Рабочая программа по русскому языку в 10 классе- 70 часов к учебнику 10-11 классы под ред. Гольцовой


Пояснительная записка
Статус и структура документа:
Рабочая программа учебного предмета»Русский язык» для X класса МБОУ «Шиковская СШ составлена на основе:
1) Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089
2)Образовательной программы среднего общего образования по русскому языку МБОУ Шиковской СШ на 2015-2018уч.г.,утвержденной приказом №99 от 14.01.2016г
3) 3) Программы среднего общего образования к учебнику «Русский язык 10-11 классы базового уровня (Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,М.А.Мищерина)-7изд.-М.:»Русское слово»2012г.
Для реализации программы используется учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 9-е издание. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012г
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий несколько разделов:
1) Статус и структура документа;
2) Общая характеристика учебного предмета;
3) Место предмета в учебном плане;
4) Цели и задачи изучения предмета;
5) Содержание тем учебного предмета;
6) Учебно- тематический план
7) Требования к уровню подготовки учащихся;
8)Форма организации учебной деятельности учащихся;
9)Виды и формы контроля;
10)Литература. Учебно- методическое обеспечение
11)Календарно- тематическое планирование
Кроме вышеперечисленного, предлагается Приложение.

Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ), и поэтому большое место отводится занятиям по подготовке к ЕГЭ.
Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки
лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
МБОУ «Шиковская СШ «
Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.
На изучение русского языка в X классе по Программе Н.Г.Гольцовой отводится 1 час в неделю (35 часов в год). Однако в соответствии с учебным планом МОУ «Шиковская СОШ»» на изучение русского языка в XI классе выделено 2 часа в неделю (70 часов в год) из школьного компонента в соответствии с учебным планом школы, поэтому учителем Т.А.Масленниковой проведено перераспределение часов. Дополнительное учебное время отводится на систематическую подготовку к ЕГЭ. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся, что является неотъемлемой частью систематической подготовки к ЕГЭ. Продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части 1(1-24 зад), комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора, синтаксического и пунктуационного разборов.
Доминирующей идеей Рабочей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, целенаправленная систематическая подготовка к ЕГЭ.
Цели и задачи изучения предмета «Русский язык» в 10 классе:

Период обучения в V-XI классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в X классе является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Изучение русского языка XI класса направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению родному языку:
1) воспитание гражданской позиции, патриотизма, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
2) развитие и совершенствование познавательной активности, речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
3) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые формы;
4) применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности.
Содержание тем учебного предмета «Русский язык» для 10 класса
Введение. Слово о русском языке – 2 час
Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.
Основные термины и понятия:
Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира
Знать: лексическое богатство русского языка;
- стилистику русского языка;
- виды планов;
Уметь: составлять план;
- использовать эпиграф;
Лексика. Фразеология. Лексикография – 9 часов
Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Основные термины и понятия:
Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотребительная, фразеологические обороты, основные типы словарейЗнать: лексическое и грамматическое значение слов;
- прямое и переносное значение слов;
- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;
- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;
- фразеологизмы, фразеологические выражения;
- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;
Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;
- анализировать лексические средства выразительности в тексте;
- работать с различными видами словарей;
- определять лексические особенности текста;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- выделять главное;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- использование в речи изобразительно-выразительных средств;
- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия – 3 часа
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.
Основные термины и понятия:
Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.
Знать: орфоэпические нормы правописания;
- характеристику гласных и согласных звуков в слове;
Уметь: производить фонетический разбор слов;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать мировоззрение школьников;
- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
Морфемика и словообразование – 3 часа
Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.
Основные термины и понятия:
Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.Формообразующий аффикс.
Знать: состав слова;
- способы образования слов;
- нормы формообразования;
- правописание морфем;
- морфологический принцип правописания;
Уметь: производить морфемный анализ слов;
- производить словообразовательный разбор слов;
- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- пользование словарями различных типов;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Морфология и орфография – 6 часов
Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Основные термины и понятия:
Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.
Знать: типы орфограмм;
- безударные гласные в корне;
- гласные после шипящих в разных частях речи;
- гласные после шипящих и Ц;
- правописание согласных в слове;
- двойные согласные;
- гласные и согласные в приставках;
- правила переноса слов;
- разделительные Ъ и Ь знаки;
Уметь: определять орфограммы в словах;
- решать орфографические задачи;
- правильно писать безударные гласные в корне;
- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;
- правильно писать гласные после шипящих и Ц;
- правильно писать двойные согласные;
- правильно писать гласные и согласные в приставках;
- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;
- применять правила переноса в словах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
Части речи. Имя существительное – 4 часа
Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-, -ЕЦ-, -ИЦ-, -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.
Основные термины и понятия:
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.
Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;
- нормы формообразования имен существительных;
- морфемику имен существительных;
Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;
- определять тип склонения, число и падеж имен существительных;
- правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;
- правильно писать сложные имена существительные;
- решать орфографические задачи по теме;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- умение эффективно использовать рабочее время;
- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;
Части речи. Имя прилагательное – 4 часа
Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.
Основные термины и понятия:
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные. Сложное имя прилагательное.
Знать: стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;
- правописание сложных имен прилагательных;
- особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;
- образование сложных прилагательных;
Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»
- правильно писать суффиксы имен прилагательных;
- производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;
- владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;
- правильно писать сложные имена прилагательные;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексироватьЧасти речи. Имя числительное – 2 час
Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один», «оба», собирательных числительных.
Основные термины и понятия:
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.
Знать: особенности употребления имен числительных в речи;
- сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;
Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;
- правильно писать падежные окончания имен числительных;
- правильно писать сложные числительные;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Части речи. Местоимение – 2 час
Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.
Основные термины и понятия:
Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.
Знать: особенности употребления местоимений в речи;
- знать разряды местоимений;
Уметь: производить морфологический разбор местоимений;
- правильно писать местоимения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Части речи. Глагол – 4 часа
Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.
Основные термины и понятия:
Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола. Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.
Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;
- синонимию глагольных форм;
- способы формообразования глаголов;
Уметь: производить морфологический разбор глагола;
- правильно писать личные окончания глаголов;
- правильно писать суффиксы глаголов;
- правильно писать Ь в глагольных формах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
Части речи. Причастие – 2 час
Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Основные термины и понятия:
Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.
Знать: особенности употребления причастий в речи;
- особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;
Уметь: производить морфологический разбор причастий;
- образовывать различные формы причастий;
- правильно писать окончания причастий;
- правильно писать гласные в суффиксах причастий;
- правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
Части речи. Деепричастие – 2 час
Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида. Морфологический разбор деепричастий.
Основные термины и понятия:
Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.
Знать: особенности употребления деепричастий в речи;
- синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;
- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;
Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;
- образовывать деепричастия;
- правильно писать деепричастия;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
Части речи. Наречие – 2 час
Наречие как часть речи. Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.
14. Части речи. Слова категории состояния – 1 ч.
Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.
Основные термины и понятия:
Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.
Знать: особенности употребления наречий в речи;
- особенности образования наречий;
- особенности образования степеней сравнения наречий;
Уметь: производить морфологический разбор наречий;
- правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;
- правильно писать отрицательные наречия;
- правильно использовать слитное, дефисное, раздельное написание наречий;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
Служебные части речи – 9 часа
Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Основные термины и понятия:
Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.
Знать: типы предлогов по структуре, по значению;
- союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;
- разряды частиц;
- типы междометий по значению и структуре;
Уметь: отличать союзы и союзные слова;
- правильно употреблять союзы в речи;
- правильно писать частицы;
- правильно писать предлоги;
- уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;
- отличать междометия и звукоподражательные слова;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
- умение ставить цели, определять пути их решения;
- умение применять знания на практике;
- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
- находить способы взаимодействия при работе в группе;
- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов Количество часов Контрольные работы Словарные диктанты Р/Р П/Р
1 Общие сведения о языке. 2 2 Лексика и фразеология. 12 1 2 3 Фонетика. Орфоэпия. Орфография. 3 2 1 1
4 Морфемика и словообразование. 5 2 1 2 1
5 Морфология и орфография. 8 2 1 1
6 Самостоятельные части речи 27 2 1 1
7 Служебные части речи 11 1
8 повторение 2 Итого 70 ч 9ч 4ч Итого:70 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические; грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы организации учебной деятельности учащихся: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.
Виды и формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.
Перечень практических работ
Провести в учебном году :Входная диагностика-1ч,
Контрольные.работы-8 ч , рРазвитие речи(сочинения-рассуждения по заданному тексту)- 4 ч, проверочные работы -5
Литература. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
1. Гольцова Н. Г. Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 7-е издание). Москва «Русское слово», 2012 год.
2. Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. Москва «Русское слово», 2008-2012 год.
Дополнительная литература
1. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008
2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010
4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009
5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2012г
6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2009г
7. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2014. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2014.
8.Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
9.Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2011г
Образовательные электронные ресурсы:
Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=xТолковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Календарно-тематическое поурочное планирование
Дата № Тема урока Час Требования к уровню подготовки обучающихсяФормы и виды контроля
Подготовка к ЕГЭ Домашнее задание
план факт 1
Слово о русском языке
1 Знать основные функции языка, его истоки, функциональные стили; уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, аргументированно характеризовать основные стили русского языка Выразительное чтение текста вступительной статьи; составление сложного плана. Подготовить связный письменный ответ по цитате «Слово о русском языке»
Упр.3-4 вып. Письм.
2
Диагностическое тестирование (входная диагностика) 1 Знать основные языковые явления; уметь применять свои знания на конкретных примерах, выделять главное
Входной контроль (тестирование)
Составить конспект §1
1. §3, упр.8
2.упр. 9

3
4
5-6 Лексика. Слово, его значение.
Однозначность и многозначность слов.
Изобразительно-выразительные средства
1
2 Знать основные понятия лексики, отличие многозначных слов от однозначных; уметь работать с толковым словарем, употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, давать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение . Словарный диктант с дополнительным заданием. Работа со словарем. Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова. Задание ЕГЭ – 1-4, Самостоятельно составить и записать вопросы к материалам параграфа. Работа со словарными статьями.
Практическая работа 1
Задание ЕГЭ – 2.-5 1. §4-5, упр.13,
2.упр. 17
Учить таблицу худ.-выраз. средств
7-8 Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление 2 Знать определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ, паронимов, синонимов, антонимов; уметь различать омонимы, омографы, омоформы, находить синонимы, антонимы в тексте, давать толкование лексического значения паронимов, правильно употреблять синонимы, антонимы, паронимы в речи . Составление плана-конспекта §8 как текста научного стиля. Составление обобщенной схемы-конспекта материала §9. Устная аналитическая работа по
§6-7, работа по карточкам, читать и знать §8—10 зад 23-24 ЕГЭ
9-10 Происхождение лексики современного русского языка 2 Знать о происхождении исконно русской лексики, о путях появления в языке заимствованных слов, о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики, основные группы слов по сфере их употребления в речи, какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке; уметь логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка, опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов, употреблять в речи заимствованные слова, находить в речи слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные, избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений
Творческая работа: 1вар. – изложение-миниатюра по упр.29; 2 вар. – сочинение-миниатюра по упр. 37) Индивидуальные тесты(1-24зад.)
11-12 Фразеология. Фразеологические единицы, их употребление. 2 Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации. Словарный диктант, Фразеологическая викторина. Работа со словарем. Текст под диктовку. Задание ЕГЭ – 1-4 1. §11-12, упр.44 2.Написать 10 фразеол-в, найти историю их создания на сайте asa.my1.ru 13
14 Лингвистический анализ текста №1. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Написание сочинения-рассуждения 2 Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С) Домашнее сочинение-
рассуждение.
Задание С1-25зад. Написать черновик сочинения по предложенному тексту
Сочинение

15-16
17 Звуки и буквы. Чередование звуков.

Орфоэпия 2
1 Знать определение фонетики, основные характеристики гласных и согласных звуков, отличие звука от буквы; знать о существовании чередований звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова. Самостоятельная работа с учебником.
Разные виды диктанта. Словарный диктант 1.
Задание ЕГЭ – 4-7 1. §13, упр. 47
2.Изучить §14
3. §14, упр.51
Учить орфоэпич нормы и примеры
18
19
Морфемика. Состав слова.
Морфемы. Морфемный анализ слова. 2 Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования. Работа с учебником. Составление сравнительной таблицы. Самостоятельная работа. Морфемный разбор слов. 1.§15, упр.66
2.Повторить осн. способы образования слов
20
21 Лингвистический анализ текста 2. Подготовка к написанию сочинения рассуждения.
Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту
2 Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С) Домашнее сочинение-рассуждение.
Задание 25 по тексту Памятка к сочинению. Шаблон
Написать сочинение по предложенному тексту
22 Словообразование.
1 Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слов. Словообразовательный разбор. Словообразовательные цепочки. Задания ЕГЭ – 8-12.
Практическая работа 2 1. § 16, упр. 73
2. Упр. 78
23-24 Принципы русской орфографии. Безударные гласные в корне слова. 2 Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии; знать правила правописания безударных гласных в корне слова; уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия выбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи). Самостоятельная работа с учебником. Составление словосочетаний. Задание ЕГЭ – 11-15. 1. §18-19, упр. 95
2. упр.97
25 Употребление гласных после шипящих и Ц. 1 Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих. Работа по карточкам. Словарный диктант 2. Самостоятельная работа с учебником. Работа со словарем.
Задание ЕГЭ – зад 14-17 § 21, составить слов. диктант из 20 слов на данную тему
26 Правописание звонких, глухих, непроизносимых и двойных согласных. 1 Знать правописание звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных; двойных согласных; уметь находить звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах. Комментированное письмо. Орфографическая работа.
Р.р. Составить предложение. Индивид. Задания по теме
27-28 Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 1 2 Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы. Тестовая работа в формате ЕГЭ зад1-24 Работа над ошибками
29
30 Правописание приставок.
Употребление прописных букв. Правила переноса слов. 1 Знать правописание приставок, зависящее от значения, правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе; уметь правильно писать приставки, переносить слова, определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова, различать строчные и прописные буквы. Работа с учебником. Аналитическая словарная работа. 1. §24-25, упр.128
2. § 25-26, упр.137
31-32 Имя существительное как часть речи. 2 Знать лексико-грамматические разряды имён существительных, род, число, падеж и склонение имён существительных; уметь делать морфологический разбор имен существительных. Самостоятельная работа практическая работа 3 Морфологический разбор имен существительных. Дифференцированное задание. § 33, упр. 181
§34, упр.194
33-34 Правописание имен существительных. 2 Знать правила написания имен существительных; уметь правильно писать суффиксы и падежные окончания существительных, делать выбор в пользу слитного или дефисного написания сложных существительных. Самостоятельная работа с учебником. Работа со словарем. Синтаксический разбор предложения 1.§35, упр.201
2. упр. 211, 216
35-36 Контрольная работа по темам "Лексика. Фонетика. Орфография". 2 Знать основные характеристики разделов языкознания: лексика, фонетика, орфография; уметь выделять главную и побочную информацию, применять орфографические и пунктуационные правила. контрольная тестовая работа По следам ошибок, дополнительн. Задания по теме
37-38 Имя прилагательное как часть речи. 2 Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды имен прилагательных, склонение качественных, относительных, притяжательных прилагательных; уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. Аналитическая работа. Словообразовательная работа.
Развитие речи. Выразительное чтение § 37, упр.220
§38, упр. 225
39-40 Правописание имен прилагательных. 2 Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание Н- и НН-, сложных прилагательных; уметь мотивировать выбор при написании, отличать сложные прилагательные. Творческая работа. Самостоятельная работа с учебником. Синтаксический разбор предложения.
Задание ЕГЭ – 15-19 § 39, 40, 41, упр. 232, 242
41-42 Имя числительное как часть
речи. 2 Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение; уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные. Знать особенности употребления числительных в речи; уметь правильно употреблять их в речи. Словарный диктант 3 Самостоятельная работа с учебником. Морфологический разбор числительных.
Задание 20-24 §42, составить предложения,
Упр.249§45, упр.253
43-44 Местоимение как часть речи. 2 Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения, правописание; уметь делать морфологический разбор местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их. Индивидуальная работа по карточкам. Морфологический разбор. Работа с учебником. Задание ЕГЭ – 5-12 §46 упр.259
45-46 Глагол как часть речи. 2 Знать определение глагола, его грамматические категории, образование глагола; уметь делать морфологический разбор. Дифференцированное задание. Индивидуальная работа. Практическая работа 4 1.§ 48, упр.268
2.Упр. 272
47-48 Правописание глаголов. 2 Знать образование глагола, правописание личных окончаний, буквы ь в глагольных формах, суффиксов глаголов; уметь правильно писать личные окончания глаголов, употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо. Работа с учебником. Задание ЕГЭ – 12-18 § 49, упр.284
49-50 Причастие как глагольная форма. 2 Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного, образование, правописание; уметь находить вид и залог, различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий. Словарный диктант. Самостоятельная работа. Выборочный диктант.
Задание ЕГЭ - 10, 12, 15, 20, § 50, 51, упр.288
51-52 Деепричастие как глагольная форма. 2 Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования; уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах. Самостоятельная работа. Составление таблицы. Морфологический разбор деепричастия. Задание ЕГЭ - 4, 10, 20,
1.§ 52, составить слов. диктант из 20 слов по данной теме
2.Упр.297
53-54
55 Наречие как часть речи.
Слова категории состояния. 2
1 Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения, правописание; уметь определять разряд по значению, образовывать степени сравнения. Работа с учебником. Самостоятельная работа. Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ 18 § 54, упр. 307, 323
56-57 Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 2 2 Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы. Подготовка к ЕГЭзад.16-20 Индивид. тесты
58
59-60 Служебные части речи.
Предлог как служебная часть речи. 1
2 Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению, правописание предлогов; уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги. Словарный диктант 4. Самостоятельная работа с учебником.
Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ - 18, 21-24 текст 1.§ 58, упр.330
2.Упр.332
61-62 Союз как служебная часть речи. 2 Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и по значению; уметь делать морфологический разбор союза, различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы. Самостоятельная работа с учебником. Морфологический разбор союзов.
Дифференцированное задание. Задание ЕГЭ - 18, 14-17 §59, упр.335
63-
64 Частицы.

Частицы НЕ и НИ. Их употребление и значение. 2 Знать определение частицы, разряды по значению, правописание частиц; уметь определять значение частиц, правильно их писать; находить орфограмму, безошибочно определять часть речи, делать правильный выбор в пользу слитного или раздельно написания частиц НЕ и НИ. Творческий опрос. Составление таблиц. Индивидуальные занятия. Практическая работа 5. Задания - 17-19 § 63-64, упр.350
65
66
67-68 Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Итоговый контрольный диктант и его анализ 1
1
2 Знать определение междометия, типы междометий, их правописание и пунктуационное оформление. Уметь находить междометия в тексте, различать междометия и звукоподражательные слова, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при междометиях. Развитие связной монологической речи. Самостоятельная работа с учебником. §65, упр.352
69-70 Обобщение и повторение изученного2 Уметь систематизировать знания за курс 10 класса Практическая работа