 Комбинированный урок Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской пунктуации Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.
Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью Составление развернутого плана.
— Практическая работа: объяснение постановки знаков препинания
04.09
2. Пунктуационный анализ 1 Урок усвоения нового материала Пунктуационный анализ предложения Работа по группам (ответы на вопросы и задания для повторения) 05.09
3. Словосочетание как синтаксическая единица 1 Урок усвоения нового материала Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.
Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний
Фронтальная беседа.
Индивидуальная работа по карточкам.
Составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему.
Формирование практических навыков синтаксического разбора словосочетания 11.09
4. Виды синтаксических связей. Классификация словосочетаний 1 Урок усвоения нового материала Порядок синтаксического разбора словосочетания Закрепление практических навыков.
Тест 12.09
5. Административная (стартовая) контрольная работа 1 Урок контроля Диктант 18.09
Простое предложение (25 часов)
6. Предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений 1 Урок усвоения нового материала Понятие предикативности, средства выражения предикативности. Простые и сложные предложения Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания Словарная работа.
Выполнение тренировочных упражнений. Пунктуационный анализ предложений 19.09
7. Простое предложение.
Виды предложений по эмоциональной окрасе и цели высказывания
1 Урок усвоения нового материала Виды предложений по цели высказывания; виды предложений по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные.
Двусоставные и односоставные предложения.
Подлежащее, способы его выражения, группа подлежащего в предложении. Сказуемое, типы сказуемых, способы выражения сказуемых; группа сказуемого в предложении Знать виды предложений по цели высказывания; виды предложений по эмоциональной окраске; предложения утвердительные и отрицательные.
Двусоставные и односоставные предложения.
Подлежащее, способы его выражения, группа подлежащего в предложении. Сказуемое, типы сказуемых, способы выражения сказуемых; группа сказуемого в предложении Сообщения учеников.
Тренировочные упражнения.
Анализ структуры и значение отдельных предложений.
Пунктуационный разбор предложений. Работа с текстом.
Объяснительный диктант 25.09
8. Виды предложений по структуре
1 Урок усвоения нового материала Грамматическая основа предложения; виды предложений в зависимости от состава грамматической основы. Предложения двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений Тренировочные упражнения: распределительное письмо
Закрепление правописных навыков: диктант с последующей самопроверкой 26.09
9. Тире между подлежащим и сказуемым
1 Урок усвоения нового материала Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым; случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием Тренировочные упражнения на закрепление правописных навыков
02.10
10. Распространенные и нераспространенные предложения
1 Урок усвоения нового материала Характеристика определений. Приложения. Обстоятельства Характеристика обстоятельств. Дополнения Знать основные единицы языка, их признаки, определения.
Уметь распознавать определения, приложения, дополнения, обстоятельства среди других членов предложения Тренировочные упражнения — распределительное письмо, упражнение на конструирование, работа с текстом.
Работа по группам. Самостоятельная проверочная работа.
03.10
11. Сочинение – рассуждение 1 Урок развития речи Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста Уметь создавать письменное высказывание Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений 16.10
12. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении 1 Урок усвоения нового материала Характеристика предложений с точки зрения полноты структуры: полные и неполные предложения. Случаи постановки тире в неполном предложении Уметь определять неполные предложения Комментированное письмо, объяснительное письмо.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
17.10
13. Соединительное тире. Интонационное тире
1 Урок усвоения нового материала Случаи постановки соединительного тире. Интонационное тире. Случаи постановки интонационного тире Знать основные единицы языка, их признаки, определения
Самостоятельная проверочная работа по вариантам.
Выполнение тренировочных упражнений
23.10
14. Простое осложненное предложение
1 Урок усвоения нового материала Синтаксический разбор простого предложения. Синтаксические осложнители состава простого предложения. Порядок разбора простого предложения
Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания, простые осложненные предложения
Уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; правильно ставить знаки препинания при вводных словах Выполнение тренировочных упражнений учебника.
Распределительное письмо.
Закрепление навыков синтаксического разбора простого предложения
24.10
15. Предложения с однородными членами
1 Урок усвоения нового материала Знаки препинания в предложении с однородными членами.
Однородные члены Средства выражения однородности. Запятая, точка с запятой, тире при однородных членах предложения Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию Упражнения на формирование навыков характеристики синтаксических единиц.
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
30.10
16. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, приложениях
1 Урок усвоения нового материала Признаки однородности определений, запятая при однородных определениях. Признаки неоднородных определений. Отсутствие запятой при неоднородных определениях Знать основные единицы языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию Комментированное письмо, объяснительное письмо, упражнения на конструирование с объяснением особенностей значения получившихся синтаксических конструкций 31.10
17. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами
1 Уроки усвоения нового материала Правила постановки запятой при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами Знать правила постановки запятой при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами Аналитическая работа: дать характеристику представленных в предложении союзов
06.11
18. Репетиционное тестирование по математике 1 07.11
19. Обобщающие слова при однородных членах
1 Урок усвоения нового материала Обобщающие слова. Знаки препинания при обобщающих словах: двоеточие, тире
Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах — Составление схем постановки знаков препинания при обобщающих словах, конструирование предложения по схемам, комплексная работа с текстом 13.11
20. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них
1 Урок усвоения нового материала Обособленные члены предложения.
Знаки препинания при обособленных членах предложения Знать общие правила обособления Обобщающая беседа-опрос с опорой на материал учебника.
Составление алгоритма решения пунктуационной задачи.
Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; распределительное письмо 14.11
21. Обособленные и необособленные определения 1 Комбинированный урок Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов Индивидуальные задания по карточкам; самостоятельная работа
27.11
22. Обособленные приложения
1 Комбинированный урок Условия обособления приложений. Запятая при обособленных приложениях, тире при обособленных приложениях Уметь выявлять условия обособления приложений.
; правильно обособлять приложения
интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления Индивидуальные задания по карточкам; самостоятельная работа
28.11
23. Обособленные обстоятельства
1 Комбинированный урок Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных другими частями речи Уметь выявлять условия обособления обстоятельства; интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженные существительными с предлогом Опрос-беседа на понимание пунктуационных правил.
Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; графический анализ предложений.
Пунктуационный и синтаксический разбор предложений 04.12
24. Обособленные дополнения
1 Урок усвоения нового материала Условия обособления дополнений
Уметь выявлять условия обособления дополнения; правильно обособлять дополнения интонационно и на письме; графически объяснять условия обособления Теоретический опрос, проверочный диктант.
Выполнение тренировочных упражнений 05.12
25. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
1 Урок усвоения нового материала Урок повторения и обобщения Обособление уточняющих членов предложения. Обособление пояснительных членов предложения. Знаки препинания при присоединительных членах предложения Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями.
Уметь выявлять условия обособления; анализировать предложение Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; пунктуационный и синтаксический разбор; упражнение на конструирование
11.12
26. Знаки препинания при сравнительном обороте
1 Урок усвоения нового материала Сравнительный оборот. Способы присоединения сравнительного оборота. Знаки препинания при сравнительном обороте Уметь оформлять предложения со сравнительными оборотами Тренировочные упражнения: отработка постановки знаков препинания при сравнительных оборотах с союзом как.
Комментированное письмо; объяснительный диктант 12.12
27. Знаки препинания при обращении
1 Урок усвоения нового материала Обращение. Способ выражения, место в предложении. Знаки препинания при обращении. Риторическое обращение. Обращение и олицетворение Знать основные единицы языка, их признаки; порядок синтаксического и пунктуационного разбора.
Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания Повторение морфологических разборов слов различных частей речи.
Сочинение-миниатюра 18.12
28. Вводные слова и вставные конструкции
1 Урок усвоения нового материала Понятие вводных слов. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Вставные конструкции. Скобки и тире при вставных конструкциях. Разделяющие знаки конца предложения при вставных конструкциях
Уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений
Уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения со вставными конструкциями, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений Индивидуальные задания по карточкам, самостоятельная работа с последующей самопроверкой 19.12
29. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова
1 Урок усвоения нового материала Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Междометия. Знаки препинания при междометиях Междометия и частицы, служащие для выражения усилительного значения Знать признаки междометия, уметь ставить знаки препинания при утвердительных, отрицательных словах Морфологический разбор слов различных частей речи
25.12
30. Контрольная работа по теме: «Простое предложение» 1 Урок контроля Вопросы и задания в формате ЕГЭ 26.12
Сложное предложение (13 часов)
31. Сочинение – рассуждение по проблеме текста 1 Урок развития речи Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста Уметь создавать письменное высказывание Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений 15.01
32. Понятие о сложном предложении 1 Урок усвоения нового материала Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них Фронтальный опрос 16.01
33. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 1 Комбинированный урок Условия постановки и отсутствия запятой в сложносочиненном предложении Точка с запятой, тире между частями сложносочиненного предложения Знать основные группы ССП по значению и союзам.
Уметь объяснять постановку знаков препинания, выполнять синтаксический разбор сложносочиненного предложения Выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Пунктуационный разбор 22.01
34. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
1 Комбинированный урок Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая, двоеточие тире в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП с одним придаточным, правильно использовать их в речи Дифференцированный опрос.
Структурированная беседа-опрос
23.01
35. Репетиционное тестирование по предметам по выбору 1 29.01
36. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
1 Урок усвоения нового материала Практикум Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями сложного предложения.
Сложноподчиненное предложение с последовательным, однородным, неоднородным подчинением. Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор Задание по карточкам; дифференцированная работа по вариантам
30.01
37. Репетиционное тестирование по математике 1 05.02
38-39. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 2 Комбинированный урок Бессоюзное сложное предложение. Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения Знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо, дифференцированное задание 06.02
12.02
40. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац 1 Урок усвоения нового материала Период. Строение периода. Выразительные возможности периода Знать Период. Строение периода. Выразительные возможности периода Поиск примеров периодов в художественной литературе 13.02
41-42. Синонимия разных типов сложного предложения 2 Комбинированный урок Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Структурная схема сложного предложения с разными видами связи. Пунктуационный разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить пунктуационный и синтаксический разбор. самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой 26.02
27.02
43. Контрольная работа по теме: «Сложное предложение» 1 Урок контроля Вопросы и задания в формате ЕГЭ 05.03
Предложения с чужой речью (2 часа)
44. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи 1 Урок развития речи Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью Знать основные способы передачи чужой речи.
Уметь определять способ передачи чужой речи, ставить знаки препинания при оформлении прямой речи Структурированная беседа-опрос по вопросам учителя,
составление схем-алгоритмов 06.03
45. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах 1 Урок усвоения нового материала Диалог. Реплики диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Цитаты. Разные способы оформления цитат
Знать основные способы цитирования.
Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, правильно использовать цитаты в собственных сочинениях Тренировочные упражнения: комплексный анализ текста; комментированное письмо 12.03
Употребление знаков препинания (3 часа)
46. Сочетание знаков препинания 1 Урок усвоения нового материала Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания Знать особенности пунктуационного оформления текста 19.03
47. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация 1 Урок усвоения нового материала Собственно факультативные знаки препинания; альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. Знать о факультативности обособлений, альтернативных знаках препинания 20.03
48. Контрольный диктант на тему: «Употребление знаков препинания» 1 Урок контроля Диктант 26.03
Культура речи (3 часа)
49. Язык и речь. Правильность русской речи 1 Урок развития речи Правильность русской речи.
Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари
Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации Аналитическая работа составление опорной схемы, подготовка устного монологического высказывания на лингвистическую тему 27.03
50. Типы норм литературного языка. 1 Урок развития речи Выполнение упражнений на закрепление лингвистических навыков 09.04
51. О качествах хорошей речи. 1 Урок развития речи 10.04
Стилистика ( 11 часов)
52. Репетиционное тестирование по математике 1 16.04
53. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. 1 Урок развития речи Стилистика. Стиль. Функциональный стиль. Классификация функциональных стилей.
Научный стиль, жанры. Знать отличительные особенности научного стиля речи.
Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль Аналитическая работа составление опорной схемы, подготовка устного монологического высказывания на лингвистическую тему 17.04
54. Официально-деловой стиль 1 Урок развития речи Термины.
Официально-деловой стиль, признаки, жанры. Канцеляризмы Знать отличительные особенности официально-делового стиля речи.
Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль Аналитическая работа составление опорной схемы, подготовка устного монологического высказывания на лингвистическую тему 23.04
55. Публицистический стиль. 1 Урок развития речи Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля Знать отличительные особенности публицистического стиля речи.
Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль Аналитическая работа составление опорной схемы, подготовка устного монологического высказывания на лингвистическую тему 24.04
56. Разговорный стиль 1 Урок развития речи Разговорный стиль Знать отличительные особенности разговорного стиля речи.
Уметь создавать тексты этого стиля, осуществлять речевой самоконтроль Аналитическая работа составление опорной схемы, подготовка устного монологического высказывания на лингвистическую тему 30.04
57-58. Художественный стиль 2 Уроки развития речи Художественный стиль, признаки стиля, жанры художественного стиля Знать отличительные особенности художественного стиля, признаки стиля, жанры художественного стиля Самоанализ использованных в тексте изобразительно-выразительных средств. Включение в собственное высказывание разных по цели высказывания и эмоциональной окраске выражений 07.05
08.05
59 Промежуточная аттестация 1 14.05
60-61. Анализ текста 2 Уроки развития речи Аналитическая работа, эссе 15.05
21.05
62. Из истории русского языкознания 1 Урок развития речи 22.05
63-70. Резервные уроки 8