Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс по УМК под ред. Гольцовой Н.Г.
Рабочая программа включает несколько разделов, среди них:
• «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «Русский язык» на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского языка, его места в базисном учебном плане. • «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» - перечень средств, обеспечивающих результативность преподавания русского языка в современной школе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова» составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:
Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Учебный план ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова» на 2015 – 2016 учебный год.
Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие
культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Данная программа представляет собой практический курс русского языка для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:
Русский язык и литература. Русский язык:учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в ч. Ч1,2 / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.-2- изд.М.:ООО «Русское слово-учебник»2015.-336 и 304с.-(Инновационная школа).
Цели обучения русскому языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представлений о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
углубление знаний о лингвистике как науке, о языке как развивающейся системе;
совершенствование речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников;
развитие навыков речевого взаимодействия, совершенствование универсальных учебных умений и навыков, необходимых для продолжения обучения и профессиональной деятельности выпускников;
совершенствование функциональной грамотности учащихся.
В старших классах средней школы обучение русскому языку выходит на новый уровень. Основные задачи изучения курса:
повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе;
закрепление и развитие навыков применения полученных знаний на практике в конкретных ситуациях речевого общения;
подготовка обучающихся к Единому государственному экзамену по русскому языку;
совершенствование умения работать с различными источниками информации;
развитие логического мышления, способности планировать, регулировать и адекватно оценивать свою деятельность.
Общая характеристика предмета «Русский язык»
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьников. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем).
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности
. Особое место в данном курсе отводится повторению, регулярной систематизации и обобщению изученного материала, что является условием эффективности учебного процесса.
Структура Единого государственного экзамена требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации. Для развития этих умений в учебнике, обеспечивающем данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания. Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат Единого государственного экзамена. Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от учащихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение. Успешное освоение этого вида речевой деятельности обеспечивает представленный в учебнике материал: алгоритмы работы, образцы сочинений по прочитанному тексту (различных функциональных стилей) и достаточное количество заданий для отработки навыков.
Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. Место предмета «Русский язык» в учебном плане ОБОУ «Лицей-интернат пос. им. Маршала Жукова»
В соответствии с федеральным базисным планом на изучение русского языка на базовом уровне отводится 68 часов: 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе.
В учебном плане Курской области в региональном компоненте выделен 1 час дополнительно на изучение русского языка в 10 и 11 классе соответственно.
За счет часов регионального компонента в учебном плане ОБОУ «Лицей-интернат пос. им Маршала Жукова» на изучение русского языка в 10 и 11 классе отводится 136 часов за два года обучения:
68 часов в 10 классе,
68 часов в 11 классе.
Таким образом, в каждом разделе курса изучение языковых фактов, явлений и закономерностей сопровождается активной и разнообразной речевой деятельностью, совершенствованием коммуникативных умений, а также способствует осознанию национально культурного своеобразия родного языка. Такое построение курса русского языка позволяет совершенствовать и развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные умения учащихся, а также создаёт условия для реализации в учебном процессе надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Результаты освоения курса «Русский язык»
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
1) в области языковой и лингвистической (языковедческой):
знать/осознавать
основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
уметь
проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
привлекать сведения из истории русского языка при проведении лингвистического анализа языковых единиц;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
применять знания о нормах литературного языка на практике;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из различных учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
производить лингвистический анализ текста (полный и частичный);
иллюстрировать орфографические и пунктуационные нормы примерами из предложенного текста;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в тексте;
классифицировать орфограммы и пунктограммы в тексте;
производить все виды разбора как слова, так и предложения;
конструировать предложения, строить их схемы;
определять роль конструкций, не являющихся членами предложения;
заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью и т. д. синонимическими конструкциями;
комментировать выбор орфограмм и пунктограмм; доказывать, где это возможно, свое мнение графически;
2) в области коммуникативной:
знать
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельности;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
при работе с текстом:
уметь
определять тему, основную мысль;
озаглавливать текст; находить ключевые слова (словосочетания);
определять принадлежность текста к тому или иному типу и стилю речи;
определять языковые средства связи предложений в тексте;
делить текст на абзацы, объяснять уже имеющееся абзацное членение;
определять авторскую позицию, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста: составлять планы (простой и сложный), конспекты, выделять тезисы;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе художественных текстов;
создавать (владеть навыками написания) изложения (в том числе с элементами сочинения), сочинения в жанре эссе, сочинения по прочитанному тексту;
производить комплексный анализ текстов различных типов, стилей и жанров;
3) в области культуроведческой:
знать и понимать
осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;
осознавать связь языка и истории, культуры русского и других народов;
осознавать взаимосвязь развития языка и литературного процесса;
уметь
соблюдать нормы русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Содержание тем учебного курса 10 класса
Введение (1 час)
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография (8+2)
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (2)
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Орфоэпия и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование (4)
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография – 47+4 ч., в том числе:
Принципы русской орфографии (13+2)
Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.
Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и ЦПравописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание гласных И и Ы после приставок.
Правописание Ъ и Ь.
Употребление строчных и прописных букв.
Правила переноса.
Имя существительное (4+2)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор.
Правописание падежных окончаний.
Правописание гласных в суффиксах имён существительных.
Правописание сложных имён существительных.
Имя прилагательное (6 часов)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор.
Правописание окончаний.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Правописание сложных имён прилагательных.
Имя числительное (1 час)
Имя числительное как часть речи.
Морфологический разбор.
Склонение имён числительных.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение (2+2)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.
Правописание местоимений.
Глагол и его формы (8часов)
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.
Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния (3часа)
Наречие как часть речи. Морфологический разбор.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи (8часов)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов
Союз. Основные группы союзов, их правописание.
Частицы, их разряды
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Содержание тем учебного курса 11 класса
Общие сведения о языке(1ч.)
Из истории русского языкознания
Стилистика. Функциональные стили (8 ч.)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (51ч.)
Основные понятия синтаксиса и пунктуации
Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание (1 ч.)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Простое предложение (7ч.)
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение (22 часа)
Однородные члены предложения
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания' при вставных конструкциях
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение (10 часов)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью (4 часа)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи (2 часа)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка.
Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические,
Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Обобщение изученного (6ч.)
Учебно-тематический план 10 класса
Содержание Кол-во часов
Формы
контроля
Введение 1 Лексика. Фразеология. Лексикография 9+2 К.р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач
Входная контрольная работа. Диктант
Фонетика. Графика. Орфоэпия
2
Морфемика и словообразование 3 Морфология и орфография 46+7
Принципы русской орфографии 14+2 Контрольный диктант с творческим заданием
Имя существительное 4+2 Контрольное изложение текста-рассуждения
Имя прилагательное 6 Имя числительное
1 Местоимение 2+2 Глагол и глагольные формы 8 Контрольный тест
Наречие 3 Служебные части речи
8
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
ИТОГО 68 Учебно-тематический план 11класса
Содержание Кол-во часов Формы контроля
Из истории русского языкознания 1 Входная контрольная работа
Стилистика. Функциональные стили 5+3р. К.р.№1 Комплексный анализ текста с творческим заданием
Синтаксис и пунктуация
51ч. (45+6р.)
Основные принципы русской пунктуации 1 Словосочетание 1 Простое предложение 7+3р. К.р.№2 Сжатое изложение с творческим заданием
Простое осложненное предложение 22+3 К.р.№3 Диктант с грамматическим заданием
К.р.№4 Контрольное сочинение (IIчасть)
К.р.№5 Тест
Сложное предложение 10 К.р.№6 Анализ текста с решением тестовых задач
Предложения с чужой речью 4 Культура речи 1+1 Обобщение изученного6 К.р.№7 Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
ИТОГО 68(58+10) Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
№ п/п Планируемая
дата урока Фактическая
дата урока Тема урока Примечание
1 2 3 4 5
1 Слово о русском языке. Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка
2 Слово и его значение. Однозначность и многозначность. Представление о лексическом значении слова. Работа с толковым словарем. Строение словарной статьи. Словарные пометы.
3 Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Эпитеты, постоянные эпитеты. Метафоры. Метонимия. Сравнение. Перифраза. Средства выразительности в поэтической речи
4 Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. Анализ текста с точки зрения наличия изобразительно-выразительных средств. Работа проводится в малых группах, по вариантам. Результаты оформляются в виде связного текста и защищаются группой на5 Входная контрольная работа Диктант
6 Омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. Знать разновидности омонимов, паронимы, не допускать речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов
7 Синонимы, антонимы и их употребление. Работа со словарями. Идеографические (смысловые) синонимы. Стилистические синонимы. Синонимический ряд. Выразительные возможности синонимов. Работа со словарем. Антитеза.
8 Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Уяснение стилистических особенностей лексики, имеющей ограниченную сферу употребления.
Работа с материалами для наблюдений
9 Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Работа по группам с литературными источниками.
Расширяющая информация учителя о свободных словосочетаниях, фразеологических сращениях, фразеологических единствах, фразеологических сочетаниях.
Работа со словарем. Сообщения учащихся на тему: «Это интересно» (по толкованию значений фразеологических оборотов).
10 Р. Лексикография. Лексический анализ текста на основе работы со словарями. Лексический анализ текста на основе работы со словарями.
11 К/Р.Лексический анализ текста с решением тестовых заданий решение теста
12 Анализ контрольной работы. Исправление ошибок
13 Фонетический разбор слова. Чередование звуков Звуки и буквы. Фонетический разбор слова.
14 Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями Знать орфоэпические нормы современного русского языка
15 Корневые и аффиксальные морфемы. Морфемный анализ слова. Составление устного монологического высказывания на лингвистическую тему.
Информирующая лекция учителя об исторических изменениях в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, усложнение основы).
Наблюдение над лингвистическим материалом. Выявление омонимичных, синонимичных и антонимичных аффиксов. Работа со словарями.
16 Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Уметь выполнять словообразовательный разбор
17 Формообразование.
Основные способы образования грамматических форм в русском языке. Окончание как главный способ передачи грамматических значений и средство связи слов в предложении. Формообразующие суффиксы. Аналитический способ формообразования. Супплетивизм (изменение) основы.
18 Принципы русской орфографии.
Правописание безударных гласных в корне слова. Сообщение учащихся по теме: «Из истории русского языкознания» (Я.К.Грот).
Дифференцированная работа по вопросам и заданиям для повторения (репродуктивный уровень — задания № 1, 4);
творческий уровень — задание № 2; вопросы для обсуждения — задание № 3).
19 Правописание чередующихся гласных в корне слова Самостоятельное знакомство с правилами, составление итоговой структурированной таблицы.
Работа по алгоритму.
20 Употребление гласных после шипящих Правописание гласных после шипящих в различных частях слова.
21
22 Употребление гласных после ц Словарный диктант Составление опорного конспекта содержания теоретического материала учебника.
Закрепление навыков работы по алгоритму.
23 Правописание звонких, глухих, непроизносимых и двойных согласных. Тренировочные упражнения.
Самостоятельная работа с содержанием параграфа учебника.
Работа с орфографическим словарем.
Дифференцированное задание — повторение и обобщение орфографии (— Повторение: «Лексика» — паронимы.
24 Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Смысловая и композиционная целостность текста
25 Р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста Анализ текста
26 Правописание гласных и согласных в приставках Самостоятельная работа: звукопись в художественном тексте (М.И.Цветаева.«Расстояние: версты, мили…»).
27 Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.
Словарный диктант Составление алгоритмической таблицы написания ПРЕ- и ПРИ-.
Работа с толковым словарем
28 Гласные Ы-И после приставок. Замена гласного И на Ы в корне слова после русских приставок, оканчивающихся на согласный. Написание гласного И после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ- и т.д.), после приставок, оканчивающихся на гласный.
29
30 К/Р.Контрольный диктант с творческим (мини-сочинение) заданием. Диктант с творческим заданием
31 Работа над ошибками диктанта. Анализ выполнения творческого задания. Анализ диктанта. Редакторская правка
32 Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Словарный диктант. Индивидуальное задание по карточкам
Словарный диктант
33 Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии.
Работа по группам.
Аналитическая работа: проверочный диктант с предварительной подготовкой (упр. 155 или 161).
Работа с этимологическим словарем (индивидуальное задание).
34 Систематизация знаний о частях речи. Морфологический разбор имени существительного Составление плана-конспекта теоретической части учебного материала.
Тренировочные аналитические упражнения
Работа со словарем
35
Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы. Повторение морфемного анализа слова.
Закрепление практических навыков
морфологического разбора имен существительных.
Изучающее чтение § , составление опорного конспекта-алгоритма решения правописного затруднения
36 Гласные в суффиксах имен существительных. Морфологические нормы. Материал для наблюдения: определение стилистической окраски выделенных имен существительных.
Дифференцированное задание — упражнение на конструирование.
Развитие речи — выразительное чтение предложенного в упражнении стихотворения.
37 Р. Функционально-смысловые типы речи. Анализ текста, работа с тестом
38 Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста - рассуждения. Анализ текста
39 Имя прилагательное как часть речи Знать особенности имени прилагательного как части речи
40 Морфологический разбор имени прилагательного. Практическая работа: морфологический разбор имен прилагательных
Развитие речи — выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Осенний вечер», анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения.
41 Правописание суффиксов имен прилагательных. Морфологические нормы. Самостоятельная работа по парам.
Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам.
Актуализация знаний, уже известных учащимся.
42 К/Р. Контрольное изложение текста -рассуждения. Написание изложения
43 Анализ изложений. Редакторская правка
44 Правописание сложных имен существительных и прилагательных. Словарный диктант Самостоятельная проверочная работа по материалам домашних заданий.
Повторение правил написания сложных имен существительных, тренировочная работа с попутным комментарием.
45 Морфологический разбор числительных. Склонение числительных. Морфологические нормы. Подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему.
Отработка навыков образования падежных форм имен числительных
и включение числительных в речевой контекст.
46 Морфологический разбор местоимений Уметь выполнять морфологический разбор местоимений
47 Правописание местоимений. Морфологические нормы Стилистические особенности употребления местоимений; совершенствование навыков выразительного чтения (стихотворение А.С. Пушкина).
48 Р. Обучающее сочинение – рассуждение. Написание сочинения-рассуждения
49 Анализ сочинений. Редакторская правка
50 Морфологический разбор глагола. Самостоятельная работа с учебником, составление сложного плана, плана-схемы, опорного конспекта (по выбору учащегося) учебного текста; подготовка связного высказывания на лингвистическую тему; взаимооценка прозвучавших сообщений
51 Правописание суффиксов глаголов. Морфологические нормы. Проверка домашнего задания: монологическое высказывание на лингвистическую тему, индивидуальная работа по карточкам.
Изучающее чтение теоретического материала учебника, составление алгоритмических схем правил правописания глаголов.
52 Правописание личных окончаний глаголов Тренировочные упражнения на закрепление правописных навыков
53 Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Морфологические нормы. Морфологический разбор причастий
Совершенствование орфографических навыков
54
55 Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Словарный диктант Совершенствование навыков связной речи на лингвистическую тему.
Выполнение индивидуальных заданий по карточкам.
Самостоятельная работа с учебником; составление плана-алгоритма решения орфографической задачи.
56 Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий Уметь выполнять морфологический разбор деепричастий
57 Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий Упражнение на совершенствование правописных навыков.
Работа с дидактическимматериалом.
Работа по тестам: ДВ: №6, 7.
Обобщение и повторение по вопросам и заданиям для повторения.
58 Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречий. Слова категории состояния. Задание на конструирование (образовать наречия, указать способ образования).
Повторение лексики: подобрать синонимы
59 Правописание наречий. Связное высказывание на лингвистическую тему; индивидуальное задание по карточкам.
60 К/Р. Тест. Решение тестовых задач.
61 Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Закрепление навыков определения морфологических признаков предлогов.
62 Правописание предлогов. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
63 Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Аналитическая работа (выписать союзы, распределив их по группам, дать морфологическую характеристику выписанных союзов). Тест (ДВ: №13)
64 Частицы. Правописание частиц. Выборочное письмо; распределительный диктант, отработка грамматических умений и навыков
65 Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. .Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; составление примеров употребления частиц НЕ и НИ в предложении; закрепление навыков грамматических разборов; самостоятельная работа (объяснительный диктант): 310, 312, 317.
ДВ:№12
66 Междометия и звукоподражательные слова Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; комментированное письмо; упражнение на конструирование
67 К/Р. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. Тест в формате ЕГЭ
68 Анализ итоговой контрольной работы Исправление ошибок
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе
(базовый уровень)
№ Планируемая дата урока Фактическая дата урока Раздел, тема урока Примечание
Общие сведения о языке 1 ч.
1 Из истории русского языкознания М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, Я.К.Грот, А.А.Шахматов, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов Групповая работа с текстами об ученых-лингвистах
Стилистика. Функциональные стили 8 ч. (5+3)
2 Научный стиль — Составление плана-конспекта текста.
— Анализ материалов для наблюдений.
— Аналитическая работа по упр.учебника, составление опорной схемы, подготовка устного монологического высказывания на лингвистическую тему.
— Повторение правил цитирования
3 Р. Комплексный анализ текста Решение тестовых задач (Демоверсия 2016: 1ч., 1-3, 20-23)
4 Официально-деловой стиль — Изучение материалов для наблюдения.
— Закрепление практических навыков: составление деловых бумаг (доверенность, заявление, автобиография)
5 Публицистический стиль — Изучающее чтение § .— Анализ материалов учебника для наблюдения — Практическая работа: определение признаков, характерных для публицистического стиля в газетной публикации.
— Обобщение и повторение темы по вопросам и заданиям для повторения.
6 Входная контрольная работа Обобщенное повторение
7 Р. Практическая работа. Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ (ДВ: 1ч., 20-23)
8 Художественный стиль. Анализ текста — Изучающее чтение § .— Практическая работа (анализ образцов текстов по выбору учителя и учащихся) — дифференцированное задание по группам.
— Выполнение аналитических упражнений учебника
9 К.р.№1. Комплексный анализ текста с творческим заданием Комплексный анализ текста на основе заданий ЕГЭ
Синтаксис и пунктуация 51 ч. (45+6) Синтаксис и пунктуация 51 ч. (45+6)
10 Работа над ошибками в к.р.№1. Основные принципы русской пунктуации Пунктуационный анализ предложения. Повторение пройденного.
— Изучающее чтение §; составление развернутого плана.
— Практическая работа: объяснение постановки знаков препинания: упр.учебника.
— Работа по группам (ответы на вопросы и задания для повторения).
11 Словосочетание. Виды синтаксической связи — Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя.
— Повторение теоретического материала.
— Изучающее чтение §, составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему. — Дифференцированное задание; повторение паронимов:выполнение упр..
— Задание на конструирование.
— Закрепление практических навыков синтаксического разбора словосочетания. Дифференцированное задание; повторение паронимов.
Решение тестовых задач
12 Предложение. Классификация предложений. Простое предложение — Индивидуальная работа по карточкам.
— Проверка домашнего задания: составление связного монологического высказывания на лингвистическую тему;
— Актуализация знаний, имеющихся у учащихся.
— Ознакомительное чтение учебного материала § .— Информирующая лекция учителя.
— Работа с текстом ,упр. учебника
— Пунктуационный анализ предложений ,упр. учебника
13 Р. Текст. Развитие умений сжатия текста научного или публицистического стилей. Сжатое изложение с творческим заданием Анализ текста, создание аналитической письменной работы по исходному тексту (ДВ: 2часть 25)
14 Р. Анализ изложения. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся.
— Изучающее чтение теоретической части учебника.
— Дополняющая лекция учителя.
— Сообщения учеников.
— Тренировочные упражнения.
— Анализ структуры и значение отдельных предложений.
— Пунктуационный разбор предложений.(ДВ: 1часть 15-19)
15 Распространенные и нераспространенные предложения — Изучающее чтение учебного параграфа .— Работа по группам.
— Тренировочные упражнения — распределительное письмо, упражнение на конструирование, работа с текстом: закрепление правописных навыков, закрепление навыков анализа текста, закрепление навыков морфологического разбора слов различных частей речи .16 Полные и неполные предложения — Изучающее чтение статьи учебника.
— Выполнение тренировочных упражнений учебника.
— Комментированное письмо, объяснительное письмо.
— Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
17 Тире в простом предложении — Самостоятельная проверочная работа по домашнему заданию.
— Мотивированное слово учителя, разъясняющее сущность правописного затруднения.
— Изучающее чтение учебного материала, составление схемы-алгоритма решения пунктуационной задачи.
— Тренировочные упражнения :
18 Простое осложненное предложение — Знакомство с теоретическим материалом учебника.
— Выполнение тренировочных упражнений учебника .— Закрепление навыков синтаксического разбора простого предложения
19 Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах — Актуализация знаний, уже известных учащимся.
— Изучающее чтение материалов учебника .— Попутное повторение (виды синтаксических связей, функции знаков препинания).
— Выполнение тренировочных упражнений .— Упражнения на закрепление правописных навыков.
— Самостоятельная работа с последующей самопроверкой
20 Р. Развитие умений самостоятельной работы с авторским текстом ДВ: 2 часть 25
21 Р. Способы определения авторской позиции. Работа с текстом
22 Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях — Изучающее чтение материалов учебника .Тренировочные упражнения: комментированное письмо, объяснительное письмо.
— Закрепление орфографических умений и навыков.
— Развитие речи: составление предложений по предложенным схемам.
23 Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Анализ домашних сочинений — Проверка домашнего задания: самостоятельная работа по вариантам с последующей взаимопроверкой.
— Изучающее чтение материалов учебника , составление схемы-алгоритма решения правописной задачи.
— Выполнение тренировочных упражнений. Аналитическая работа: дать характеристику представленных в предложении союзов
24 Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами — Изучающее чтение материала учебника.
— Фронтальный опрос-беседа по вопросам учителя на уточнение первичного понимания теоретических сведений.
— Составление плана-схемы решения пунктуационной задачи.
— Тренировочные упражнения.
— Комментированное письмо.
— Составление схемы предложений.
— Самостоятельная работа с последующей самопроверкой .25 Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения — Изучающее чтение материалов учебника.
— Составление схем постановки знаков препинания при обобщающих словах.
— Тренировочные упражнения: комментированное письмо; конструирование предложения по схемам, комплексная работа с текстом .26 Обособленные члены предложения — Изучающее чтение материалов учебника .— Обобщающая беседа-опрос с опорой на материал учебника.
— Составление алгоритма решения пунктуационной задачи.
— Выполнение тренировочных упражнений: комментированное письмо; распределительное письмо; дифференцированное задание по вариантам; выполнение заданий на конструирование; комплексный анализ текста; самостоятельная работа с последующей самопроверкой
27 Обособленные и необособленные определения
28 К.р.№3. Диктант с грамматическим заданием Диктант . Грамматическое задание: ДВ: 1 часть 15-17
29 Анализ диктанта Исправление ошибок
30
31 Обособленные приложения — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальные задания по карточкам; самостоятельная работа.
— Знакомство с теоретическим материалом учебника.
— Тренировочные упражнения : комментированное письмо, распределительное письмо, самостоятельная работа с последующей самопроверкой; работа с графическими схемам
32 Обособленные обстоятельства — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальная работа по карточкам, самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
— Знакомство с теоретическим материалом учебника ; опрос-беседа на первичное понимание пунктуационных правил с опорой на содержание параграфа.
— Выполнение тренировочных упражнений ,комментированное письмо; графический анализ предложений.
— Пунктуационный и синтаксический разбор предложений.
33 Обособленные дополнения — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, проверочный диктант.
— Знакомство с теоретическим материалом .— Выполнение тренировочных упражнений .34 Р. Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка Решение тестовых задач (ДВ: 1 часть 1-4, 20-22)
35 К.р.№4. Контрольное сочинение ( 2 часть 25) Написание сочинения-рассуждения (2 часть 25)
36 Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения — Знакомство с теоретическим материалом учебника .— Выполнение тренировочных упражнений : комментированное письмо; пунктуационный и синтаксический разбор; упражнение на конструирование
37 Знаки препинания при сравнительном обороте — Изучающее чтение материалов учебника .— Тренировочные упражнения : отработка постановки знаков препинания при сравнительных оборотах с союзом как.
— Комментированное письмо; объяснительный диктант.
— Упражнение на конструирование: создание предложений со сравнительными оборотами
38 Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях — Проверка домашнего задания: теоретический опрос.
— Изучающее чтение материалов учебника.
— Тренировочные упражнения . — Повторение морфологических разборов слов различных частей речи
39 Вводные слова и вставные конструкции — Проверка домашнего задания: теоретический опрос, индивидуальные задания по карточкам, самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
— Изучающее чтение материала учебника .— Выполнение тренировочных упражнений: распределительное письмо; объяснительное письмо; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой
40 Вставные конструкции — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная беседа), индивидуальные задания по карточкам, проверочный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм.
— Самостоятельная работа с теоретическим материалом параграфа.
— Выполнение тренировочных упражнений: объяснительное письмо; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой
41 К.р.№5. Тест Решение тестовых задач
42 Анализ контрольного теста и сочинений Редакторская правка
43 Сложное предложение. Понятие о сложном предложении — Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя).
— Самостоятельная работа с учебником .— Выполнение тренировочных упражнений.
— Распределительное письмо.
— Комментированное письмо
44 Знаки препинания в ССП — Актуализация знаний, известных учащимся (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя).
— Изучающее чтение материалов учебника , составление опорного конспекта.
— Сообщение учащихся об основных группах сложносочиненных предложений.
— Выполнение тренировочных упражнений , закрепление навыков синтаксического разбора сложносочиненного предложения; закрепление навыков пунктуационного разбора предложения; особенности интонирования синтаксических конструкций — выразительное чтение стихотворного текста, самостоятельная работа с последующей самопроверкой
45 Знаки препинания в СПП с одним придаточным — Проверка домашнего задания: дифференцированный опрос.
— Актуализация знаний, имеющихся у учащихся (беседа-опрос).
— Самостоятельная работа с учебником .— Выполнение тренировочных упражнений : закрепление навыков синтаксического разбора СПП; объяснительное письмо.
— Проверочный диктант с последующей самопроверкой
46 Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными — Проверка домашнего задания: связное монологическое высказывание на лингвистическую тему; индивидуальное задание по карточкам; дифференцированная работа по вариантам.
— Самостоятельная работа с учебником .— Знакомство с образцом синтаксического разбора сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
— Тренировочные упражнения: комментированное письмо; объяснительное письмо; дифференцированные задания по вариантам с учетом уровня усвоения учебного материала
47 48 Знаки препинания в БСП — Самостоятельная работа с теоретическим материалом параграфа.
— Выполнение тренировочных упражнений : объяснительное письмо; работа с материалом для наблюдения; дифференцированное задание.
— Развитие речи — создание текста-миниатюры на заданную тему
49 Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи — Проверка домашнего задания (теоретический опрос-беседа по вопросам учителя; индивидуальные карточки-задания, самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой).
— Тренировочные упражнения :комментированное письмо; объяснительное письмо; выполнение синтаксического разбора предложений; конструирование предложений; работа со словарем
50 Период. Знаки препинания в периоде. Обобщение изученного о сложном предложении — Проверка домашнего задания: теоретический опрос (фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя), индивидуальная работа по карточкам.
— Знакомство с теоретическим материалом параграфа; чтение текста для наблюдения.
— Отработка интонационной выразительной речи.
— Практическая работа: поиск примеров периодов в художественной литературе.
— Выполнение обобщающих упражнений.
— Групповая работа по вопросам и заданиям для повторения
51 Обобщение изученного о сложном предложении - Выполнение обобщающих упражнений.
- Групповая работа по вопросам и заданиям для повторения
52 К.р. № 6. Синтаксический и пунктуационный анализ текста с решением тестовых задач Анализ текста с решением тестовых задач: 1 часть 8-14, 15-19
53 Анализ контрольной работы Исправление ошибок
54
55 Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания прямой речи — Актуализация знаний, известных учащимся (структурированная беседа-опрос по вопросам учителя).
— Изучающее чтение материалов учебника; составление схем-алгоритмов постановки знаков препинания при прямой речи.
— Тренировочные упражнения (476, 478): объяснительное письмо; упражнения на конструирование; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой; лингвистический анализ текста
56 Знаки препинания при диалоге — Проверка домашнего задания (индивидуальный опрос теоретического материала; практическая работа по карточкам).
— Самостоятельная работа с учебником
57 Знаки препинания при цитатах — Проверка домашнего задания (индивидуальный опрос теоретического материала)
— Тренировочные упражнения: самостоятельная работа с последующей самопроверкой; упражнение на конструирование, работа с текстом художественного произведения
58
59 Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация — Мотивированное слово учителя, разъяснение пунктуационного затруднения.
— Изучающее чтение учебника .— Составление алгоритма решения пунктуационной задачи.
— Тренировочные упражнения:
— Работа с материалами для наблюдения (выразительное чтение художественных текстов).
Культура речи 2 ч. (1+1)
60 Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм русского языка — Изучающее чтение § учебника.
— Составление плана-конспекта.
— Ответы на вопросы к параграфу.
— Анализ материалов для наблюдения.
— Выполнение упражнений на закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
61 Р. О качествах хорошей речи. Практическая работа — Ознакомительное чтение §.
— Аналитическое чтение материалов для наблюдения
— Составление конспекта, тезисов, развернутого плана текстов (по выбору учителя и учащихся).
— Аналитическая беседа по вопросам и заданиям для повторения.
— Выполнение упражнений на закрепление правописных навыков .— Создание творческой работы на заданную тему (Обобщение изученного 6 ч. (6) ДВ: 1часть 3,4,22
62 Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Решение тестовых задач ДВ: 1часть 4-14,тест
63 Лексика. Фразеология. Антонимы. Синонимы. Омонимы. Паронимы. Употребление в речи. Решение тестовых задач Тест в формате ЕГЭ
64 Морфология. Орфография. Решение тестовых задач Тест в формате ЕГЭ
65
66 К.р.№7. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ Индивидуальное повторение
67 Анализ итоговой контрольной работы Исправление ошибок
68 Резервный урок Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Русский язык и литература. Русский язык:учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в ч. Ч1,2 / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.-2- изд.М.:ООО «Русское слово-учебник»2015.-336 и 304с.-(Инновационная школа).
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., Русское слово, 2008
Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие /Под ред. Проф. Н.Г. Гольцовой. - 3-е изд., испр. - М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», - 264 с.2009.
Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку/И.П. Цыбулько, В.Н. Александров, Ю.Н. Гостева и др. - М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2015. – 152 с.
Н.М. Девятова, Е. Ю. Геймбух. Русский язык. Диагностические тесты. 10 – 11 классы. – М.: Национальное образование, 2012.
Пахнова Т.М. Русский язык: Комплексная работа с текстом. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ – 2016г.: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 528с.- (Готовимся к ЕГЭ)
Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Павлова Т.И. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие/Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 120 с.- (Мастер-класс).
Меркин Г.С., Зыбина Т.Н., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя/ Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2005. – 208 с.
Гайбарян О.Е. Русский язык: учебно-практический справочник/ О.Е. Гайбарян, А.В. Кузнецова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 240 с – (Знать. Уметь. Достичь)Литература для учащихся
Русский язык и литература. Русский язык:учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в ч. Ч1,2 / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.-2- изд.М.:ООО «Русское слово-учебник»2015.-336 и 304с.-(Инновационная школа).
Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 192 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ – 2015г.: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 528с.- (Готовимся к ЕГЭ).
Павлова Т.И. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие/Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 120 с.- (Мастер-класс).
Гайбарян О.Е.. Русский язык : учебно-практический справочник/ О.Е. Гайбарян, А.В. Кузнецова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 240 с – (Знать. Уметь. Достичь)Скрябина О.А. Интенсивный практический курс русского языка: орфография. Пунктуация: пособие для учащихся/ О.А. Скрябина. – М. : Просвещение, 2006. – 320 с.
Дополнительная литература:
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2012.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2010.
Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
Цыбулько И.П. ЕГЭ 2016. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Национальное образование»,2015
Словари и справочники
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практ. справ.: Ок.
11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 2001.
Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986.
Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа: Рус. яз., 2006. (Библиотека словарей русского языка).
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М.: Рус. яз., 1984.
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка: Более 14 000 слов. Рос.акад. наук, Ин-т лингв. исслед. — СПб.: Норинт, 2004.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: совмещённая редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ в современном написании: в 4 т. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка:
Грамматические формы. Ударение: Ок. 12 000 слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2003.
Зимин В. И., Спирин А. С. Русские пословицы и поговорки: Большой объяснительный словарь. 4-е изд., стереотип. — М.: Феникс, 2008. (Словари).
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: А—Я: Пособие для учащихся 5—9 классов. 8-е изд, испр., доп. —М.: Просвещение, 2006.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А ТЕМП: ЭЛПИС, 2008.
Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, граммат. формы: Ок. 65 000 слов. Под ред. Р. И. Аванесова. Рос.акад. наук. Ин-т рус.яз. им. В. В. Виноградова. 8-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2000.
Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 9-е изд. — М.: Рольф, 2009.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: по произведениям русских писателей XVIII—ХХ вв. 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
Русский орфографический словарь: Около 180 тысяч слов. Под ред. Лопатина В. В. 2-е изд, испр., доп. — М.: Рос. акад. наук. Ин-т рус.яз. им. В.В. Виноградова, 2007.
Аристова Т. С. [и др.]. Словарь образных выражений русского языка. Под ред. [и с предисл.] Телия В. Н. — М.: Отечество, 1995.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: А—Я: пособие для учащихся. — М.: Цитадель-трейд: РИПОЛ классик, 2010.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.
Быстрова Е. А. [и др.]. Школьный толковый словарь русского языка. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение.10-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
Одинцов В. В. [и др.]. Школьный словарь иностранных слов: А—Я. Под ред. Иванова В. В. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.
Современный толковый словарь русского языка: более 90 000 слов и фразеологических выражений. Под ред. Кузнецова С. А. Российская акад. наук, Ин-т лингвистических исслед. — СПб.: Норинт, 2007.
Тихонова Е. Н., Тихонов А. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: Ок. 26 тысяч слов. 7-е изд., стереотип. — М.: Цитадель-трейд, 2005.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание): Для сред.и ст. шк. возраста. Сост. Панов М. В. Редкол.: Степанов Г. В. [и др.]. — М.: Педагогика, 1984.
Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для сред.и ст. шк. возраста. Сост. Новиков В. И., Шкловский Е. А. — М.: Педагогика-пресс, 1998.
Интернет-ресурсы и мультимедийные пособия
http: // www.gramota.ru (рубрика «Учебник грамоты»).
http: // rusgram.narod.ru /2661-2673. html.http: // www.gramma.ru. (Интернет-портал «Культура письменной речи»: рубрика «Ликбез»).
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Уроки русского языка. Кирилл и Мефодий. 11 класс.
Экранно-звуковые пособия (фильмы на DVD). Русский язык. Часть 1,2