Методика проведения классного часа «Овеянные славою герб наш и флаг»
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей № 107»
Методика проведения классного часа
«Овеянные славою герб наш и флаг»
Подготовила:
Решетова Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
г. Саратов 2015 г.
Цели мероприятия:
- расширить исторические знания и представления обучающихся о символах Отечества;- способствовать воспитанию гражданских и патриотических чувств;
- повысить интерес к предмету «История»;
- повышать духовный и интеллектуальный уровень развития обучающихся;
- продолжать развивать умения аргументировать ответ, анализировать историческую информацию, выступать перед аудиторией, оценивать себя, работать в группе.
Форма проведения: классный час
Участники: обучающиеся 8 «а», 8 «б», 8 «в», 8 «г» классов
Ведущие: обучающиеся 8 «а» класса, учитель истории и обществознания
Решетова Е.В.
Продолжительность: 45 минут
Методическое обеспечение: презентация ««Овеянные славою герб наш и флаг», выступления учителя и обучающихся, «историческая валюта» — хрон (20 штук), 2 медали: «Самый умный», «Самая умная».
Оформление и оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 4
Подготовительный этап……………………………………………... …………..5
Ход мероприятия…………………………………………………….. …………..6
Заключение……………………………………………………………………….16
Используемая литература………………………………………………………17
Введение
Данное внеклассное мероприятие посвящено государственным символам России – гербу и флагу. В нём представлена история появления этих символов. В ходе мероприятия проводится викторина.
Мероприятие проводится в форме классного часа.
Для того чтобы мероприятие прошло интересно, заранее определяем организаторов по подготовке мероприятия (подобрать материал для слайдов и выступлений, подготовить технические средства).
При проведении классного часа следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Классный час должен не только волновать чувства и мысли обучающихся, но побуждать их к правильному поведению.
Подготовительный этап
При подготовке данного мероприятия проведена большая предварительная работа. Обучающиеся 8 «а», 8 «б», 8 «в» и 8 «г» классов за месяц были ознакомлены с темой викторины, списком литературы, создают команду из пяти человек, придумывают название.
Обучающиеся 8 «а» класса – Кондрашова Виктория, Ильина Вероника, Сабова Мария отобрали и систематизировали материал по теме: «Овеянные славою герб наш и флаг», подготовили выступления по данной теме.
Важным моментом является отработка обучающимися умения и навыков держаться свободно и непринужденно перед аудиторией.
Ход мероприятия
Ведущий №1: Слайд 1. Прочитайте названия ключевых слов и выскажете предположение о названии нашего мероприятия.
Слайд 2. Итак, тема нашего классного часа «Овеянные славою герб наш и флаг».
Слайд 3. Вопросы каждой команде:
1. Почему каждому российскому гражданину так важно знать свою историю? (8 «а»)
2. Что означают для вас символы России? (8 «б»)
3. Что являлось прародителем будущих гербов? (8 «в»)
4. Прочитайте первое четверостишье современного гимна России. (8 «г»)
Минута на обсуждение.
Слайд 4. Пожалуйста, ваши ответы.
Ведущий №2: Слайд 5. К VIII-Х вв. в Европе сложилось сословие рыцарей-воинов-дворян. Это была эпоха завоевательных походов и турниров. Щит – обязательный атрибут рыцаря. Его боевую сторону украшали символы силы и храбрости – изображения львов, леопардов и орлов. Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследия. Чтобы не возникло путаницы, нужны были правила составления гербов. Так появилась геральдика.
Ведущий №3: В исторических источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да и они скудны и нечётки. Первое встречается в Ермолинской летописи, где помещено сообщение о том, что в 1464 г. в Москве «… месяца июля 15, поставлен бысть святыи великий мученик Георгии на воротех, на Фроловьских, резан на камени, а нарядом Васильевым, Дмитреева сына Ермолина». Это о скульптуре святого Георгия на коне, поражающего змея, работы выдающегося русского зодчего XV в. В.Д. Ермолина. По существу, ему отводилась роль святого образа, иконы, которая, как гласили предания, не раз помогала отгонять от русских городов полчища врагов. Не случайно скульптуру разместили именно здесь: Фроловские ворота считались «святыми воротами Кремля» - не только светского, но и духовного центра России. Даже князья должны были снимать шапку, проходя через них.
Ведущий №1: Слайд 6. При Иване III Россия была освобождена от монгольского ига и восстановила свой суверенитет в 1480 году.
Николай Михайлович Карамзин – знаменитый русский историк, одним из первых обратил внимание на печать великого князя Московского Ивана III 1497 г., отметив, что символика русского государственного герба ведёт своё начало от неё. На Руси на протяжении почти пяти столетий употреблялись металлические печати – буллы. Московские великие, как и другие русские князья, использовали буллы для скрепления грамот. 1497 г. считается годом возникновения государственного герба России, его 400-летний юбилей в 1897 г. отмечался очень торжественно. В XVI в. двуглавый орёл и всадник соединяются в одной печати – эмблеме: всадник помещается на груди двуглавого орла. 3 февраля 1561 г. учинена новая государственная печать – «орёл двоеглавной, а среди его человек на коне».
Ведущий №2: «Орёл двоеглавый – есть герб державы великого государя нашего его царского величества, над которыми три короны изображены, знаменующие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохранимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению».
Ведущий №3: Впоследствии в герб Ивана III вносились изменения: так, в 1625 г., при Михаиле Фёдоровиче Романове, у орла появляется третья корона, между двумя существовавшими. Три короны сохранились на гербе вплоть до распада Российской империи в 1917 г. С XVII в. орёл держал в когтях скипетр и державу. Для геральдики подобные нововведения означают многое: короны, скипетр и держава – регалии царской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где существует эта власть. При царе Алексее Михайловиче орёл высоко поднял крылья. А в 1730 г. всадник впервые получил имя Георгия Победоносца. И ещё много изменений вносилось в державный герб России.
Ведущий №1: Последнее изменение государственный герб претерпел в 1883 г.: «Российский государственный герб есть в золотом щите чёрный двоеглавый орёл, коронованный императорскими коронами, над которыми третья такая же, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты ордена святого апостола Андрея Первозванного. Государственный орёл держит золотой скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червленом … с золотыми краями щите святой Великомученик и Победоносец Георгий… на … коне, поражающий… дракона золотым… копьём».
Ведущий №2: 2 марта 1917 г. император Николай II отрёкся от престола за себя и за сына, затем отрёкся и брат Михаил. В этом же месяце начинается работа по созданию нового герба. С орла снимаются царские регалии, он опускает крылья. Но вот пришёл Октябрь 1917 г., а с ним и новый герб: без орла, но зато с серпом и молотом на фоне земного шара.
С 1922 по 1991 год существовало государство – Союз Советских Социалистических Республик. Сокращенно – СССР. В него входили 15 республик. Такими были символы ушедшей эпохи – герб и красный флаг. Слайд 7.
Ведущий №3: В декабре 2000 г. был принят Федеральный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». На нашем гербе снова появился двуглавый орёл – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над головами означают теперь суверенитет всех субъектов Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единства. Всадник, поражающий копьём дракона, - древний символ победы добра над злом, готовности всего народа защищать свою свободу и независимость.
Ведущий №1: Проверить свои знания вы сможете в ходе проведения викторины «Моя Родина – Россия».
Слайд 8. Вам нужно отвечать на вопросы и получать за каждый правильный ответ «историческую валюту – хрон». По итогам викторины будут определены победители в номинациях: «Самый умный» и «Самая умная».Слайд 9. Вопросы:
О каких символах России говорится в стихотворении? Пусть крепнет от моря до моря Двуглавого сила орла! Пусть вечно на вольном просторе Россия стоит, как скала! Пусть высится гордо и смело… Над нею трёхцветный наш флаг Во благо славянского дела, Врагам всем на зависть и страх!
Слайд 10. Ответ: О гербе и флаге.
Слайд 11. Что представляет собой герб Саратова?
Слайд 12. Ответ: герб Саратовской области представляет собой лазоревый (синий, голубой) щит с тремя серебряными стерлядями, сходящимися в вилообразный крест, увенчанный золотой земельной короной, подбитой лазурью (с пятью видимыми острыми зубцами, из которых три — на передней стороне обруча, два — на задней стороне.
Слайд 13. На гербе какого объединенного муниципального образования Саратовской области представлен золотой (желтый) геральдический щит с изображением черного быка с червлёными (красными) глазами, языком, рогами и копытами, на спину которого поставлена червленая (красная) чаша с серебряной (белой) горкой соли?
Слайд 14. Ответ: Энгельс.
Слайд 15. Назовите самый загадочный герб одного из городов Земли Саратовской.
Слайд 16. Ответ: герб Петровска. На красном поле изображение нисходящей из облака руки, держащей два ключа - один золотой, другой серебряный.
Ведущий №2: Наряду с гербом важным символом является флаг.
Слово «флаг» греческого происхождения, его предок – слово «флего», имело значение «сжигать», «озарять», «гореть». На Руси предшественником флага были княжеские стяги, которые имели вид шеста с пучком травы или конской гривой вверху, со временем трава и грива заменились материей ярких цветов.
Стяг – древнерусское слово, обозначающее жердь, палку или шест. Постепенно размеры полотнища увеличивались, с принятием христианства на Руси на них стали помещать изображения креста и святых. Так, войска Дмитрия Донского на Куликовом поле сражались под багряно-красным стягом, на котором был изображен Спас Нерукотворный.
В качестве государственных стягов государи Руси использовали разные знамена, которые не передавались по наследству.
Ведущий №3: Первое упоминание о российском флаге появилось в 1668 году во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра I, когда стремительно начала развиваться торговля с зарубежными странами. Царь Алексей Михайлович отдал приказ «строить корабли для охраны торговых караванов». В небольшом селе Дединово, что на берегу Оки, спешно собрали мастеровых людей из близлежащих деревень, и вскоре был построен корабль «Орёл».
Ведущий №1: Капитаном его назначили голландца Давида Бутлера, который, как отмечалось во многих исторических документах, отличался нравом педантичным и суровым. Он первым обратился к государю с вопросом, под каким же флагом выйдет корабль. «… Которого государства корабль, того государства бывает и знамя», – не преминул заметить Бутлер. Но у России тогда не было собственно государственного знамени.
Ведущий №2: Слайд 17. Царь, основательно изучив цвета флагов разных стран, остановился на бело-сине-красном. Почему именно эти цвета? По русским обиходным понятиям XVII-XIX вв. красный цвет символизировал отвагу, героизм, огонь; синий – небо, цвет Богоматери, духовность, веру; белый – мир, чистоту, благородство. Эти цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными. В результате появился приказ царя Алексея Михайловича: отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту, червчатую, белую и лазоревую».
Ведущий №3: Слайд 18. Пётр I не стал изменять государственные цвета, но в 1705 г. внёс одно серьёзное новшество – определил точное расположение государственных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу физический, плотский (красный); выше – небесный (синий); ещё выше – божественный (белый) или (сверху - вниз) Вера, Надежда, Любовь.
Ведущий №1: Слайд 19. В начале Северной войны (1700-1721 гг.) Пётр вводит специальный флаг для флота – белый с лазоревым крестом – знаменитый Андреевский флаг в честь святого Андрея – первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей.
Ведущий №2: Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику. Лишь в 1896 г., накануне коронации Николая II, официальным флагом Российской империи становится бело-сине-красный флаг.
Ведущий №3: Слайд 20. В апреле 1918 г. был учреждён красный флаг, который просуществовал как символ Советского Союза вплоть до 1991 г. Под красными знаменами наш народ спас страну от угрозы фашизма.
Ведущий №1: Слайд 21. 8 апреля1991 г., ровно 73 года спустя, день в день, Правительственная комиссия Совета министров Российской Федерации одобрила возвращение трехцветного флага. «Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным Национальным Флагом Российской Федерации».
День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации и отмечается 22 августа.
Ведущий №2:
Слайд 22. Продолжим викторину «Моя Родина – Россия».
Слайд 23. Что такое флаг?
Слайд 24. Ответ: прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы.
Слайд 25. Когда появилось первое упоминание о российском трехцветном флаге?
Слайд 26. Ответ: в 1668 г. во времена царствования Алексея Михайловича.
Слайд 27. Когда появился российский трехцветный флаг?
Слайд 28.Ответ: 20 января 1705 г.
Слайд 29. В начале Северной войны Пётр I ввёл специальный флаг для флота. Как он назывался?
Слайд 30. Ответ: Андреевский.
Слайд 31. В каком году был учреждён красный флаг?
Слайд 32. Ответ: в 1918 г.
Слайд 33. Самыми предпочтительными цветами русского народа были белый, синий, красный. Расскажите, что символизировали эти цвета на флаге?
Слайд 34. Что представляет собой флаг города Саратова?
Слайд 35. Флаг города Саратова представляет собой прямоугольное белое полотнище, в нижней части которого на лицевой и оборотной сторонах горизонтально расположена полоса голубого цвета. Ширина голубой полосы равна 1/3 части общей ширины флага. В центре белой полосы располагается герб города Саратова. Герб имеет то же поле, что и нижняя полоса флага - голубое. Отношение ширины флага к его длине - 2:3. Утвержден в 1997 году. Слайд 36. Назовите символы России?
Слайд 37. Ответ: герб, флаг и гимн.
Слайд 38. Кто написал текст и музыку гимна России?
Слайд 39. Ответ: гимн России – музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.
Слайд 38. Для чего же необходимо знать историю своей страны?
Слайд 39. Ответы:
- выполнять свой патриотический долг;
- уважать историю и традиции России;
- знать важнейшие события отечественной истории в их взаимосвязи с событиями мировой истории;
- иметь целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
Ведущий благодарит всех за внимание.
Заключение
Учитель:
Мы с вами совершили небольшой экскурс в историю появления российских символов – герба и флага. Я надеюсь, что сегодня вы открыли для себя много интересных фактов, посвященных государственным символам Российской Федерации и Саратовской области, показали свои знания.
Для любого народа это святые символы, так как сопровождали и благословляли на ратные и трудовые подвиги, были рядом в будни и праздники. Их назначение – объединение народов, проживающих на территории государства, на основе общей истории и традиций.
История досталась нам в наследство от предков. Какой станет Россия в будущем – зависит только от нас. Любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!
Список используемой литературы
Голованова М.П. «Герб. Флаг. Гимн России», Москва, издательство «Росмэн», 2004
История Отечества. В терминах и понятиях: Словарь-справочник. – Смоленск: Курсив, 2011
Классный руководитель №3, 2006
Человек и общество. Обществознание: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
Интернет-источники:
http://simvolika.rsl.ru/index.php?doc=119
http://ru.wikipedia.org/wiki/