Урок русского языка по теме Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие – на вопрос: что? (2 класс)
«Школа 2100», 2 класс
Тема: Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие – на вопрос: что?
Цель:
– развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.
Личностные: проявлять положительное отношение к процессу обучения в ходе выполнения заданий, показывая свою активность, увлеченность.
Метапредметные
Познавательные: уметь классифицировать слова и ставить к ним вопросы кто? что?; уметь правильно формулировать выводы; использовать приобретенные умения для нахождения слов, называющих одушевленные и неодушевленные предметы (без использования терминов);
Регулятивные: уметь определять слова, обозначающие предметы, по вопросам, на которые они отвечают (кто? что?); уметь выполнять учебное действие по плану; уметь выполнять учебное задание в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: уметь выбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, грамотно строить свой ответ; уметь задавать вопросы учителю и собеседнику (уточняющие и контролирующие); уметь согласовывать, координировать позиции при работе в паре и находить общее решение;
Предметные: уметь ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы; уметь находить слова, обозначающие предметы, по вопросам, на которые они отвечают
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Эмоциональное вхождение в урок.
- Добрый день!
«Поделись улыбкою своей». Дети становятся в круг и «дарят» друг другу улыбки, тепло своих рук, хорошее настроение, добрые пожелания.
- Проходим на свои места.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Словарная работа (проводится по составленному кроссворду)
Введение в новый раздел.
Детям раздаются закрытые коробочки и просят не открывать, в коробочке лежат картинки животных и растений.
- Чему вы так удивляетесь? (что внутри)
- Попробуйте задать вопрос друг другу, чтобы определить содержимое коробочки.
- Какие вопросы вы задали к словам – названиям предметов?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Находить ответы на вопросы .
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке, чему учиться? (Задавать вопросы к словам.)
- Давайте составим план урока, что мы хотим сегодня узнать, чему научиться?
Слова, которые отвечают на вопрос: что?
Слова, которые отвечают на вопрос: кто?
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
- Теперь откройте коробочки и рассмотрите картинки.
- Работая в паре, показывайте картинку соседу, задавая вопрос и раскладывая картинки на 2 группы.
- Какие группы у вас получились? (группа с картинками животных, группа с картинками растений).
- Какой вопрос вы задавали к группе с картинками животных? (кто это?)
- Какой вопрос вы задавали к группе с картинками растений? (что это?)
- Как же выбрать вопрос? Что для этого нужно знать? (нужно знать их значения – названия животных или других предметов)
Даётся самооценка по алгоритму:
– Что тебе нужно сделать?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Чему ты учился при выполнении этого задания?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение выполнять учебное действие по плану
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
·
·I. Развитие умений – применение знания.
Выполнив упр.48 учащиеся делают вывод: о людях и животных спрашивают: кто?, о других предметах: что?
– Какие слова вы бы дописали в каждый столбик? (предлагается дописать по 2 слова в каждый столбик)
Упр. 49. (самостоятельно). Можно в парах выполнять: одни выписывают слова, отвечающие на вопрос кто?, другие на вопрос что?. (По окончании выполнения провести взаимопроверку со сменой тетрадей).
Выполняя данное упражнение, развивается умение ставить вопросы к словам, опираясь на их значения – названия людей, животных или других предметов.
Игра на развитие творческого воображения «На что похожи эти изображения?».
(ЧТО? Кружок, шар и т.д.)
(ЧТО? Волна, нитка. КТО? Змея.)
(ЧТО? Листок, капля.)
– Запишите эти слова с вопросом.
– Что мы сейчас делали? (учились задавать вопросы)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
·V. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? (К словам можно задавать вопрос: кто? или что?)
– Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать? (Что называет слово – людей, животных или предметы.)
– Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Давайте оценим свою работу при помощи «Дерева успехов». Зеленый листик – все понравилось, все получилось; желтый – все понравилось, но были недочеты, 1-2 ошибки; красный – не понравилось, не понял, были 3 и более ошибок.
- Каких листочков получилось больше в классе?
- Что надо сделать, чтобы на следующем уроке все дерево было в зеленых листочках?
Личностные:
проявлять положительное отношение к процессу обучения в ходе выполнения заданий, показывая свою активность, увлеченность.
Коммуникативные:
грамотно строить свой ответ; 2. уметь задавать вопросы учителю и собеседнику (уточняющие и контролирующие)