Методика проведения классного часа Конфликт — неизбежность или …
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей № 107»
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
КЛАССНОГО ЧАСА
КОНФЛИКТ – НЕИЗБЕЖНОСТЬ ИЛИ …
Составитель:
Решетова Е.В.,
учитель истории и обществознания
высшей категории
Саратов 2015 г.
Цели мероприятия:
- показать методику коммуникативно-диалоговой деятельности;
- ознакомить обучающихся с понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация», со способами предупреждения и решения конфликтов;
- способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
- побуждать обучающихся к сотрудничеству, взаимопониманию
Форма проведения: классный час
Участники: обучающиеся 8 «а» класса, учитель истории и обществознания высшей категории Решетова Е.В.
Продолжительность: 45 минут
Методическое обеспечение: презентация, кадры из мультфильма «Конфликт»
Оформление и оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Подготовительный этап 5
Ход мероприятия 6
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Введение
Классный час посвящён методам коммуникативно-диалоговой деятельности и эффективного общения.
Многие обучающиеся в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность и неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация» выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов.
Мероприятие проводится в форме классного часа.
При проведении классного часа следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Классный час должен не только волновать чувства и мысли обучающихся, но побуждать их к правильному поведению.
Подготовительный этап:
При подготовке данного мероприятия проведена предварительная работа. В виде слайдов отобран и систематизирован материал по теме: Конфликт – неизбежность или… .
Ход мероприятия:
Приветствие
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «европейцев», «японцев» и «тайцев». Каждый из участников идёт по кругу и здоровается со всеми своим «способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «тайцы» должны сложить ладони вместе, как будто они молятся, приложить их к голове, поклониться и произнести «савадди». Упражнение проходит эмоционально, заряжает группу энергией.
Информационный блок. Беседа «Что такое конфликт?»
Просмотр мультфильма «Конфликт». Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Слайд №1
Классическом образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту.
Слайд №2. Классный руководитель: объясните значение высказывания «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (С. Лец – польский поэт ХХ века). В ходе обсуждения обучающиеся приходят к пониманию «барьеров (стен) в общении», которые появляются во время ссор между людьми. При этом одна или обе стороны используют соответствующие вербальные и невербальные приёмы, препятствующие позитивному общению. (класс делится на две команды, одна приводит примеры вербальных барьеров в общении, а другая невербальных).
(Наверное, у каждого из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый пресловутый барьер. Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуации.
Семантический барьер. Он встает на вашем пути тогда, когда вы и ваш собеседник под одними и теми же понятиями подразумеваете совершенно разные вещи. Такой барьер возникает практически всегда и везде, т.к. мы очень по-разному понимаем многие вещи. Для того чтобы разрушить этот барьер необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия.
Логический барьер. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию.
Фонетический барьер. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. Если вы заинтересованы в общении с этим человеком, то есть несколько вариантов. При формальном или деловом общении вам придется приспособиться к его манере говорить, изредка переспрашивая в непонятных моментах.
Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению.
Мотивационный барьер. Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье.)
Барьер некомпетентности. Часто встречается в совместной работе. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости.
7
Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника.
Эстетический барьер. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности.
Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Однако, здесь важно помнить, о том, что появление такого барьера в первую очередь связано в установками в сознании собеседников.
Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком.
Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны.
Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании.
В роли такого внешнего индикатора выступает наша невербалика.
Во-первых, это контакт глаз. В случае с барьерами общения он, как правило, редкий, неинтенсивный, а иногда и полностью отсутствующий.
Во-вторых, это поза. Почувствовав трудности в общении, люди зачастую принимают либо неестественные, угловатые и напряженные позы, либо наоборот, неадекватно расслабленные, иногда даже расхлябанные.
В-третьих, жесты. Как правило, они резкие и интенсивные, что тоже неестественно. Отчетливо выражено стремление спрятать руки (например, в карманы или за спину), сжать кисти рук в кулаки, “захватить” или занять себе побольше пространства за счет позы и жестов. В-четвертых, мимика. Лицо зачастую выражает напряжение.
Мимика странная – например, рот может улыбаться, а глаза остаются неподвижными. В общем и целом, лицу свойственны выражения, демонстрирующие недоверие и недоброжелательность к собеседнику, а также презрение и гнев). Слайд №3
Слайд №4 Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор.
Игра «Толкалки без слов»
Инструкция. Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было всё это проделывать молча.
Анализ: Было ли ощущение напряжения и раздражения?
Мог ли между некоторыми из играющих вспыхнуть конфликт?
Что помогло избежать конфликта?
Игра «Ситуация»
Обучающимся предлагается разыграть ситуацию «В классе».
Классный руководитель: формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!». Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнёров: можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?
Сцена разыгрывается ещё несколько раз в разных вариантах. Отношения выясняются:
- с угрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом её занимать);
- с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
- с обобщениями (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
- с безразличием к новенькому (он не достоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты: обучающиеся развивают ситуацию, показывают её последствия, отмечается тот обучающийся, который смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Анализ: Какова цель разрешения любого конфликта?
Можно ли превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог?
Мозговой штурм «Конфликт: способы решения»
Классный руководитель предлагает обучающимся поделиться собственным опытом выхода из конфликтных ситуаций. Проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Слайд№5
Анализ стратегий поведения в конфликте
Жизнь – сплошные конфликты, полирующие людей, убирающие из их отношений лишнее, мешающее тому общению, ради которого люди сошлись. Рассмотрим некоторые варианты поведения в конфликте. В чём их сильные и слабые стороны?
Соперничество. Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чём не уступаешь сопернику. Такая тактика оправдана, когда решается действительно что-то важное и значительное, и любая уступка серьёзно затрагивает твоё достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твоё благополучие, здоровье и т.д. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.
Избегание. Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, всё замечательно. Постоянно использовать такую тактику не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка на психоэмоциальное состояние: попытка загонять свои эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что всё прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределённый срок.
Сотрудничество. Ты рассматриваешь своего соперника как помошника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.
Приспособление. Этот вариант поведения предлагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву другому человеку.
Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Компромисс требует от обеих сторон чёткого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности – само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие. Слайд №6
Непременным условием для конструктивного поведения в конфликтной ситуации является:
- умение понять своего оппонента, посмотреть на ситуацию его глазами;
- желание объективно разобраться в причинах конфликта и его течении;
- готовность сдерживать свои негативные чувства;
- готовность обоих найти выход из трудной ситуации. Необходимо делать акцент не на «Кто виноват?», а на «Что делать?». Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто позволяет чувство юмора. Слайд №7,8
7. Упражнение «Я-высказывание»
Как высказать свою точку зрения, не обижая партнёра? Можно использовать в конфликтной ситуации «Я-высказывание». «Я-высказывание» позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать, предполагает ответственность говорящего за поведение в конфликте. Примерная схема:
Событие – «Когда…» (описание ваших чувств): «Когда вы на меня кричите…»
Ваша реакция – «Я чувствую…» (описание ваших чувств): «Я чувствую себя беспомощным».
Предпочитаемый исход – «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желаемого варианта); «Мне хотелось бы, чтобы мы спокойно во всём разобрались».
Формула обоснования – «Я хотел бы … потому что…»
Классный руководитель: в заключении я хотела бы привести слова Омара Хайяма (персидского поэта и философа):
Других не зли и сам не злисьМы гости в этом бренном мире,И если что не так смирись,Умнее будь и улыбнись.Холодной думай головой,Ведь в мире все закономерноЗло, излученное тобой,К тебе вернется непременно. Слайд №9
8. Рефлексия
Классный руководитель. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов? Слайд№10
Заключение
Классный руководитель. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Список используемой литературы:
Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. С. 25
Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. — М.: Глобус, 2007. С.15
Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007. С. 45
Юдина Н.А. «Навстречу», программа воспитания коммуникативной культуры школьников//Классный руководитель №3, 2007. С.39
Юдина Л.Г. Педагогический совет «От конфликта к культуре педагогического общения»// Классный руководитель №3, 2006. С.106
Интернет-источники:
http://www.jlady.ru/psixologiya-lichnosti/barery-v-obshhenii.html