План-конспект урока русского языка на тему «Какие слова отвечают на вопрос (кто?), а какие – на вопрос (что?)» (2 класс, урок 1)

Учебник: 2 класс Русский язык ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).

Цель урока: познакомить учащихся с понятием слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Задачи урока:
Формировать умение задавать правильно вопросы к словам.
Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.
Формировать интеллектуальные учебные действия, умение мыслить и работать с информацией.
Учить коммуникативным навыкам взаимодействия в группе.
Развивать устную речь учащихся.
Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные:
- ставить к словам вопросы кто? что?;
- разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-проговаривать последовательность действий на уроке;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
- находить и исправлять ошибки самостоятельно;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знанийи осознавать необходимость нового знания;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной форме;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе.
Личностные УУД:
- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».
- создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.
5.Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
6.Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Ход урока.
Этап урока, его цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.








Словарная работа
1,2,3 – слушай и смотри.
3,2,1 – мы начнем сейчас.

Прочитайте слова, записанные на слайде Слайд 2
Если хочешь много знать –
Надо потрудиться.
-Эти слова станут девизом нашего урока. Сегодня вам потребуется не только трудолюбие, а также ваши знания, внимание и сообразительность
Слайд 3
Открыли тетради

Игра «Буквы рассыпались»
Еоадвкч, оаабкс, аиттср, тратедка,
вгдру, наждыод,
ретабя, чикмаль.
Проверка по слайду 4

Проверка готовности к уроку


Читают хором слова, записанные на доске.




Дети записывают:
9 октября
Классная работа
Дети пишут слова
Девочка, собака, артист, вдруг, тетрадка, однажды, ребята, мальчик.
Личностные УУД:
Создать условия для проявления интереса к новому материалу.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.

II.Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока).
Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Слайд 5
– Прочитайте предложение:
Рыжик лежит в корзинке.
- О котенке или о грибе говорится в предложении? Что вы можете предположить?
– На какой вопрос отвечает слово рыжик?
– Задание было одно?
– А сколько ответов получили?
– Почему не смогли выполнить задание?


– Какой возникает вопрос?

На слайде появляются вопросы







– Кто? Что?

– Да.
– Два.
– Мы не знаем, как различить, на какой вопрос отвечает слово: кто? или что?
– Как различить, какой вопрос задать к слову: кто? или что?
Регулятивные УУД:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме.

III.Формулирование темы, целей урока.
Цель: организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.

- Определим тему урока.
Слайд 6
- Какую цель перед собой поставите, чему должны научиться?




·- А что такое слово?

- Слова, которые отвечают на вопросы Кто?и Что?
- Научиться ставить вопросы Кто? и Что? к словам.
- Слово имеет смысл и значение.

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме.

IV.Открытие нового знания.
Цель: организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.
– Попробуем составить алгоритм постановки вопросов: кто? и что? к словам.
– Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группе.








- Ребята, перед вами слова.

- Какое задание можете предложить?





- Как вы думаете, какое задание вам предлагается сделать?
Слайд 7
- Вставьте, пожалуйста, буквы.

- Ребята, скажите, а почему у нас слова даны в два столбика?
- Посмотрите внимательно и скажите, по какому признаку их разбили.

Слайд 8


- Значит, как определить какие слова отвечают на вопрос Кто?,а какие на вопрос Что?

Слайд 9
- Составляем алгоритм.
– Может быть верным этот алгоритм?
– Проверим.







– Ещё раз проговорим алгоритм и определим, на какой вопрос отвечает слово рыжик.

Физминутка.
Составляют в группах (по 6 человек) алгоритм.

1. Говори вполголоса.
2. Один говорит - другие слушают.
3. Не перебивай выступающего.
4. С уважением относись друг к другу.
5. Разговор должен идти только о предмете задания.

в_р_бей б_рёза
с_бака п_года
дев_чка _зык
Предлагают: поделить на слоги, поставить ударение, определить кол-во букв и звуков, составить предложение.

- Вставить пропущенные буквы.
Предполагают (разные версии).

- В1 столбике слова, которые называют людей, животных – живые предметы.
- Во 2 столбике слова, которые называют неживые предметы.

- О людях и животных спрашивают КТО? о других предметах – ЧТО?


Составляют в группах (по 6 человек) алгоритм.
По одному представителю от группы представляют составленный алгоритм. Под руководством учителя выбирают удобный алгоритм.

- Если это животное, то вопрос Кто?, если это гриб – Что?


Регулятивные УУД:
Высказывать свою версию.
Коммуникативные УУД:
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде.

V.Применение нового знания.
Цели: организовать применение нового знания;
Организовать выполнение самостоятельной работы;
организовать фронтальную проверку, самопроверку;
организовать самооценку по алгоритму.
С. 43, упр. 48.
– Прочитайте задание.
– Используя алгоритм, выполните задание.
С. 36, упр. 49.
– Прочитайте задание.
– Самостоятельно выполните задание по образцу: КТО? ЧТО?


– Проверьте по образцу свою работу.
Слайд 12
Читают самостоятельно задание.
Проговаривают алгоритм, ставят вопросы к словам.

Фронтальная работа.
Читают самостоятельно задание.
По образцу оформляют задание.

Проверяют по образцу, исправляют ошибки.

Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других.


Регулятивные УУД:
Находить и исправлять ошибки самостоятельно.


VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
- Ребята, давайте вспомним какую цель перед собой ставили? Слайд 13
– Какое новое знание открыли?
– Расскажите по схеме, чему научились на уроке. Слайд 14
1.Я знаю
2.Я запомнил
3.Я справился

- Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после урока. Слайд 15




Выставление оценок учителем
- Научиться ставить вопросы Кто? и Что? к словам.


– Алгоритм постановки вопросов: кто? и что? к словам.

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.


Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.


VII.Домашнее задание.

С.44, упр. 50.

Слушают инструктаж.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.


15